ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-64/19 от 29.01.2019 Щелковского городского суда (Московская область)

дело №12-64/19

РЕШЕНИЕ

29 января 2019 года г. Щелково, Московской области

Судья Щелковского городского суда Петрова Е.Ю., с участием представителя заявителя МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» – ФИО1, ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, зам. начальника отдела надзора за водными ресурсами – ФИО2, рассмотрел жалобу МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального Унитарного Предприятия Щелковского Муниципального района «Межрайонный Щелковский Водоканал» (МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал») о назначении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, зам. начальника отдела надзора за водными ресурсами – ФИО2, юридическое лицо МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» №2395-1 от 21 февраля 1992г., п.п. 9.3, 10.1 Лицензии на пользование недрами № МСК06164, зарегистрированной 29.03.2016г., и на него наложен административный штраф в размере 400 000 рублей.

Судом установлено, что МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» нарушил требования п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» №2395-1 от 21 февраля 1992г., п.п. 9.3, 10.1 Лицензии на пользование недрами № , зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ, при следующих обстоятельствах:

В целях осуществления хозяйственной деятельности, МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал», на основании Лицензии на пользование недрами № , зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет добычу подземных вод для целей питьевого, хозяйственно – бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой собственного предприятия, населения и абонентов в <адрес>, <адрес> и д. <адрес>. Условия пользования недрами является неотъемлемой составной частью лицензии. В ходе проверки выявлено неисполнение в срок следующих условий пользования недрами:

П. 9.3. обязывает недропользователя ежегодно в апреле и ноябре месяцах отбирать и доставлять пробы воды на химический анализ в ТОУ Роспотребнадзора или иную лабораторию, имеющую право ведения подобных работ. Результаты химического анализа, заверенные печатью организации, одновременно с квартальным отчетом об использовании подземных вод, представлять в территориальный орган мониторинга подземных вод.

П. 10.1. обязывает недропользователя, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять в Территориальный орган мониторинга подземных вод отчет об использовании подземных вод, подписанный руководителем организации и заверенный печатью. Одновременно предоставлять сведения о положении уровня воды в скважине и сведения о ходе эксплуатации, ремонтных работах, геофизических исследованиях состояния ствола скважины и др.

Отчеты об использовании подземных вод за 4 квартал 2017 года и за 1,2 кварталы 2018 года в Территориальный орган мониторинга подземных вод в установленный срок не были предоставлены.

МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» в срок до 5 января 2018 года не направило в Территориальный орган мониторинга подземных вод отчет за 4 квартал 2017 года об использовании подземных вод, подписанный руководителем организации и заверенный печатью, включающий в себя результаты химического анализа вод, заверенные печатью организации.

МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» в срок до 5 апреля 2018 года не направило в Территориальный орган мониторинга подземных вод отчет за 1 квартал 2018 года об использовании подземных вод, подписанный руководителем организации и заверенный печатью, включающий в себя результаты химического анализа вод, заверенные печатью организации.

МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» в срок до 5 июля 2018 года не направило в Территориальный орган мониторинга подземных вод отчет за 2 квартал 2018 года об использовании подземных вод, подписанный руководителем организации и заверенный печатью, включающий в себя результаты химического анализа вод, заверенные печатью организации.

Таким образом, допущено нарушение требований, установленных ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные положения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с. п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» №2395-1 от 21 февраля 1992г., пользователь недр обязан обеспечивать выполнение условий, установленных лицензией. Условия пользования недрами вступают в силу со дня государственной регистрации лицензии.

Представитель МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» – ФИО1, не согласившись с постановлением ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, зам. начальника отдела надзора за водными ресурсами – ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ, подала жалобу, в которой указал, что инспектор, вынося указанное постановление, не принял во
внимание факт того, что Муниципальное унитарное предприятие Щёлковского
муниципального района «Межрайонный Щёлковский Водоканал», имеет
в своем хозяйственном ведении <данные изъяты> водозаборных узлов, в составе которых <данные изъяты> артезианская
скважина, и является гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению
абонентов всего <адрес> района. На каждом ВЗУ ведется учет подземных вод, и объем
собираемой для отчетности информации довольно объемный. ВЗУ находятся на обширной
территории, что так же затрудняет сбор и обработку всей необходимой для отчетности
информации. Кроме того, Предприятие одновременно с отчетом об использовании подземных
вод направляет в Территориальный орган мониторинга подземных вод результаты анализов
всех артезианских скважин, расположенных в <адрес> районе, которые выполняются
лабораторией Предприятия самостоятельно. Таким образом, в сжатые сроки необходимо
собрать и обработать огромный объем информации, составить необходимую отчетность и
направить ее в соответствующие контролирующие органы. Предприятие понимает всю
важность этой работы, и прилагает максимум усилий для того, чтобы вся необходимая
отчетность подавалась всегда вовремя. Однако высокая загруженность сотрудников,
задействованных в сборе, обработке, и подаче в контролирующие органы всей необходимой
отчетности не позволила вовремя подать отчетность в первом и втором кварталах 2018г.
Отчетность была подана, но с задержкой в несколько дней. В материалах дела имеется
письмо от АО «<данные изъяты>», в котором сообщается, что отчетность Предприятия об
использовании подземных вод поступает регулярно. В дальнейшем Предприятие обязуется
строго соблюдать сроки подачи всей необходимой отчетности в контролирующие органы.

Заявитель полагает, что назначенный Постановлением штраф в размере 400 000,00 руб.
является явно не соразмерным совершенному правонарушению.

Кроме того, в настоящее время на Предприятии сложилось сложное финансовое
положение, которое обусловлено несвоевременной оплатой управляющими компаниями,
теплоснабжающими и прочими организациями, за предоставляемые Предприятием услуги.

Дебиторская задолженность за предоставляемые услуги, оказанные Предприятием, на
ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. рублей.

С целью уменьшения дебиторской задолженности, направлены <данные изъяты> исковых заявлений в
Арбитражный суд МО на сумму <данные изъяты> рублей. Однако судебные процессы по возврату
денежных средств занимают длительное время.

По результатам работы за 2017 год получена чистая прибыль в сумме <данные изъяты> рублей.
На такой низкий финансовый результат повлияли следующие факторы: 1) на протяжении трех предыдущих лет тариф на водоснабжение не индексировался; 2) объемы реализации услуг по водоснабжению и водоотведению снижаются; 3) с целью бесперебойного обеспечения потребителей Пушкинского района услугами по
водоснабжению и водоотведению с ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды имущества с
Филиалом МУП «Водоканал Пушкинского района», однако сбор платежей по Пушкинскому
району находится на низком уровне.

В сложившейся ситуации, Предприятие испытывает сложности со своевременной
оплатой текущих платежей, своевременной уплатой налогов и сборов, производством
расчетов за энергоресурсы, покупную воду, услуги по очистке стоков, за выполненные
работы по капитальному ремонту, а та же другие оказанные Предприятию работы (услуги).
Кредиторская задолженность предприятия составляет более <данные изъяты>.

На основании изложенного, учитывая все вышеперечисленные факторы, сложное
финансовое положение Предприятия, просит при назначении наказания за совершенное
административное правонарушение в виде штрафа, установить его менее минимального
размера, предусмотренного ст. 7.3 ч.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» – ФИО1 доводы, изложенные в жалобе поддержал, просит удовлетворить.

Проверив материалы дел об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, зам. начальника отдела надзора за водными ресурсами – ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. При этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Суд считает, что действия юридического лица МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, зам. начальника отдела надзора за водными ресурсами – ФИО2 правильно квалифицированы по ст. 7.3. ч. 2 КоАП РФ, то есть пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Согласно п. 10 ч. 2 с. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» №2395-1 от 21 февраля 1992 года, пользователь недр, обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно п.п. 9.3 ч. 2 с. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» №2395-1 от 21 февраля 1992 года, обязывает недропользователя ежегодно в апреле и ноябре месяцах отбирать и доставлять пробы воды на химический анализ в ТОУ Роспотребнадзора или иную лабораторию, имеющую право ведения подобных работ. Результаты химического анализа, заверенные печатью организации, одновременно с квартальным отчетом об использовании подземных вод, представлять в территориальный орган мониторинга подземных вод.

Согласно п.п. 10.1 ч. 2 с. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» №2395-1 от 21 февраля 1992 года, обязывает недропользователя, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять в Территориальный орган мониторинга подземных вод отчет об использовании подземных вод, подписанный руководителем организации и заверенный печатью. Одновременно предоставлять сведения о положении уровня воды в скважине и сведения о ходе эксплуатации, ремонтных работах, геофизических исследованиях состояния ствола скважины и др.

Объективно из материалов дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в целях осуществления хозяйственной деятельности, МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал», на основании Лицензии на пользование недрами №, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет добычу подземных вод для целей питьевого, хозяйственно – бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой собственного предприятия, населения и абонентов в <адрес>, <адрес> и д. <адрес>. Условия пользования недрами является неотъемлемой составной частью лицензии. В ходе проверки выявлено неисполнение в срок следующих условий пользования недрами:

П. 9.3. обязывает недропользователя ежегодно в апреле и ноябре месяцах отбирать и доставлять пробы воды на химический анализ в ТОУ Роспотребнадзора или иную лабораторию, имеющую право ведения подобных работ. Результаты химического анализа, заверенные печатью организации, одновременно с квартальным отчетом об использовании подземных вод, представлять в территориальный орган мониторинга подземных вод.

П. 10.1. обязывает недропользователя, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять в Территориальный орган мониторинга подземных вод отчет об использовании подземных вод, подписанный руководителем организации и заверенный печатью. Одновременно предоставлять сведения о положении уровня воды в скважине и сведения о ходе эксплуатации, ремонтных работах, геофизических исследованиях состояния ствола скважины и др.

Отчеты об использовании подземных вод за 4 квартал 2017 года и за 1,2 кварталы 2018 года в Территориальный орган мониторинга подземных вод в установленный срок не были предоставлены.

МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» в срок до 5 января 2018 года не направило в Территориальный орган мониторинга подземных вод отчет за 4 квартал 2017 года об использовании подземных вод, подписанный руководителем организации и заверенный печатью, включающий в себя результаты химического анализа вод, заверенные печатью организации.

МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» в срок до 5 апреля 2018 года не направило в Территориальный орган мониторинга подземных вод отчет за 1 квартал 2018 года об использовании подземных вод, подписанный руководителем организации и заверенный печатью, включающий в себя результаты химического анализа вод, заверенные печатью организации.

МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» в срок до 5 июля 2018 года не направило в Территориальный орган мониторинга подземных вод отчет за 2 квартал 2018 года об использовании подземных вод, подписанный руководителем организации и заверенный печатью, включающий в себя результаты химического анализа вод, заверенные печатью организации.

Таким образом, допущено нарушение требований, установленных ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные положения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Протоколы об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ в отношении МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал», составлены в соответствии с требованиями ст. 28. 2 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Копия протокола по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вручены представителю юридического лица МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется письменное подтверждение.

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ в отношении МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ подтверждается материалами дела.

У юридического лица МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Поэтому суд считает доказанной вину МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал», в совершении административного правонарушения.

У суда нет оснований ставить под сомнение доказательства собранные по делу, поскольку они являются допустимыми и не противоречивыми.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельством, смягчающим административную ответственность признает полное признание вины и раскаяние, учитывает также отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.

В противном случае, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Санкция ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от 300 000 рублей до 5 000 000 рублей.

С учетом изложенной выше правовой позиции Конституционного суда РФ, применительно к рассматриваемому случаю, суд, учитывая фактическое финансовое положение МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал», приходит к выводу, что данном случае административный штраф МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» может быть назначен в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. ст. 18.15 ч.4, 29.10 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, зам. начальника отдела надзора за водными ресурсами – ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ –изменить.

Юридическое лицо МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский Водоканал», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначить ему наказание, в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение десяти суток с момента получения копии постановления.

Судья Е.Ю. Петрова