ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-64/20 от 29.10.2020 Черниговского районного суда (Приморский край)

12-64/2020

УИД: 25RS0033-01-2020-000648-16

Р Е Ш Е Н И Е

с. Черниговка 29 октября 2020 года

Судья Черниговского районного суда Приморского края Т.В. Жесткова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации <адрес>ФИО1 на постановление государственного инспектора Черниговского муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора по <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации <адрес>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой и дополнительной жалобой, в обоснование которых указал, что, принимая решение о привлечении его к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, государственным инспектором не установлена и документально не подтверждена принадлежность Администрации <адрес> участков, которые не очищены от сухой травянистой растительности. Вмененное нарушение по неорганизации мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы также является необоснованным, поскольку Администрацией было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии мер по локализации пожара и спасению имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы на территории <адрес> сельского поселения». Кроме того, для сельских поселений не установлена обязанность по организации обучения населения мерам пожарной безопасности. Нарушения, выразившиеся в неоснащении территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров, являются непонятными ввиду того, что не содержат месторасположения и количество таких мест. Нарушение в виде того, что для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни не предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения, не конкретизировано. Кроме того, водонапорная башня, расположенная в <адрес>, находится в собственности <адрес>, в связи с чем Администрация <адрес> сельского поселения не обязана обеспечивать данный объект соответствующим источником бесперебойного энергоснабжения. При принятии решения не учтено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории поселения возложено на заместителя главы Администрации. Просит обжалуемое постановление отменить, дело об административном правонарушении прекратить.

ФИО1 в судебном заседании жалобу и дополнительную жалобу поддержал по доводам, в ней изложенным, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Защитник заявителя ФИО2 в судебном заседании жалобу и дополнительную жалобу ФИО1 поддержал, согласно доводам, изложенным в них.

Государственный инспектор по Черниговскому муниципальному району по пожарному надзору ФИО3 в судебном заседании просила оставить жалобу без удовлетворения, а постановление – без изменения.

Выслушав заявителя, его защитника, должностное лицо, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> муниципальному району Главного управления МЧС России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации <адрес> сельского поселения проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

В ходе данной проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

1) не организованы меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

2) не обеспечена организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

3) для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни не предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения;

4) территории общего пользования в <адрес> не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

5) территория около водонапорной башни при въезде в <адрес> по направлению из <адрес> не очищена от сухой травянистой растительности;

6) на территории поселения <адрес> не предусматривается наружное противопожарное водоснабжение;

7) территории общего пользования в <адрес> не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

8) территория справа от знака села при въезде в <адрес> не очищена от сухой травянистой растительности;

9) территория <адрес> в районе <адрес> не очищена от сухой травянистой растительности;

10) территория напротив <адрес> не очищена от сухой травянистой растительности;

11) территории общего пользования в <адрес> не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

12) территория на пересечении <адрес> в <адрес>, слева от проезжей части по направлению <адрес><адрес> не очищена от сухой травянистой растительности;

13) территория на пересечении <адрес> в <адрес>, слева и справа от проезжей части не очищена от сухой травянистой растительности;

14) территория в месте расположения указателя названия <адрес> в <адрес> не очищена от сухой травянистой растительности;

15) территории общего пользования в <адрес> не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

По результатам проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей.

Кроме того, в отношении главы Администрации <адрес> сельского поселения ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составлены: протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определены Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного Закона.

Согласно ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Статьей 21 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В силу ст. 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Во исполнение требований действующего законодательства Администрацией <адрес> сельского поселения принято постановление от «О принятии мер по локализации пожара и спасению имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы на территории Снегуровского сельского поселения», которое предусматривает, в частности принятие мер к локализации очага возгорания силами ДПД.

Вместе с тем доказательств создания такой дружины на территории <адрес> сельского поселения заявителем в судебное заседание не представлено, что свидетельствует о том, что указанное постановление фактически не исполняется.

В соответствии с положениями ст. 19 Закона «О пожарной безопасности» вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

К первичным мерам пожарной безопасности относятся, в частности, организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.

Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДД.ММ.ГГГГ утверждены Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, согласно которым органы местного самоуправления являются основными организаторами и исполнителями мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Таким образом, довод заявителя о том, что у Администрации отсутствуют полномочия по обучению населения мерам пожарной безопасности, является необоснованным.

В силу п. 60.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» водонапорные башни должны быть приспособлены для забора пожарной техникой в любое время года; использование в хозяйственных и производственных целях запаса воды в водонапорной башне, предназначенной для нужд пожаротушения, не разрешается; для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.

Довод заявителя о том, что водонапорная башня, расположенная в <адрес>, находится в собственности <адрес>, также является необоснованным в связи с отсутствием доказательств подтверждения данного факта.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» закреплена классификация и виды средств пожаротушения. Содержание пунктов 4, 7, 11, 15 постановления дает четкую формулировку о необходимости оснащения Администрацией территории общего пользования первичными средствами пожаротушения в каждом населенном пункте.

Таким образом, нарушения, которые содержатся в указанных пунктах оспариваемого постановления, являются обоснованными.

Согласно п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

В силу п. 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

В соответствии со ст. 10 Закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Администрацией не обеспечена очистка от сухой растительности территорий, указанных в п. п. 5, 8, 9, 12, 13, 14 постановления, что подтверждается материалами фототаблицы, имеющейся в материалах дела.

Обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, в связи с чем очистка указанных территорий является обязанностью Администрации.

Признавая главу Администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренного частями 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ, государственный инспектор по Черниговскому муниципальному району по пожарному надзору исходил из того, что факт совершения указанных административных правонарушений, виновность в их совершении подтверждены совокупностью доказательств, в том числе протоколами об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ и , актом от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей.

Из смысла ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.

В данном случае высшим должностным лицом Администрации <адрес> сельского поселения в рассматриваемый период являлся ФИО1 Поэтому довод жалобы о том, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории поселения возложено на заместителя главы Администрации, не может быть признан состоятельным.

Административное наказание назначено главе Администрации <адрес> сельского поселения ФИО4 в пределах санкции ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворении жалобы не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30. 7, 30. 8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора <адрес> муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу главы Администрации <адрес> сельского поселения - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.

Судья Т.В. Жесткова