ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-64/2017 от 01.02.2017 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-64/2017РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

424028

г.Йошкар-Ола 03 февраля 2017 года

ул.Баумана 91-А

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием представителя Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Новоселовой И.С., действующей на основании доверенности от 01 февраля 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО ТКП «Жемчуг» Шалагаевой Е.М. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 20 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, которым

Общество с ограниченной ответственностью торгово-коммерческое предприятие «Жемчуг», расположенное по адресу: <адрес>, ИНН , ОГРН , ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшееся,

привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда Иванова И.Е. Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 20 декабря 2016 года Общество с ограниченной ответственностью торгово-коммерческое предприятие «Жемчуг» (далее по тексту – ООО ТПК «Жемчуг») привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 31 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Согласно постановлению, в действиях ООО ТПК «Жемчуг» имеется нарушение статей 66, 117, 123, 136, 147 Трудового Кодекса РФ (далее - ТК РФ).

Не согласившись с данным постановлением, защитник ООО ТКП «Жемчуг» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить указанное постановление вследствие отсутствия состава административного правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление – пункты 1 и 2 постановления, малозначительности правонарушения – пункты 3, 4, 5 постановления. В обоснование жалобы указала, что аттестация рабочих мест, результатами которой административный орган руководствовался в ходе проверки, проводилась на основании устаревшей методики. С 01 января 2014 года отменены требования о проведении аттестации, а проводится специальная оценка условий труда, утверждена методика проведения специальной оценки условий труда. Данной методикой исключены десятки показателей, определяющих условия труда, как вредные и (или) опасные. 25 ноября 2016 года ООО ТКП «Жемчуг» был заключен договор с ФБУ <данные изъяты> на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест. По результатам проведенной оценки условий труда на рабочих местах не были выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Таким образом, административным органом не доказан сам факт наличия вредных и (или) опасных условий труда, которые являются основанием для применения статьи 147 ТК РФ. Необходимо отметить, что просрочка в оплате отпуска ФИО4 являлась незначительной. Оплата отпуска ФИО4 была произведена в первый день отпуска, что не повлекло серьезных негативных последствий для работника, в связи с чем возможно применить статью 2.9 КоАП РФ. Все работники, указанные в постановлении были извещены задолго до начала отпуска, предоставленного в 2016 году, доказательством чему служит согласование в декабре 2015 года графика отпусков на 2016 год.

Поскольку в судебное заседание законный представитель ООО ТПК «Жемчуг», надлежаще извещенный не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.

Представитель государственной инспекции труда ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, считает постановление законным и обоснованным.

Выслушав ФИО2, исследовав материалы дела Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статьи 20 ТК РФ работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Государственной инспекцией труда в РМЭ в период с 15 ноября 2016 года по 12 декабря 2016 года плановой выездной проверки в отношении ООО ТПК «Жемчуг» соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлено нарушения трудового законодательства.

Так, согласно материалам дела, в соответствии со сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, от 2012 года, следующим профессиям установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1: <данные изъяты>: продавец продовольственных товаров; кассир; <данные изъяты>: продавец продовольственных товаров; старший кассир; кассир; упаковщик; <данные изъяты>: продавец продовольственных товаров; кассир; упаковщик; <данные изъяты>: продавец продовольственных товаров; кассир; <данные изъяты>: старший кассир; кассир; продавец продовольственных товаров; <данные изъяты>: продавец продовольственных товаров; кассир; <данные изъяты>: директор магазина; упаковщик; уборщик производственных и служебных помещений; <данные изъяты>: старший кассир; кассир; продавец продовольственных товаров; Производство: повар; старший повар; повар-пельменщик; кухонный рабочий.

Следующим профессиям установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2: <данные изъяты>: упаковщик, грузчик, уборщик производственных и служебных помещений; <данные изъяты>: грузчик, уборщик производственных и служебных помещений; <данные изъяты>: грузчик, уборщик производственных и служебных помещений; <данные изъяты>: грузчик; Производство: грузчик; Администрация: водитель автомобиля.

С 01 января 2014 года в целях приведения в соответствие трудовых затрат и мотивации сотрудников в штатное расписание были включены следующие должности: повар-изготовитель полуфабрикатов, повар мясного цеха, повар салатного цеха, а должность старшего повара была упразднена. При этом условия труда данных работников не изменились, трудовая функция осталась прежней, не изменилось оборудование, на котором они работают. Кроме того, на момент проведения аттестации рабочих мест в штатном расписании были следующие должности: кассир, продавец продовольственных товаров. С 01 марта 2013 года в штатное расписание была введена должность продавец-кассир. При этом трудовые функции работников не изменились, условия труда остались прежними.

В соответствии с представленными трудовыми договорами, а также списком работников ООО ТКП «Жемчуг», следующие работники осуществляют трудовую деятельность в условиях, связанных с вредными производственными факторами:

<данные изъяты>: ФИО6 - продавец-кассир; ФИО7 - продавец-кассир; ФИО8 - продавец гастрономии; ФИО9 - продавец-кассир;

<данные изъяты>: ФИО10 - продавец гастрономии; ФИО11; ФИО12 - грузчик; ФИО13 - продавец-кассир; ФИО14 - продавец-кассир; ФИО15 - продавец-кассир;

<данные изъяты>: ФИО16 - продавец-кассир; ФИО17 - продавец гастрономии; ФИО18 - продавец-кассир; ФИО19 –грузчик;

<данные изъяты>: ФИО20 - продавец-кассир; ФИО21 - продавец-кассир;

<данные изъяты>: ФИО22 - продавец кассир; ФИО23 - продавец-кассир; ФИО24 - продавец-кассир; ФИО25 - продавец гастрономии; ФИО26 - продавец-кассир;

<данные изъяты>: ФИО27 - продавец-кассир; ФИО28 -продавец-кассир;

<данные изъяты>: ФИО29 - продавец-кассир;

<данные изъяты>: ФИО30 - продавец-кассир; ФИО31 - продавец гастрономии; ФИО32 - продавец-кассир; ФИО33 - продавец-кассир; ФИО34 - продавец-кассир. Производство: ФИО35 - повар мясного цеха; ФИО36 - повар-изготовитель полуфабрикатов и другие работники.

В силу части 1 статьи 146 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ).

Согласно представленным расчетным листкам оплата за работу с вредными условиями труда за период с января 2016 года по август 2016 года в нарушение статьи 147 ТК РФ указанным работникам в повышенном размере не производилась.

В соответствии со статьей 117 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

В соответствии со сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, от 2012 года, следующим профессиям установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2 — вредный 2 степени: <данные изъяты>: грузчик; уборщик производственных и служебных помещений; <данные изъяты>: грузчик; уборщик производственных и служебных помещений; <данные изъяты>: грузчик; уборщик производственных и служебных помещений; <данные изъяты>: грузчик; Производство: грузчик; Администрация: водитель автомобиля.

В соответствии с представленными трудовыми договорами, а также списком работников ООО ТКП «Жемчуг», указанные должности занимают следующие работники: <данные изъяты>: ФИО12 - грузчик; <данные изъяты>: ФИО19 - грузчик;

В нарушение статьи 117 ТК РФ работникам, занимаемым указанные выше должности, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда не устанавливался, что также подтверждается графиком отпусков на 2016 год, утвержденным 14 декабря 2015 года, и трудовыми договорами с работниками.

В соответствии с частью 9 статьи 136 ТК РФ оплата отпуска
производится не позднее, чем за три дня до его начала.

В нарушение части 9 статьи 136 ТК РФ оплата отпуска ФИО4, предоставленного в соответствии с графиком отпусков, с 09 января 2016 года по 22 января 2016 года приказом от 30 декабря 2015 года , произведена лишь 09 января 2016 года (платежная ведомость от 09 января 2016 года № ).

В соответствии со статьей 236 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) при нарушении работодателем установленного соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В соответствии со статьей 123 ТК РФ, очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала.

Так, о времени начала отпуска ФИО37 уведомлена 15 августа 2016 года (отпуск с 27 августа 2016 года), ФИО38 – 04 июля 2016 года (отпуск с 11 июля 2016 года), ФИО39 – 05 августа 2016 года (отпуск с 16 августа 2016 года), ФИО40 – 18 августа 2016 года (отпуск с 22 августа 2016 года), ФИО41 – 25 августа 2016 года (отпуск с 02 сентября 2016 года), ФИО42 – 17 августа 2016 года (отпуск с 22 августа 2016 года).

Таким образом, в нарушение статьи 123 ТК РФ имеют место случаи извещения работников под роспись о времени начала ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков на 2016 года, позднее, чем за две недели до его начала.

В нарушение статьи 66 ТК РФ, Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003г. № 69: на первой странице трудовых книжек ФИО21, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48 отсутствует подпись владельца трудовой книжки; на первой странице трудовых книжек ФИО50., ФИО49 отсутствует ссылка на документ, на основании которого произведено изменение записи о фамилии работника; на первой странице трудовой книжки ФИО10 отсутствуют сведения о дате заполнения трудовой книжки.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ, потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно частей 2 и 3 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Следовательно, работникам ООО ТПК «Жемчуг», занятым на работах с вредными условиями труда, которым оплата за труд в повышенном размере не производилась, не своевременной оплатой отпуска, данным правонарушением причинен имущественный вред, что, безусловно, порождает их право участвовать в производстве по делу об административном правонарушении в качестве потерпевших, которое в свою очередь влечет обязанность в данном случае должностного лица, осуществляющего производство по делу, обеспечить условия для реализации этого права указанным работникам, которые не были привлечены к участию в деле.

Невыполнение государственным инспектором труда данного требования в ходе производства по делу об административном правонарушении повлекло существенно нарушение прав потерпевших, предусмотренных статьей 25.2 КоАП РФ.

В силу статьи 28.2. КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении в том числе указываются фамилии, имена, отчества, адрес места жительства потерпевшего, которому при составлении протокола об административном правонарушении разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе, и вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Положениями статьи 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, пунктом 5 части 1 которой предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.

При указанных обстоятельствах вынесенное постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене ввиду существенного нарушения процессуальных требовании.

Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При этом реализация названных задач производства по делам об административных правонарушениях включает не только выяснение имеющих значение для правильного рассмотрения дела обстоятельств, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, в том числе процессуальных прав всех участников производства по делу. Не являются исключением и потерпевшие.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Разрешая вопрос об отмене постановления должностного лица и возвращении дела на новое рассмотрение, учитываю, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек, дело подлежит направлению в административный орган на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении должностному лицу надлежит обеспечить полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела, в соответствии с требованием процессуальных норм.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 20 декабря 2016 года о признании Общества с ограниченной ответственностью торгово-коммерческое предприятие «Жемчуг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 31 000 рублей, – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Марий Эл

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов