по делу об административном правонарушении
16 июня 2017 года г. Буй Костромской обл.
Буйский районный суд Костромской области в составе:
судьи Прыгуновой Ю.С.,
при секретаре Потаповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «Экохиммаш» на постановление по делу об административном правонарушении от 07 апреля 2017 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенном старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Костромской области Н.В. , ЗАО «Экохиммаш» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным выше постановлением, ЗАО «Экохиммаш» обратилось в суд с жалобой, в котором просит его отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Согласно постановлению Управления Росприроднадзора, в нарушение требований природоохранного законодательства, ЗАО «Экохиммаш» осуществляет свою деятельность в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, до 03.04.2017г. отсутствовал паспорт на отход III класса опасности (код по ФККО-91920401603) - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) с подтверждающими документами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Требования п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение относится к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности при которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
ЗАО «Экохиммаш» по установленным критериям значений среднесписочной численности работников и дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, а также условиям по доле участия в капитале соответствует субъектам МСП.
Управление Росприроднадзора ссылается на то, что согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы, ЗАО «Экохиммаш» не отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", касающиеся критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, были изменены положениями Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившими в силу 1 января 2016 года (ч.2 ст. 10 Закона). Внесение указанного противоречивого изменения привело к тому, что все Закрытые акционерные общества оказались исключенными из субъектов малого и среднего предпринимательства.
Однако, до 01 августа 2016г. в соответствии с частью 10 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП применялись условия, установленные статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 408-ФЗ.
До 31 декабря 2016г. в соответствии с частью 11 статьи 10 Федерального закона N 408-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям отнесения к субъектам МСП, действовавшим до вступления в силу Федерального закона N 408-ФЗ, сохраняют право на поддержку, оказанную таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 1 августа 2016 года в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие МСП.
03 июля 2016г. Федеральным законом N 265-ФЗ в законодательство уже внесены изменения в п. 1.1 части 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, которые вступают в силу 01.07.2017г. и реализация которых в 2017 году создает возможность для включения акционерных обществ в реестр субъектов МСП.
В настоящее время ЗАО «Экохиммаш» осуществляет разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - заключен договор с 000 <данные изъяты> и произведена оплата работ (копия платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ прилагается).
В отношении второго нарушения, указанного в постановлении - паспорт на отход III класса опасности (код по ФККО-91920401603)- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) оформлен и представлен с документами, подтверждающими состав отхода, в Управление Росприроднадзора по Костромской области. В 2016г. обтирочный материал III класса опасности отсутствовал в связи с обновлением тракторно-погрузочной техники и заключением договора на обслуживание с «<данные изъяты>».
На основании изложенного, ЗАО «Экохиммаш» просит суд отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Костромской области Н.В. и прекратить производство по делу.
Представитель ЗАО «Экохиммаш» ФИО1, действуя на основании доверенности, уточнила доводы жалобы. Просит учесть, что юридическим лицом в полном объеме признается вина, Общество просит применить малозначительность и прекратить производство по делу, при этом учесть деятельное раскаяние, выразившееся в составлении паспорта на обтирочный материал III класса опасности и заключении договора на разработку проекта. Также просят учесть что каких-либо вредных последствий не наступило, ранее юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности, общественные отношения не пострадали.
В судебном заседании генеральный директор ЗАО «Экохиммаш» ФИО2 поддержал высказанную позицию, просил о применении ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области по доверенности ФИО3, старший государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области по доверенности ФИО4 оставили на усмотрение суда рассмотрение жалобы. Считают, что возможно учесть действия юридического лица, направленные на разработку проекта и предоставление паспорта по отходам 3 класса.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Санкция указанной статьи предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренногост. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, являются общественные отношения в области обращения с отходами производства и потребления.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти (ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Как следует из материалов дела, в Управление Росприроднадзора по Костромской области из Костромской межрайонной прокуратуры поступило сообщение по обращению граждан по факту осуществления деятельности ЗАО «Экохиммаш» в области обращения с отходами производства и потребления с нарушением природоохранного законодательства, в т.ч. в отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
По данному факту было возбуждено административное расследование, а впоследствии дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Экохиммаш» по ст. 8.2 КоАП РФ, заключающегося в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области Н.В. в отношении юридического лица - ЗАО «Экохиммаш» составлен протокол об административном правонарушении, выразившегося в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления ( л. д. 17-26).
В результате административного расследования установлено, что согласно Программе производственного экологического контроля ЗАО «Экохиммаш» от 2016 года, в процессе производство - хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления I - IV класса опасности с подтверждающими документами, за исключением паспорта на отходы III класса опасности - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, а также, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно информации отдела государственной экспертизы и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, для ЗАО «Экохиммаш» закончился ДД.ММ.ГГГГ.
Также установлено, что паспорт на отходы III класса опасности - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, в ЗАО «Экохиммаш» на момент составления протокола об административном правонарушении отсутствовал.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области Н.В. вынесено постановление о назначении административного наказания юридическому лицу - ЗАО «Экохиммаш», предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в виде штрафа <данные изъяты> рублей ( л. д. 7-15).
Основанием для привлечения ЗАО «Экохиммаш» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации послужило то обстоятельство, что ЗАО «Экохиммаш», своевременно не организовал и не обеспечил исполнение требований природного законодательства и экологических требований при осуществлении производственной, хозяйственной деятельности, вследствие чего на предприятии не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, до 03.04.2017г. отсутствовал паспорт на отход III класса опасности - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами с подтверждающими документами.
Совершенное ЗАО «Экохиммаш» правонарушение ( в форме бездействия) посягает на общественные отношения, объектом которых является охрана окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий.
В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу о невозможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции указанной нормы.
В тоже время следует отметить, что ссылка ЗАО «Экохиммаш» в жалобе на то, что по установленным критериям значений среднесписочной численности работников и дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, а также условиям по доле участия в капитале соответствует субъектам малого и среднего предпринимательства, безосновательна, поскольку субъекты малого и среднего предпринимательства определяются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В силу ст. 4 указанного Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.12.2015 года N 408-ФЗ), к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы, ЗАО «Экохиммаш» на момент совершения административного правонарушения и по настоящее время, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности привлечения ЗАО «Экохиммаш» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Однако, с учетом предпринятых мер по представлению паспорта на отходы III класса опасности, а также в связи с заключением договора на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, суд считает возможным снизить назначенный ЗАО «Экохиммаш» административный штраф.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, а также учитывая характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение ЗАО "Экохиммаш", ранее являющегося субъектом малого предпринимательства, отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей не соответствует характеру совершенного им административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав ЗАО "Экохиммаш" как субъекта предпринимательства, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного ему административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Экохиммаш" подлежит изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты> рублей.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 2, 30.8 КоАП РФ, суд
Р е ш и л:
Изменить постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Экохиммаш" - путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Костромской области Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Экохиммаш" - оставить без изменения, жалобу ЗАО «Экохиммаш» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей жалобы через Буйский районный суд в течениедесяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Ю.С. Прыгунова