Дело № 12-64/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
25 января 2018 года г. Сургут
Судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: <...>, рассмотрев в открытом заседании жалобу законного представителя юридического лица С.Ж.А. на постановление старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Нотариальной палаты ХМАО-Югры
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ, Нотариальной палаты ХМАО-Югры признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
В жалобе, поданной в Сургутский городской суд, законный представитель юридического лица С.Ж.А., выражает несогласие с вынесенным постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что деятельность по накоплению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах отвечающих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С ДД.ММ.ГГГГ законодатель вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Ни из материалов дела, ни из обжалуемого постановления не следует, что заявитель занимается специализированной деятельностью по обращению с отходами, в том числе накоплением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона об отходах. В соответствии с Уставом Нотариальной палаты ХМАО-Югры, нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. В соответствии с Уставом нотариальная палата создана в целях организации публично-правовой нотариальной деятельности нотариусов по обеспечению и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, осуществления контроля за этой деятельностью, представления и защиты интересов нотариусов, оказания им содействия в нотариальной деятельности. Нотариальная палата осуществляет возложенные на нее публично-правовые полномочия в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Уставом. Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность только постольку, поскольку это необходимо для выполнения уставных задач. Такие виды деятельности как сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов и иное обращение с отходами не относятся к уставной деятельности Нотариальной палаты. Сведения об осуществлении деятельности по обращению с отходами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности Нотариальной палатой не заявлялись. Как указывает в своем постановлении заинтересованное лицо, основным видом деятельности нотариальной палаты является деятельность в области права, что подтверждается данными налоговой службы (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц). Следовательно, заявитель не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств того, что заявитель осуществляет деятельность в области обращения с отходами, в том числе накоплением отходов, в материалах дела об административном правонарушении не имеется. Подача заявителем декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год не свидетельствует само по себе об осуществлении заявителем деятельности в области обращения с отходами как уставного вида деятельности и направленного на получение прибыли. Поскольку материалами дела не доказано, что деятельность заявителя связана с обращением с отходами, отсутствие у заявителя паспорта на опасные отходы не образует состав вменяемого ему административного правонарушения.
В судебном заседании защитник Нотариальной палаты ХМАО-Югры М.А.А., доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что Нотариальная палата является собственником жилого помещения в МКД по адресу: <адрес>. На основании договора, ТСЖ «<данные изъяты>» оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в жилом доме, в том числе по предоставлению мест для накопления мусора. ООО «<данные изъяты>» на основании договора с ТСЖ «<данные изъяты>» осуществляет сбор и транспортировку отходов на специализированные полигоны (копии договоров, актов прилагаются). Из сказанного следует, что Нотариальная палата не занимается накоплением, тем более сбором отходов. Объективная сторона ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения не предусматривает административную ответственность за отсутствие паспорта отхода, так как Нотариальная палата не занимается иной деятельностью по обращению с отходами.
В судебном заседании представители административного органа Ш.Ю.Ю., Л.Н.В. пояснили, что субъектный состав указанного правонарушения не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, субъектами административной ответственности являются любые граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые в своей деятельности не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством. Так, согласно требованиям пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 89- ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ). На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ). В соответствии с пунктом 4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 6). Паспорт отходов у Нотариальной палаты отсутствует.
Заслушав защитника, представителей административного органа, изучив представленные материалы и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет административное наказание.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исходя из вышеприведенных норм обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов); обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов имеется у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.(далее - Порядок).
Согласно пункта 3 и 4 Порядка Паспорт отходов IV класса опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы IV класса опасности
В пункте 7 Порядка установлено, что на отходы IV класса опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.
Копия паспорта, заверенного юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Пункт 10 Порядка говорит о том, что на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 Правил.
В Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 г. N 445 (в ред. Приказов Росприроднадзора от 28.04.2015 N 360), внесен следующий вид отхода - мусор и смет производственных помещений (код по ФФКО 7 33 210 01 72 4), как отход с IV классом опасности
Как следует из представленных материалов, в адрес Природнадзора Югры от Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, содержащее информацию о том, что юридическим лицом Нотариальной палатой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не предоставлены паспорта отходов I-IV класса опасности.
Основным видом деятельности Нотариальной палаты Ханты- Мансийского автономного округа - Югры по данным налоговой службы (выписка из ЕГРЮЛ) является деятельность в области права.
В процессе деятельности Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образуются отходы IV класса опасности, а именно: мусор и смет производственных помещений.
Поскольку в ходе осуществления деятельности Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образуются отходы производства и потребления, организация обязана соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно - эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Установлено, что у Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отсутствуют паспорта на опасные отходы. Накопление отходов Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находится по адресу <адрес>.
Между Нотариальной палатой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ТСЖ «<данные изъяты>» заключен договор на оказание услуг на содержание твердо-бытовых отходов на 4 квартал 2016 г.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- копией протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства совершенного правонарушения (л.д. 67-69);
- копией письма нотариальной палаты ХМАО - Югры в Росприроднадзор от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 31);
- копией декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год (л.д. 32-36);
- копией расчета суммы платы за размещение отходов производства и потребления (л.д. 37);
- копией расчета суммы платы при размещении отходов (л.д. 38);
- копией справки ТСЖ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которой ими за 04 квартал 2016 года было принято от ассоциации Нотариальная палата ХМАО-Югры, твердых отходов в количестве 6 куб.м, согласно договора на оказания услуг по содержанию МКД по адресу: <адрес> (л.д. 39);
- копией письма Росприроднадзора по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого Управление информирует, что ассоциация Нотариальная палата ХМАО-Югры осуществляет хозяйственную деятельность на территории г. Сургута, в процессе деятельности образуются отходы, при этом в Управление материалы паспортизации общество не представляло (л.д. 40);
- копией Устава Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (л.д. 45-64).
Частью 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что у Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отсутствуют паспорта на опасные отходы, в то время как в процессе деятельности Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образуются отходы IV класса опасности, а именно: мусор и смет производственных помещений.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Нотариальной палатой ХМАО-Югры всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что Нотариальная палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не является субъектом правонарушения, поскольку не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Таким образом, приведенные нормы свидетельствуют об их распространении на организации, которые накапливают отходы производства и потребления с целью их последующего размещения и обезвреживания.
Факт образования в ходе деятельности Нотариальной палаты Ханты- Мансийского автономного округа - Югры отходов (мусора и смета производственного) подтверждается декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год (раздел 3), справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, и заявителем не оспаривается ( л.д.32-39).
В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445, отходы «мусор и смет производственный» отнесены к отходам с IV классом опасности.
Поскольку в ходе осуществления деятельности Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образуются отходы производства и потребления IV класса опасности, она обязана соблюдать требования Федерального закона № 89-ФЗ, в том числе, составить, утвердить и предоставить в уполномоченный орган паспорта отходов.
В рассматриваемом случае, материалами дела подтверждено, что указанная обязанность Нотариальной палатой Ханты- Мансийского автономного округа - Югры не исполнена, следовательно, в ее действиях (бездействиях) имеется событие и состав административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, поэтому субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Доводы жалобы об отсутствии вины общества в совершении данного правонарушения признаются несостоятельными.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия Нотариальной палатой ХМАО-Югры квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Нотариальной палаты ХМАО-Югры к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено с соблюдением правил ст. ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Нотариальной палаты ХМАО-Югры по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ оставить без изменения, а жалобу законного представителя Нотариальной палаты ХМАО-Югры С.Ж.А. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА «25»_января 2018 г.
Подлинный документ находится в деле №
СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ
Судья Сургутского городского суда
_____________________________ А.В. Лопатнев
Судебный акт вступил (не вступил)
в законную силу «_____»__________________20_____г.
Секретарь суда __________________________________