Дело №12-64/2018
Р Е Ш Е Н И Е
на постановление по делу об административном правонарушении
27 февраля 2018 года <...>, каб. 324
Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 23.01.2018 № 84, которым Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – МОСП по ИОВИП УФССП России по Алтайскому краю/ межрайонный отдел) от 23.01.2018 №84 Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» (далее КГКУ «Региональное жилищное управление»/ Управление) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, КГКУ «Региональное жилищное управление» обжаловало его в районный суд. В жалобе защитник учреждения ФИО2 ссылается на то, что в действиях КГКУ «РЖУ» отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку решение суда не исполнено по независящим от него причинам. Учреждение информировало судебного пристава-исполнителя о том, что в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 03.09.2007 №75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Алтайского края, включенные в адресную инвестиционную программу, отражаются в законе о краевом бюджете на очередной финансовый год. Жилищный фонд социального использования в Алтайском крае не создан, жилые помещения за учреждением не закреплены, собственных денежных средств на приобретение жилых помещений КГКУ «РЖУ» не имеет. Исполнение судебных актов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Приобретение жилых помещений для дальнейшей их передачи по договорам социального найма возможно только в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В настоящее время КГКУ «Региональное жилищное управление» ведется работа по исполнению решения, проводятся аукционы, предпринимаются все зависящие от Учреждения меры, что свидетельствует об отсутствии его вины во вмененном правонарушении. Сроки, установленные судебным приставом-исполнителем для исполнения судебных решений, являются неразумными и необоснованными. В связи с чем просит постановление судебного пристава-исполнителя отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба подана КГКУ «Региональное жилищное управление» в суд в предусмотренный законом 10-дневный срок с момента получения его копии (23.01.2018), что подтверждается входящим штампом на копии постановления, поэтому препятствий для ее рассмотрения не имеется.
В судебное заседание представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился, извещен, причина неявки не известна, с учетом положений ст. 25.15 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении судьей не велся, поскольку его составление предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях только в случае рассмотрения дела коллегиальным органом (ст. 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), кроме того при рассмотрении дела ходатайств о его ведении не поступило.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела в полном объеме в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении от 24.04.2017 № 84, межрайонным отделом 01.03.2016 возбуждено исполнительное производство № 2884/16/22089-ИП о возложении обязанности на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м общей площади по договору специализированного найма жилого помещения, отвечающее установленным техническим требованиям, в границах муниципального образования – г. Барнаул.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований. Должник был предупрежден о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора.
24.03.2016 в отношении должника вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
24.03.2016 должнику установлен новый срок для исполнения исполнительного документа – до 20.06.2016.
Представитель должника обратился с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 10.05.2016 в межрайонный отдел поступило определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01.06.2016.
13.07.2016 должнику установлен новый срок исполнения решения суда до 01.09.2016.
В соответствии с Законом Алтайского края от 06.07.2016 № 57-ЗС в статьи 17-1 и 17-2 Закон Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» внесены изменения, вступающие в силу с 01.08.2016.
Согласно внесенным изменениям, предоставление жилых помещений детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, осуществляется вновь созданным учреждением –КГКУ «Региональное жилищное управление». В связи с этим, Центральным районным судом г. Барнаула рассматривался вопрос о замене стороны в исполнительном производстве.
20.12.2016 в межрайонный отдел поступило определение Центрального районного суда г. Барнаула о замене стороны в исполнительном производстве.
23.01.2017 судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынес постановление о замене стороны в исполнительном производстве, заменив Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на КГКУ «Региональное жилищное управление».
23.01.2017 должнику установлен новый срок для исполнения требований – до 23.03.2017.
20.04.2017 состоялся телефонный разговор взыскателя и судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела ФИО2, из которого следует, что решение суда не исполнено.
Вышеуказанные сведения содержатся в протоколе по делу об административном правонарушении.
25.04.2017 в отношении КГКУ «Региональное жилищное управление» вынесено постановление № 84 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 05.07.2017 постановление № 84 от 25.04.2017 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
23.01.2018 должностным лицом межрайонного отдела вынесено обжалуемое постановление, из которого следует, что КГКУ «Региональное жилищное управление» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Между тем, привлекая КГКУ «Региональное жилищное управление», обжалуемым постановлением, к административной ответственности по ч.1 ст. ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебный пристав-исполнитель не учел следующее.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного КГКУ «Региональное жилищное управление» административного правонарушения должным образом не доказано.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы (ч. 1 ст. 5). Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 6).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 1, 2 ст. 105).
Из материалов дела следует, что протокол по делу об административном правонарушении содержит сведений об обстоятельствах при которых совершено административное правонарушение, так в протоколе от 24.04.2017, указано время совершения правонарушения 00 часов 01 мин. 23.03.2017, а в постановлении от 23.01.2018 время совершения правонарушения указано как 00 час. 01 мин. 24.03.2017, в связи с чем должностным лицом не учтено, что на дату вмененного лицу в протоколе правонарушения
в действиях учреждения отсутствовал состав правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указано место совершения правонарушения: <...>, при этом постановление по делу содержит сведения о месте совершения правонарушения: <...> к1, данное противоречие не было устранено должностным лицом ни на стадии принятия дела к производству (ст. 29.4 КоАП РФ), ни в ходе рассмотрения дела по существу (ст. 26.1 КоАП РФ).
При вынесении решения суд учитывает, что материалы дела не содержат доказательств по делу на основании которого действия должника квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений статьи 105 Закона об исполнительном производстве, событие указанного административного правонарушения наступает по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, представленному межрайонным отделом по запросу суда, материалы дела содержат следующие сведения: повестка на 24.04.2017 (л.д.1), протокол № 84 от 24.04.2017 (л.д.2), повестка на 25.04.2017 (л.д.3), копия исполнительного листа (л.д. 4-5), копия постановление о возбуждении исполнительного производства (л.д.6), копия постановления о взыскании исполнительского сбора (л.д.7), копия постановлении о назначении нового срока исполнения (л.д. 8), телефонограмма (л.д.9), объяснения от 24.04.2017 (л.д. 10-11), доверенность копия (л.д. 12), объяснения от 25.04.2017 (л.д.13-14), копия доверенности (л.д.15), постановление № 84 от 25.04.2017 (л.д. 16-17), копия решения суда от 05.07.2017 №12-151/2017 (л.д. 18-19), повестка на 23.01.2018 (л.д. 20), постановление № 84 от 23.01.2018 (л.д. 21-23).
Таким образом, сведения описанные в протоколе по делу об административном правонарушении, в частности - постановление об установлении нового срока исполнения от 24.03.2016, определение суда об отсрочке исполнения решения, постановление об установлении нового срока исполнения от 13.07.2016, определения суда и постановление пристава о замене стороны, в материалы дела об административном правонарушении не представлены.
Кроме того, отсутствуют в материалах дела и сведения о вручении должнику копии постановления о взыскании исполнительского сбора от 24.03.2016, а также постановления о назначении нового срока исполнения от 23.01.2017 с установленным сроком для исполнения требований исполнительного документа до 23.03.2017.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" вышеуказанные постановления может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Следует также отметить, что, исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к установлению обстоятельств по делу об административном правонарушении влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Кроме того, суд учитывает, что действующее законодательство, а именно: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Приказ ФССП России от 11.07.2012 N 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства", Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти", Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 29.10) не содержит сведений о возможности изготовления постановления о привлечении к административной ответственности на листах формата А4, оборотная сторона которых имеет перечеркнутую информацию, не относящуюся к материалам дела.
Между тем, должностным лицом межрайонного отдела вынесено постановление от 23.01.2018 № 84 о привлечении к административной ответственности КГКУ «Региональное жилищное управление» по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на листах формата А 4 оборотная сторона которых содержит перечеркнутую информацию не относящуюся к материалам дела, т.е. черновиках, что недопустимо.
Согласно статье 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Однако в постановлении по делу об административном правонарушении от 23.01.2018 должностное лицо ограничился указанием сведений содержащихся в протоколе без исследования обстоятельств вмененного административного правонарушения.
При вынесении решения суд учитывает, что в постановлении от 23 января 2018 года №84 не указаны дата и место составления постановления после слова «Постановлении № 84 о привлечении к административной ответственности», однако с учетом материалов дела это не может служить основанием для отмены указанного постановления по данному основанию, так как обжалуемое постановление содержит дату и место составления в правом верхнем углу постановления, что не противоречит ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682 и подтверждается иными материалами административного дела.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В связи с чем постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 23 января 2018 года №84 подлежит отмене, а дело – прекращению ввиду отсутствия в действиях КГКУ «Региональное жилищное управление» состава административного правонарушения.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела в соответствии с законом.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 23 января 2018 года №84 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1, а также в ч. 5 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня его получения непосредственно в Алтайский краевой суд или через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Судья подпись Т.В. Рише