ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-64/2022 от 06.07.2022 Тотемского районного суда (Вологодская область)

№ 12-64/2022

УИД 35MS0056-01-2022-000038-95

РЕШЕНИЕ

г. Тотьма 06 июля 2022 г.

Тотемский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Линьковой Т.А.,

при секретаре Кокине С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия «Тотемское пассажирское автотранспортное предприятие» на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 56 от 11 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 56 от 11.02.2022 МУП «Тотемское ПАТП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб.

Оспаривая законность и обоснованность вынесенного постановления, директор МУП «ПАТП» Холмогоров А.А. 02.03.2022 обратился в суд с жалобой, просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «ПАТП» прекратить, указывая, что с вынесенным постановлением не согласен в виду того, что внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Тотемское ПАТП» проведена в нарушение требований закона. В акте проверки зафиксированы несущественные нарушения, выводы контролирующего органа противоречат материалам, представленным предприятием. Считают, что порядок заполнения путевых листов не нарушен, путевой лист заполняется для внутреннего пользования, отсутствует такое нарушение, как не указание расшифровки имени и отчества водителя в путевом листе, поскольку имеется удостоверение водителя, где ФИО расшифровывается полностью, не дописан госномер транспортного средства, так как имеется регистрационное свидетельство с данной информацией. Документы, подтверждающие прохождение технического обслуживания транспортных средств, изначально не были представлены при проверке, так как были истребованы при проведении проверок прокуратурой, МВД, Следственным комитетом, в настоящее время имеются наряды на сдельную работу и лицензия на ремонт автобусов, сервисные книжки отсутствуют, так как выдаются только автосалонами, возраст автопарка 11-12 лет. Анализ ДТП на предприятии ведется, ведется соответствующий журнал, в котором заполняются 1 и 2 раздел, так как не были указаны причины ДТП, то проверяющими указано об отсутствии данного журнала. Вновь принимаемые работники проходят соответствующие инструктажи, в отношении ранее принятых работников проводятся прежние инструктажи, о чем были представлены соответствующие журналы. Все необходимые документы для устранения нарушения транспортного законодательства были направлены в электронном виде в адрес проверяющего лица, в связи с чем нарушения носят формальный характер. При вынесении постановления мировым судьей не учтено отсутствие умысла, совершение правонарушения впервые, его малозначительность, отсутствие вреда или возникновения угрозы его причинения, устранение нарушений на момент составления протокола и вынесения постановления.

В судебном заседании директор МУП «ПАТП» Холмогоров А.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, государственный инспектор Северо-Восточного МУГАДН отдела общенадзорной деятельности в Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Знайко А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Знайко А.Н. по доверенности Силин Н.Д. с доводами жалобы не согласился, указал, что путевые листы в полном объеме не заполняются, сервисные книжки, свидетельствующие о произведенных обслуживаниях автобусов не представлены, анализ произошедшего ДТП не проведен, однако это не связано с расследованием уголовного дела, инструктаж по безопасности перевозок не проводится.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы, изучив доводы жалобы, судья не находит оснований к отмене состоявшегося постановления по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что МУП «Тотемское ПАТП» имеет лицензию № АК-35-000206 от 30.04.2019 на перевозку пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства, перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. Лицензия выдана бессрочно.

Решением Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19.11.2021, согласованным с прокуратурой Новгородской области, в отношении МУП «Тотемское ПАТП» назначено проведение внеплановой выездной проверки.

Согласно ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. Г п. 8 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» лицензиат обязан заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Согласно п.п. 5 п. 1 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: сведения о водителе, при этом согласно п.п. 1 п. 5 этого же Приказа сведения о водителе включают фамилию, имя, отчество (при наличии).

В силу п.п. 2 п. 4 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о транспортном средстве включают: государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.

Согласно путевым листам, представленным за период с 01.11.2021 по 25.11.2021 по водителю Н.Л.А. отсутствует указание на имя и отчество водителя, не указан полностью государственный регистрационный знак транспортного средства, отсутствуют даты возвращения транспортного средства на парковку.

Доводы жалобы о том, что информация по водителю и транспортному средству имеется в иных сопутствующих документах являются несостоятельными.

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств.

В соответствии с п.п. Е п. 8 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» лицензиат обязан осуществлять техническое обслуживание автобусов лицензиата в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств.

Согласно сертификату соответствия № 00500 со сроком действия с 03.09.2020 по 02.09.2023 МУП «Тотемское ПАТП» соответствует требованиям нормативных документов по услугам технического обслуживания и ремонту автотранспортных средств по перечню услуг «Услуги по обычному (текущему) техническому обслуживанию и ремонту прочих автотранспортных средств, кроме услуг по ремонту электрооборудования и кузовов.

По нарядам на сдельную работу за октябрь и ноябрь 2021 г. следует, что проводились ремонтные работы техники.

Вместе с тем, под техническим обслуживанием понимается проведение контрольно-диагностических, крепежно-регулировочных и смазочно-заправочных работ, направленных на поддержание исправного технического состояния автомототранспортного средства.

Заводом установлены виды технического обслуживания, среди которых значится ежедневное техническое обслуживание, проводимое ежедневно в два этапа: перед выездом и по возвращении с линии.

Согласно акту выездной проверки (внеплановой) № 208 от 10.12.2021 установлено, что специалист, ответственный за контроль технического состояния автотранспортных средств, не соответствует квалификационным требованиям, в связи с чем контроль технического состояния проводится с нарушением действующего законодательства, а доводы жалобы в данной части являются не состоятельными.

В соответствии с п.п. Л п. 8 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» лицензиат обязан осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата и правонарушений, совершенных водителями при управлении ими.

Согласно п. 14 Приказа Минтранса России от 30.04.2021 N 145 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" в случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

При осуществлении указанного анализа устанавливаются: 1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее - водитель): фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве (данные сведения устанавливаются также в отношении других водителей - участниках ДТП (при наличии); прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, - обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения; соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха; соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил; наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года; прохождение повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя; 2) в отношении транспортного средства: модель транспортного средства; государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта - бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве; наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП; наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства; соблюдение периодичности технического обслуживания транспортного средства, а также фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, ответственного за его проведение; наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства; наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях; 3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности: фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства; фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами; фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра; соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил; меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.

Представленный при проведении проверки МУП «Тотемское ПАТП» журнал учета дорожно-транспортных происшествий не содержал всего объема информации, подлежащего фиксации в соответствии с указанным выше пунктом, что объективно подтверждается объяснениями Холмогорова А.А. от 29.11.2021, согласно которым он указывал, что журнал учета ДТП не заполнялся по причине того, что ждал решения из соответствующих органов о виновности водителя.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В силу п.п. 7, 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 Приказа Минтранса России от 30.04.2021 N 145 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" в целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок.

Информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей (далее - журнал), который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.

Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием программного обеспечения субъекта транспортной деятельности (сведения, внесенные в журнал лицом, проводившим инструктаж, и водителем, в отношении которого проведен инструктаж, заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

При приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее - вводный инструктаж).

В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы: общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок); требования по безопасной эксплуатации транспортных средств; требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев); порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров; порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства; нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок - пассажировместимость); основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП; порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции; документы, необходимые для осуществления перевозок.

Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее - предрейсовый инструктаж).

Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы: протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения; погодные условия движения на маршруте; конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств; расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций); безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее - сезонные инструктажи).

Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

При необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж (далее - специальный инструктаж).

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.

Журнал учета инструктажей водителей на момент проверки на предприятии отсутствовал, о чем сообщал Холмогоров А.А. при даче объяснения в период проверки.

По итогам проведения внеплановой выездной проверки составлен акт от 10.12.2021 согласно которому установлено, что МУП «Тотемское ПАТП» нарушен порядок заполнения путевых листов и отсутствуют обязательные реквизиты путевого листа. В путевых листах с 01.11.2021 по 25.11.2021 предоставленных по водителю Н.Л.А. отсутствует дата (число, месяц, год) возвращения транспортного средства на парковку, в путевых листах с 01.11.2021 по 09.11.2021 отсутствуют сведения о водителе транспортного средства, а именно не отражено имя и отчество водителя, также в путевых листах с 02.11.2021 по 09.11.2021 отсутствуют сведения о транспортном средстве, а именно не указан государственный регистрационный знак транспортного средства.

МУП «Тотемское ПАТП» не осуществляется техническое обслуживание транспортного средства – автобуса ... г.р.з. .... Документы, подтверждающие осуществление технического обслуживания автобуса отсутствуют. Отсутствует договор со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Нарушена форма учета журнала ДТП, не соответствует установленной, а именно в журнале учета ДТП МУП «Тотемское ПАТП» в разделе 1 не отражены сведения об адресе владельца транспортных средств, не заполнен раздел 2.

Юридическое лицо не организовало получение сведений и не анализирует нарушение правил дорожного движения, правонарушений, совершенных водителем при управлении транспортным средством. Анализ по факту ДТП произошедшему 17.11.2021 не проведен.

Не обеспечено проведение инструктажей по безопасности перевозок. Проверке представлены журналы регистрации инструктажей с водительским составом по безопасности движения, вводного инструктажа с водительским составом по безопасности движения, специальных инструктажей с водительским составом по безопасности движения.

Сведения о проведении инструктажа по безопасности перевозок не представлены.

Таким образом, факт совершения МУП «Тотемское ПАТП» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом выездной проверки, другими материалами дела в их совокупности.

Оценив конкретные обстоятельства по делу с учетом вышеуказанных норм, мировой судья обоснованно пришла к выводу о наличии в действиях МУП «Тотемское ПАТП» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае суд приходит к выводу о том, что МУП «Тотемское ПАТП» имело возможность для соблюдения норм законодательства, должно было и могло предвидеть возможность наступления вредных последствий, но рассчитывало на их предотвращение, что указывает на наличие вины общества исходя из общих норм КоАП РФ.

Доводы жалобы были предметом оценки при производстве у мирового судьи, им дана верная оценка, оснований для их переоценки не имеется.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения МУП «Тотемское ПАТП» к административной ответственности соблюдены.

При назначении наказания учтены исключительные обстоятельства, в совокупность которых включены все изложенные в жалобе обстоятельства, относящиеся к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, а также учтено финансовое положение юридического лица, являющегося бюджетным учреждением, в связи с чем примененное наказание снижено ниже низшего предела.

В связи с чем административное наказание, назначенное предприятию, не является чрезмерно суровым, является обоснованным, соответствующим целям административного наказания.

Оснований относить допущенное правонарушение к малозначительным и применять положения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, так как нарушение требований безопасности дорожного движения и безопасности перевозок создает угрозу здоровья и жизни пассажиров.

Основания для отмены вынесенного постановления отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 56 от 11 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия «Тотемское пассажирское автотранспортное предприятие», оставить без изменения, жалобу директора МУП «Тотемское ПАТП» Холмогорова А.А. – без удовлетворения.

Судья Т.А. Линькова