Дело № 12-64/2023
УИД 04MS0009-01-2023-007025-70
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 декабря 2023 г. п. Заиграево
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Тютрина С.Н., при помощнике судьи Шолойко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №2 Заиграевского района Республики Бурятия от 08 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Заиграевского района Республики Бурятия от 08 ноября 2023 г. ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Представителем ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» ФИО1 подана жалоба на постановление мирового судьи, в которой он просит отменить постановление и прекратить производство по делу. Согласно доводам, изложенным в жалобе, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Заявитель запрашивал у собственника опасного производственного объекта – ООО «Карьер Доломит» возможность допуска представителей заявителя и представителей налогового органа на территорию объекта для проведения контрольных налоговых мероприятий. Однако, на дату проведения инвентаризации согласие ООО «Карьер Доломит» получено не было. Должностные лица ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» не являются руководителями объекта, которые могут организовать допуск посторонних лиц на опасный производственный объект в порядке, предусмотренном приказом Ростехнадзора РФ от 08.12.2020 г. № 505.
В судебное заседание представитель ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» не явился, извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представители Управления ФНС по Республике Бурятия ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения жалобы, суду пояснили, что 28.12.2022 г. было принято решение о проведении выездной комплексной налоговой проверки по всем налогам и сборам в отношении ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» за период 2019-2021. Согласно ст.ст. 31,92 НК РФ налоговый орган вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. Состав инвентаризационной комиссии формируется из проверяющих выездной налоговой проверки и представителей налогоплательщика.
Перед проведением инвентаризации в ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» налоговым органом было направлено уведомление о проведении инвентаризации, в котором налоговый орган просил выделить сотрудников для проведения инвентаризации в установленные сроки (с 22 по 23 июня 2023 г.), а в случае невозможности проведения мероприятия в указанные налоговым органом сроки пояснить причину отказа в проведении инвентаризации и сообщить не позднее 21.06.2023 г. подходящие для ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» даты проведения инвентаризации. В ответ ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» сообщило, что провести инвентаризацию имущества, дебиторской и кредиторской задолженности в указанные налоговым органом сроки не представляется возможным, поскольку главный бухгалтер ФИО5 находится в ежегодном отпуске, иных лиц, обладающих информацией об имуществе организации, дебиторской и кредиторской задолженности по данным бухгалтерского учета в ООО «Карьер Доломит» и ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» нет. Общество обязалось представить подходящие даты проведения инвентаризации и список лиц, которые будут принимать участие в инвентаризации, 10.07.2023 г.
10.07.2023 г. ООО «БЗМН» сообщило о невозможности проведения инвентаризации на эту дату по причине нахождения главного бухгалтера ФИО5 в отпуске и ее временной нетрудоспособности. Иных лиц, обладающих полной информацией об имуществе, дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Карьер Доломит» и ООО «БЗМН» нет. В ответе также было указано, что ООО «БЗМН» предоставит подходящие даты проведения инвентаризации и список лиц, которые будут принимать участие в инвентаризации. Указанная информация Обществом не предоставлена. Установленный ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки истекал 22.08.2023 г. 16.08.2023 г. налоговый орган сообщил Обществу, что планирует провести инвентаризацию с 17 по 18 августа 2023 г. В ответ ООО «БЗМН» предоставило письмо (исх. от 16.08.2023 г.) о невозможности проведения инвентаризации в связи с отсутствием разрешения директора ООО «Карьер Доломит» в доступе на территорию карьера. 16.08.2023 г. налоговым органом вынесено распоряжение о проведении инвентаризации с 17 по 18 августа 2023 г. 17 августа 2023 г. сотрудниками налогового органа осуществлен выезд на карьер по добыче доломита для проведения инвентаризации, но на территорию карьера, расположенного в <адрес>, сотрудники налогового органа допущены не были, о чем был составлен акт.
Инвентаризация проводится с целью установления наличия имущества для правильного определения налоговых обязательств налогоплательщика.
ООО «БЗМН» воспрепятствовало налоговому органу в проведении мероприятия налогового контроля – инвентаризации. Карьер относится к производственным объектам III класса опасности. Однако, препятствия в проведении инвентаризации не имелись в случае проведения сотрудникам налогового органа инструктажа сотрудниками ООО «Карьер Доломит».
Собственником территории, на которой располагаются производственные, складские и иные помещения и оборудование ООО «БЗМН» является ООО «Карьер Доломит». При этом, ООО «Карьер Доломит» добывает доломит в виде горной массы, а ООО «БЗМН» приобретает у ООО «Карьер Доломит» горную массу – доломит, является единственным покупателем у ООО «Карьер Доломит». Горная масса доставляется на передвижную дробильно-сортировочную установку ООО «БЗМН», где производится ее дробление на фракции (доломитовая крошка, мука). В ходе проверки установлено, что ООО «Карьер Доломит» и ООО «БЗМН» взаимозависимые организации, т.к. происходит деление единого технологического процесса по добыче доломита согласно технического плана. ООО «Карьер Доломит» добывает доломит, а ООО «БЗМН» изготавливает готовую продукцию и реализует ее покупателям.
Воспрепятствование законной деятельности должностных лиц налогового органа заключалось необоснованном отказе в проведении инвентаризации имущества ООО «БЗМН», расположенного на территории карьера по добыче доломита.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пп. 6 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 89 НК РФ при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.
Как установлено при рассмотрении дела, УФНС России по Республике Бурятия (далее – налоговый орган, Управление) на основании решения № 08-13 от 28.12.2022 проведена выездная налоговая проверка (далее ВНП) в отношении ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» (ИНН <***>), проверяемый период 2019-2021.
Для формирования инвентаризационной комиссии налоговый орган в письме № 08-09/5/22810 от 19.06.2023 г. запросил сведения о лицах, которые смогут принять участия в процедуре инвентаризации от ООО «БЗМН» с просьбой обеспечить их присутствие при проведении инвентаризации в установленные сроки с 22 по 23 июня 2023 г. В случае невозможности проведения инвентаризации в указанные сроки налоговый орган просил пояснить причину отказа в проведении инвентаризации (с приложением подтверждающих документов) и сообщить в срок до 21.06.2023 г. подходящие для ООО «БЗМН» даты проведения инвентаризации. Налоговый орган также просил указать подходящие для Общества и согласованные с руководством ООО «Карьер Доломит» даты проведения осмотра в соответствии с постановлением о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов от 19.05.2023 г.
ООО «БЗМН» представлен ответ (исх. № 99 от 21.06.2023), согласно которому провести инвентаризацию имущества, дебиторской и кредиторской задолженности ООО «БЗМН» не представляется возможным, в связи с отсутствием главного бухгалтера ФИО5 с 22.06.2023 по 23.06.2023 по причине ежегодного оплачиваемого отпуска согласно приказа №47 от 19.06.2023. При этом, Общество обязалось 10.07.2023 г. представить подходящие даты проведения инвентаризации и список лиц, которые будут принимать участие в инвентаризации.
10.07.2023 г. ООО «БЗМН» представило письмо (исх. № 114 от 10.07.2023), в котором указало о невозможности проведения инвентаризации на эту дату в связи с отсутствием главного бухгалтера ФИО5 по причине ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ее временной нетрудоспособности. Иных лиц, обладающих полной информацией об имуществе, дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Карьер Доломит» и ООО «БЗМН» нет. После завершения временной нетрудоспособности и выхода главного бухгалтера ФИО5 из отпуска ООО «БЗМН» предоставит подходящие даты проведения инвентаризации и список лиц, которые будут принимать участие в инвентаризации. Указанная информация Обществом не предоставлена.
В связи с отсутствием запрашиваемой информации налоговый орган направил в адрес ООО «БЗМН» письмо (исх. № 08-09/5/29531 от 15.08.2023), в котором просил повторно обеспечить возможность проведения осмотра производственных и складских помещений ООО «БЗМН» сотрудниками налогового органа, проводящими выездную налоговую проверку и сообщил, что планирует провести инвентаризацию с 17 по 18 августа 2023 г. В ответ ООО «БЗМН» предоставило письмо (исх. от 16.08.2023 г.) о невозможности проведения инвентаризации на дату представления ответа в связи с отсутствием разрешения директора ООО «Карьер Доломит» в доступе на территорию карьера.
16.08.2023 УФНС по РБ вынесено распоряжение № 5 от 16.08.2023 г. о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке ООО «БЗМН». Распоряжением назначена инвентаризационная комиссия. В соответствии с распоряжением инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, нематериальные активы, товары, запасы и иное имущество, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>, а также расположенные на территории карьера по добыче доломита: <адрес>). Определены сроки проведения инвентаризации: начало: 17.08.2023 г., дата окончания: 18.08.2023 г.
17.08.2023 г. должностные лица налогового органа на территорию карьера по адресу расположения карьера: <адрес>), где расположены производственные, складские и иные помещения и оборудование ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей», для проведения инвентаризации ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» не были допущены. По данному факту был составлен Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица № 3/4 от 17.08.2023. Согласно акту, лицо, на территорию или в помещение которого воспрепятствован доступ, ООО «БЗМН».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "БЗМН» протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ и подтверждаются собранными доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "БЗМН» квалифицировано по части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса.
Действия ООО «БЗМН» по необоснованному отказу в проведении налоговым органом инвентаризации принадлежащего ему имущества, расположенного на территории карьера по добыче доломита, повлекло за собой невозможность ее проведения. Препятствий в проведении инвентаризации на территории карьера в случае проведения инструктажа сотрудников налогового органа назначенным сотрудником ООО «Карьер Доломит» не имелось.
Своими действиями ООО «БЗМН» воспрепятствовало законной деятельности должностных лиц налогового органа по проведению налоговой проверки.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Участие законного представителя ООО "БЗМН " или иного уполномоченного на соответствующие действия лица в назначенное время для проведения проверки не обеспечено, юридическое лицо запрашиваемую информацию в полном объеме не представило, необоснованно отказав в проведении инвентаризации принадлежащего ему имущества, расположенного на территории карьера по добыче доломита, то есть воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению внеплановой проверки, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ООО "БЗМН" в совершении правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16.10.2023; распоряжением о проведении выездной проверки №5 от 16.08.2023, актом № 3/4 от 17.08.2023 о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещении проверяемого лица, запросами УФНС России по Республике Бурятия, ответами ООО «БЗМН» и другими материалами дела в совокупности.
В рассматриваемом деле Общество имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах ООО "БЗМН» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Назначенное ООО "БЗМН" наказание является соразмерным, определено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ для юридических лиц.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления по делу, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №2 Заиграевского района Республики Бурятия от 08 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи судебного участка №2 Заиграевского района Республики Бурятия от 08 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ в отношении ООО «Байкальский завод минеральных наполнителей» – без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в порядке ст.ст. 30.9, 30.2-30.8 КоАП РФ.
Судья С.Н. Тютрина