ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-651/17 от 16.01.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Лопатнев А.В., дело 12-651/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск 7 – 45 (7-1481/2017) 16 января 2018 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Штолинский А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ИФНС России по г. Сургуту Голышевой Е.Л., на решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 ноября 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника федерального государственного автономного учреждения «Аварийно-спасательное формирование «Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть» (далее – ФГАУ «АСФ ЗСПФВЧ», Учреждение) Багрова Олега Викторовича,

установил:

постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6.07.2017 № 214, должностному лицу – начальнику ФГАУ «АСФ ЗСПФВЧ» Багрову О.В., назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей по части 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что он в нарушение п. 3.8 инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», несвоевременно представил в уполномоченный банк справку о валютных операциях (зачисление валюты Российской Федерации на расчетный счёт Учреждения, платёжное поручение от 12.10.2016 № 488741), задержав на 5 календарных дней.

Решением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 ноября 2017 года, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава вменённого административного правонарушения, поскольку судья пришёл к выводу, что данные банковские операции не являются валютными. Кроме того в судебном заседании установлено, что трудовой коллектив Учреждения выразил недоверие Багрову О.В. и отказался исполнять его поручения, объявив забастовку с 18.06.2016, которая решением суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 марта 2017 года признана незаконной, что не позволило начальнику Учреждения исполнять возложенные на него обязанности, в полной мере.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, должностное лицо, просит решение судьи отменить. В обоснование жалобы указывает, что вопреки выводам судьи Сургутского городского суда, принятие ФГАУ «АСФ ЗСПФВЧ» (резидентом) от Компании «Шлюмберже Лоджелко Инк.» (нерезидента) платы за оказание услуг по договору на комплексное обслуживание по проведению противофонтанных работ № 111 в валюте Российской Федерации, является валютной операцией. Также полагает, ошибочным вывод суда о принятии должностным лицом всех необходимых мер, направленных на соблюдение валютного законодательства Российской Федерации ошибочным, поскольку незаконная забастовка трудового коллектива Учреждения не повлекла негативных правовых последствий для руководителя. Период забастовки документально не подтверждён. Указывает, что согласно уставу Учреждения, обязанность по соблюдению сроков направления отчетов возложена его на начальника.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Учреждения – Подкорытову Ю.А., оснований для отмены решения судьи не нахожу.

В соответствии с частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно подпункту «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) резидентами являются, в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпунктов «б», «е» пункта 7 части 1 статьи 1 указанного Закона в числе прочих лиц нерезидентами являются находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющих местонахождение за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьёй 23 настоящего Федерального закона; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля для представления уполномоченным банкам, устанавливается Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ).

Во исполнение данного положения Центральным Банком Российской Федерации утверждена Инструкция от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция), главой 3 которой установлен порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных, а также иных операций в валюте Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 8 декабря 2015 г. между Учреждением (Исполнитель) и Компанией «Шлюмберже Лоджелко Инк.», имеющей зарегистрированные филиалы и представительства в России (Заказчик), заключён договор на комплексное обслуживание по проведению противофонтанных работ № 111. Предметом договора является осуществление комплексного обслуживания по проведению противофонтанных работ на нефтяных и газовых месторождениях Западной Сибири (л.д. 54-62).

Согласно копии платёжного поручения от 12.10.2016 № 488741 Компанией «Шлюмберже Лоджелко Инк.» (представительство в г. Тюмень), (банк плательщика – АО КБ «СитиБанк», г. Москва), на расчётный счет ФГАУ «АСФ ЗСПФВЧ» (банк получателя – Западно-Сибирский банк ПАО «Сбербанк», г. Тюмень) перечислены денежные средства в валюте Российской Федерации, с назначением платежа – оплата по счёту-фактуре (л.д. 80).

Исходя из положений Федерального закона № 173-ФЗ, формы учета и отчетности должны предоставляться в уполномоченный банк только по валютным операциям.

Как правильно было установлено судьёй Сургутского городского суда, по смыслу пунктов 6, 7 и 9 части 1 статьи 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле к валютным операциям относятся операции, связанные с перечислением валюты Российской Федерации, иностранной валюты между территорией Российской Федерации и территорией иностранного государства (трансграничные операции), а также операции на территории Российской Федерации, связанные с перечислением иностранной валюты.

Использование резидентами и нерезидентами валюты Российской Федерации в качестве средства платежа по расчетам, осуществляемым на территории Российской Федерации, не является валютной операцией по смыслу и целям использования этой валюты.

Получение Учреждением от представительства Компании «Шлюмберже Лоджелко Инк.» в г. Тюмени через банковскую систему Российской Федерации валюты Российской Федерации в качестве средства платежа при расчетах по договору комплексного обслуживания по проведению противофонтанных работ, который заключён и исполняется на территории Российской Федерации, не является валютной операцией.

Предоставление в уполномоченный банк справки о валютных операциях, свидетельствующей о зачислении на расчетный счет ФГАУ «АСФ ЗСПФВЧ» валюты Российской Федерации в качестве средства платежа при расчетах по данному договору не требовалось, положения Инструкции применению не подлежали.

Указанное, соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Верховного суда Российской Федерации от 12 марта 2014 года № 25-АД13-5, от 3 сентября 2015 года № 303-АД15-9950.

При этом, в жалобе начальника ИФНС России по г. Сургуту Голышевой Е.Л., не оспариваются обстоятельства относительно статуса участников сделки (резидент и представительство нерезидента, действующее на территории Российской Федерации), расчетной валюты (валюта Российской Федерации), а также исполнения договора на территории Российской Федерации, без перемещения результата услуг за её пределы.

Таким образом, вывод судьи Сургутского городского суда об отсутствии в действиях должностного лица – начальника ФГАУ «АСФ ЗСПФВЧ» Багрову О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным, в связи с чем, иные изложенные в жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку никаких правовых последствий не несут.

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 ноября 2017 года, которым постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6.07.2017 № 214, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника федерального государственного автономного учреждения «Аварийно-спасательное формирование «Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть», оставить без изменений, жалобу начальника ИФНС России по г. Сургуту Голышевой Е.Л., без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.С. Штолинский