Дело №12 – 88/2022
УИД 23RS0031-01-2021-013407-32
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
г.Краснодар 06 июля 2022 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
Судьи Арзумановой И.С.,
при секретаре Почуйко В.С.,
с участием:
представителя заявителя – должностного лица генерального директора ООО «Уткина заводь» Левицкой Е. В., по доверенности 78 АВ 0646610 от 11.08.2021, Ермакова А.В.,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по доверенности №114 от 18.10.2021 Степанян С.О.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя должностного лица генерального директора ООО «Уткина заводь» Левицкой Е. В. на постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 21.09.2021 по делу о назначении административного наказания № 107 по ч.3 ст.8.8 КоАП РФ,
установил:
Должностное лицо – генеральный директор ООО «Уткина заводь» Левицкая Е.В. обратилась в суд с жалобой на постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 21.09.2021 №17 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.8.8 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
В обоснование жалобы указано, что указанное постановление вынесено незаконно и необоснованно, с грубым нарушением норм процессуального права, просил постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал, вину в совершении административного правонарушения не признал, указал, что о дате рассмотрения дела Управление Росреестра по Краснодарскому краю не уведомило должностное лицо Левицкую Е.В. надлежащим образом, просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебном возражала против удовлетворения жалобы, просила постановление об административном правонарушении не отменять.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 21.09.2021 №107 генеральный директор ООО «Уткина заводь» Левицкая Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением ей административное наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении № 107 от 21.09.2022 Управлением Росреестра по Краснодарскому краю проведена плановая выездная проверка, на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 14.07.2021 №13-0001-р в отношении ООО «Уткина заводь» при использовании земельного участка с кадастровым номером №, площадью 112942 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства логистического центра, расположенного по адресу: КК, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, район х, принадлежит на праве собственности ООО «Уткина заводь», выразившееся неиспользовании земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования (признаков строительства логистического центра (рытье траншей, котлованов, установка фундамента) не обнаружено, в нарушение требований ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), на дату составления настоящего протокола об административном правонарушении земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу:, Карасунский внутригородской округ, район х. им. Ленина, присвоена категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства логистического центра.
Субъектом совершения данного административного правонарушения является генеральным директором ООО "Уткина заводь" №, Левицкой Е. В., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ. Место рождения: . №. Паспорт гражданина Российской Федерации серия документа 11 04 номер документа 199203, дата документа ДД.ММ.ГГГГ. Код подразделения 292-013. Орган власти, организация, выдавшие документ: ОВД . Адрес регистрации: .
Местом и предметом вышеуказанного административного правонарушения является земельный участок с кадастровым номером №, площадью 112942 кв.м. (погрешность 235 кв.м.), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства логистического центра, расположенного по адресу:, Карасунский внутригородской округ, район х. им. Ленина. В материалах дела об административном правонарушении от ООО «Уткина Заводь» заявление о прекращении дела об административном правонарушении, ходатайство об отложении рассмотрения дела, в соответствии со ст. 25.1. КоАП РФ, письменные пояснения отсутствуют.
В результате рассмотрения и изучения, в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ, материалов дела об административном правонарушении, установлено, что генеральным директором ООО «Уткина заводь» ОГРН №, Левицкой Е. В. не используется в указанных целях земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, район х. им. Ленина, присвоена категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства логистического центра, обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока (трех лет) предусмотрена федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Частью 3 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрено, что при неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, а должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Действующее законодательство предусматривает регламентированный порядок для собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в том числе своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены, за несоблюдение которого ч. 3 ст. 8.8. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу статьи 42. Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) «Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков»: - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Статьей 44 ЗК РФ установлено, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Согласно статьи 284 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) «изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением» гласит - земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Таким образом, обязанность использования земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предписана нормами статей 42, 45 ЗК РФ, статьи 284 ГК РФ, за неисполнение которых частью 3 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей лицо должно было своевременно предпринять все необходимые меры по осуществлению строительства на земельном участке. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что предпринимались исчерпывающие меры по организации освоения земельного участка и строительства в указанных целях, либо возникли непреодолимые препятствия при осуществлении указанных мероприятий, что свидетельствует о пренебрежительном отношении гражданина к нормам земельного законодательства.
При указанных обстоятельствах, действия генерального директора ООО «Уткина заводь» Левицкой Е.В. образуют объективную и субъективную стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8. КоАП РФ – неиспользование земельного участка с кадастровым номером №,предназначенного для строительства логистического центра, в указанных целях. Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу:, Карасунский внутригородской округ, район х. им. Ленина, определена 01.01.2020 в сумме 89 634 159.46 рублей.
В результате расчета административного штрафа на граждан по ч. 3 ст. 8.8. КоАП РФ, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ, с учетом требований п. 10 ч. 1 ст. 3.5. КоАП РФ, наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей, сумма возможного административного штрафа составила от 1 344 512,39 рублей (1,5 % кадастровой стоимости) до 1 792 683,18 рублей (2 % кадастровой стоимости).
Способ расчета:
1% кадастровой стоимости части земельного участка с кадастровым номером № сумма штрафа составила: 89 634 159.46 * 1,5 /100 = 1 344 512,39;
1,5% кадастровой стоимости части земельного участка с кадастровым номером № сумма штрафа составила: 89 634 159.46 * 2 /100 = 1 792 683,18.
Указанные стоимостные показатели более трехсот тысяч рублей, установленных ст. 3.5 КоАП РФ.
Довод лица о том, что должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, была нарушена процедура привлечения к административной ответственности генерального директора ООО «Уткина заводь», суд находит несостоятельным.
Исследовав материалы дела, суд установил, что процессуальных нарушений, допущенных при принятии оспариваемого постановления и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями к признанию его незаконным, допущено не было; доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было.
Кроме того, в соответствии с п. 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
В соответствии с пунктом 24.1 Постановления № 10 при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Судом установлено и следует из протокола об административном правонарушении, что протокол составлен без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, в отсутствие представителя генерального директора ООО «Уткина заводь» Левицкой Е.В.
Вместе с тем, генеральному директору было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но законный представитель не явился в назначенный срок и не уведомил о причинах неявки.
Из материалов дела следует, что извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Уткина Заводь» было направлено, по адресу который указан в ЕГРЮЛ, а именно литер а, помещение 1-н офис 2393), что подтверждается отчетом с сайта ФГУП «Почты России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №,который прибыл в место вручения 09.08.2021 в 16:19; также извещение времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлялось на электронную почту (levitskaya@nhpgroup.eu), отчет о доставке по электронной почте 03.08.2021. Кроме того, регистрация электронного письма осуществляется сотрудниками отдела общего обеспечения Управления Росреестра по Краснодарскому краю. Данная почта была взята с интернет портала «СБИС», для более быстрого оповещения должностного лица выше указанные документы были направленны по электронной почте, указанной на данном портале. На составление протокола об административном правонарушении, назначенном на дату 12.08.2021 в 12:00 от генерального директора никто не явился, была назначена новая дата составления протокола на 25.08.2021 в 10:00. Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено на электронную почту (levitskaya@nhpgroup.eu), отчет о доставке по электронной почте 17.08.2021. Также извещение было направлено по адресу юридического лица, в шапке с указанием генерального директора ООО «Уткина заводь» Левицкой Е.В., что подтверждается отчетом с сайта ФГУП «Почты России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, который прибыл в место вручения 21.08.2021 в 18:36.
После составления протокола об административном правонарушении 25.08.2021, генеральному директору ООО «Уткина Заводь» Левицкая Е.В. было направленно Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении назначено на 07.09.2021, письмо с приложенным определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по делу № 107 (исх. № 36041 от 27.08.2021), почтовый идентификатор №, по информации, полученной с сайта ФГУП «Почта России» ожидает адресата в месте вручения 02.09.2021.
При подготовке к рассмотрению дела 07.09.2021 было установлено, что отсутствуют доказательства надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В связи с указанными обстоятельствами, в целях надлежащего уведомления должностного лица принято решение об отложении рассмотрения административного дела на 21.09.2021. Определением об отложении рассмотрения административного дела № 107, для осуществления надлежащего извещения лица было направлено в два адреса: 1) , 191119 с почтовым идентификатором №; 2) литер А, помещение 1-н офис 2393 с почтовый идентификатор №.Также определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлялось на электронную почту (), отчет о доставке по электронной почте 09.09.2021.
Согласно правил пп. 1 - 2 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В соответствии с п. 3 ст. 25.15 КоАП РФ, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Факт направления извещений по месту работы, а не по месту жительства, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о нарушении прав заявителя и положений ст. ст. 25.1, 25.15 КоАП РФ, с учетом того, что к административной ответственности он привлекается не как физическое лицо, а как должностное лицо. Аналогичная правовая позиция содержится в решении Московского городского суда решение от 24.09.2018 по делу № 7-10562/ 2018.
Таким образом, обязанность по надлежащему извещению генерального директора ООО «Уткина Заводь» о месте и времени рассмотрения дела должностное лицо административного органа выполнило и должностное лицо Общества вполне располагало временем для подготовки аргументированной позиции по делу.
Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении от 21.09.2021 по делу № 107 вынесено в пределах срока давности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ привлечения к административной ответственности по ч.3 ст. 8.8 КоАП РФ.
Уведомления, представленные административным органом электронные письма и отчеты о доставке от 03.08.2021, 17.08.2021, 09.09.2021, направленные на адрес электронной почты levitskaya@nhpgroup.eu (размещённый на сайте СБИС) судом принимаются в качестве доказательств надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения административного правонарушения.
Сайт СБИС призван аккумулировать общедоступную информацию о юридических лицах, которая предоставляется непосредственно последними, а не третьими лицами, различные государственные органы. Данный портал самостоятельно не вносит информацию о юридических лицах и их контактных данных, такая техническая возможность имеется только у владельца компании. Также на сайте предоставлен перечень ограничений с целью того, чтобы иные сотрудники организации не имели возможности вносить изменения в сведения о юридическом лице.
Следовательно, исходя из анализа интерфейса сайта СБИС и алгоритма регистрации на данном компании сведений об организации, суд приходит к выводу, что такая информация вносится непосредственно самим юридическим лицом, которое отвечает за достоверность предоставленных сведений.
Кроме того, на сайте СБИС имеется техническая возможность сбора информации о юридическом лице в автоматическом режиме, а также особо указано на то, что СБИС собирает сведения из официальных государственных источников и включает в карточку компании. Такими государственными источниками являются: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба государственной статистики; Федеральный арбитражный суд РФ; Федеральная служба судебных приставов; Федеральная нотариальная палата; Генеральная прокуратура РФ; Центральный банк РФ; Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц; Портал государственных закупок РФ; более 200 электронных торговых площадок. Портал внешнеэкономической деятельности, сайт «Российский экспортный каталог»; Центр раскрытия корпоративной информации; Агентство экономической информации «ПРАЙМ»; Информационное агентство «AK&M»; Информационное агентство «АЗИПИ»; Система комплексного раскрытия информации и новостей (https://sbis.ru/help/partner/source).
Доказательств того, что в систему СБИС были внесены недостоверные сведения об обществе, заявителем не представлено. КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. То есть, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления.
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. При этом доказательства надлежащего извещения должны иметься у административного органа ко времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», почтовое отправление или переведенные денежные средства, которые невозможно доставить (вручить) в связи с неточностью или отсутствием необходимых адресных данных пользователя услуг почтовой связи, выбытием адресата либо иными обстоятельствами, исключающими возможность выполнения оператором почтовой связи обязанностей по договору оказания услуг почтовой связи, возвращаются отправителю. В случае отказа отправителя от получения возвращенного почтового отправления или возвращенных денежных средств они передаются на временное хранение в число невостребованных почтовых отправлений и денежных средств.
Если в связи с отсутствием необходимых адресных данных пользователя услуг почтовой связи недоставленные (неврученные) почтовые отправления или денежные средства не представилось возможным вернуть отправителю, они передаются на временное хранение: почтовое отправление - в число нерозданных почтовых отправлений; денежные средства - в число невостребованных денежных средств.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей должностным лицом административного органа назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, объектом которого выступают общественные отношения, связанные с обеспечением порядка, исключающего использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны были бы трактоваться в пользу должностного лица – генерального директора ООО «Уткина заводь» Левицкой Е.В. материалы дела не содержат.
Учитывая, что доводы заявителя, изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 21.09.2021 по делу о назначении административного наказания № 107 по ч.3 ст.8.8 КоАП РФ в отношении генерального директора Общество с ограниченной ответственностью «Уткина заводь» (№) Левицкой Е. В., оставить без изменения, жалобу Левицкой Е. В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение десяти суток.
Судья: