Судья – Пикалева Е.Ф. Дело №12-652/2017-7-251К
Р Е Ш Е Н И Е
20 ноября 2017 года Великий Новгород
Судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул.Нехинская, д.55, стр.1) ФИО1,
при секретаре Сизовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу ФИО2 на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 04 октября 2017 года, которым оставлено без изменения постановление №<...> государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО3 от 16 июня 2017 года в отношении должностного лица
ФИО2, <...>, уроженца <...>, гражданина РФ, работающего начальником склада ООО СП «НБИ Транспорт-Сервис», по адресу: <...>,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
у с т а н о в и л :
16 июня 2017 года государственным инспектором труда по охране труда Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО3 в отношении должностного лица – начальника склада ООО СП «НБИ Транспорт-Сервис» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, за необеспечение работников ООО СП «НБИ Транспорт-Сервис» средствами индивидуальной защиты.
16 июня 2017 года государственным инспектором труда ФИО3 вынесено постановление о привлечении должностного лица – начальника склада ООО СП «НБИ Транспорт-Сервис» ФИО2 к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в Новгородский районный суд Новгородской области с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просил изменить постановление в части вида административного наказания – заменить административный штраф на предупреждение.
Судьей Новгородского районного суда Новгородской области вынесено вышеуказанное решение от 04 октября 2017 года.
Не согласившись с решением судьи, ФИО2 обратился в суд с жалобой в порядке пересмотра, в которой просит суд отменить решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 04 октября 2017 года, признать постановление государственного инспектора труда от 16 июня 2017 года незаконным в части назначения административного наказания, заменить административный штраф на предупреждение. В обоснование жалобы указывает, что допущенные им нарушения не повлекли и не могли повлечь негативных последствий, а также не привели и не могли привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. Полагает назначенное наказание чрезмерно суровым и не учитывающим характер совершенного правонарушения, поскольку выявленные нарушения были устранены незамедлительно.
Изучив материалы дела, судья считает, что ФИО2 не пропущен срок на обжалование указанного выше судебного решения.
ФИО2, его защитник и представитель Государственной инспекции труда в Новгородской области в судебное заседание не явились.
С учетом требований ст. 25.1, 25.15, 25.5, 30.6 КоАП РФ, при наличии сведений об извещении участников процесса, судьей принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме (ч.3 ст.30.6 КоАП РФ), изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к данной норме под средствами индивидуальной защиты следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Во второй части данной статьи на рааботодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Статья 221 Трудового кодекса РФ предусматривает, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно подпункту 5.2.31 пункта 5.2 которого к полномочиям указанного федерального органа исполнительной власти относится принятие типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
В соответствии с пунктами 4, 5, 13, 18 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом N 290н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 года (далее - Межотраслевые правила), работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Работникам, временно переведенным на другую работу, работникам и другим лицам, проходящим профессиональное обучение (переобучение) в соответствии с ученическим договором, учащимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также другим лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя либо осуществляющим в соответствии с действующим законодательством мероприятия по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами и Правилами на время выполнения этой работы (прохождения профессионального обучения, переобучения, производственной практики, производственного обучения) или осуществления мероприятий по контролю (надзору).
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Новгородской области от 03 мая 2017 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО СП «НБИ Транспорт-Сервис» с целью осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с планом проведения проверок Государственной инспекции труда в Новгородской области на 2017 год.
В результате данной проверки были выявлены нарушения требований трудового законодательства, установленных статьями 212 и 221 Трудового кодекса РФ, а также вышеприведенными Межотраслевыми правилами с учетом Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 09.12.2014 N 997н, Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 июня 2009 года №357н.
Итоги плановой выездной проверки юридического лица отражены в акте проверки №8-ПП/2017-1/14/99/8/2 от 16 мая 2017 года, копия которого вручена представителю общества 16 мая 2017 года.
По делу установлено, что приказом генерального директора ООО СП «НБИ Транспорт-Сервис» от 30.12.2016 года №165 утверждены «Нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты».
Этим же приказом на начальника склада ФИО2 возложена обязанность производить выдачу СИЗ в соответствии с утвержденными нормами, а также организовать надлежащий учет и контроль за выдачей СИЗ с отражением соответствующих сведений в личных карточках работников.
Между тем, в день проведения плановой выездной проверки было выявлено, что работники ООО СП «НБИ Транспорт-Сервис» не обеспечены в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством о техническом регулировании порядке. Так, водители автобуса З,А,Ю., М.А.Ф.Г.Н.И. не обеспечены жилетами сигнальными 2 класса защиты; водители-экспедиторы: А.С.В.Л.В.С.. – жилетами сигнальными 2 класса защиты; водители-экспедиторы: С.А.А.Л.А.Н.Л.Д.А.А.А.Н.А.А.Е. костюмами х/б или из смешанных тканей, ботинками кожаными с жестким подноском, перчатками трикотажными с полимерным покрытием, жилетом сигнальным 2 класса защиты.
В силу п. 5.5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" второй класс имеют средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Исходя из требований, установленных в п. 5.5 Технического регламента, Приложении № 4 к Техническому регламенту, костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, средства индивидуальной защиты ног (обувь) от ударов, перчатки из полимерных материалов отнесены к первому классу средств индивидуальной защиты, а одежда специальная сигнальная повышенной видимости (жилет сигнальный) принадлежит ко второму классу.
Выявленные факты необеспечения работников предприятия средствами индивидуальной защиты, в том числе жилетом сигнальным, отнесенным ко второму классу риска причинения вреда подтверждены актом проверки от 16 мая 2017 года, и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Приведенные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении должностного лица ООО СП «НБИ Транспорт-Сервис» - начальника склада ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, о чем составлен протокол от 16 июня 2017 года.
Факт совершения должностным лицом ООО СП «НБИ Транспорт-Сервис» - начальником склада ФИО2 административного правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в деле документов.
Все доказательства получены уполномоченным должностным лицом трудовой инспекции с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Всем доказательствам по делу в их совокупности дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанные доказательства, получив надлежащую правовую оценку, являются достаточными для установления виновности ФИО2 во вмененном ему административном правонарушении.
При проверке обжалуемого постановления оснований для признания совершенного должностным лицом административного правонарушения малозначительным установлено не было, не выявлено таковых и в ходе рассмотрения настоящей жалобы.
Действия (бездействие) ФИО2 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ФИО2 с учетом всех обстоятельств по делу, в минимальном размере, установленном санкцией части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не вызывает сомнений в своей справедливости.
Довод подателя жалобы о нарушении общих правил назначения наказания подлежит отклонению.
Утверждение ФИО2 в жалобе о возможности замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При этом согласно положениям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без средств индивидуальной защиты влечет угрозу причинения вреда их жизни и (или) здоровью.
Угроза причинения вреда жизни и здоровью работника отнесена частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим возможность назначения административного наказания в виде предупреждения.
Таким образом, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ основания для назначения предупреждения в данном случае отсутствуют.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей соответствует степени тяжести совершенного административного правонарушения, отвечает требованиям статьей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО2 о том, что водители-экспедиторы Л.В.С., С.А.А.Л.А.Н.Л.Д.А.А.А.Н.А.А.Е. принятые на работу весной 2017 года, не допускались к самостоятельной работе в период испытательного срока, а по итогам стажировки в мае 2017 года были обеспечены сигнальными жилетами и другими СИЗ, а также факт хранения сигнальных жилетов непосредственно в автобусе и автопоезде, эксплуатируемых посменно водителями З.А.Ю., М.А.Ф., Г.Н.И.., А.С.В. не могут повлиять на выводы обжалуемых актов, и не относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку противоречат приведенным выше нормам Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Постановление о привлечении должностного лица – ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесено уполномоченным государственным инспектором в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ФИО2, допущено не было.
В связи с тем, что обстоятельства дела определены правильно, допустимым доказательствам дана надлежащая правовая оценка, а приведенные в жалобе доводы отклонены, оснований для изменения или отмены судебного решения не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление №<...> государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Новгородской области ФИО3 от 16 июня 2017 года и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 04 октября 2017 года в отношении ФИО2 – оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Новгородского
областного суда ФИО1