ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-652/2021 от 05.10.2021 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

№12-652/2021

Р Е Ш Е Н И Е

05 октября 2021 года г. Сергиев Посад

Судья Сергиево-Посадского городского суда Московской области Ширяева Ю.С., рассмотрев жалобу представителя ПАО «Федеральная Сетевая компания Единой энергетической системы» (далее ПАО «ФСК ЕЭС») по доверенности ФИО3 на постановление заместителя начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.12.2020 года по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.8.31 КоАП РФ в отношении ПАО «ФСК ЕЭС»,

У С Т А Н О В И Л:

10.11.2020 года начальником отдела организации лесной охраны Московского учебно-опытного филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО2 в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.8.31 КоАП РФ.

03.12.2020 года заместителем начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО5 вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «ФСК ЕЭС», которое признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 375 000 рублей.

Представитель ПАО «ФСК ЕЭС» по доверенности ФИО3 обжаловал вышеуказанное постановление в судебном порядке, считая его необоснованным, указав, что должностными лицами ГКУ МО «Мособллес» и Комитета лесного хозяйства Московской области не проведено надлежащее административное расследование, не установлены виновные лица, причастные к размещению несанкционированных свалок в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, при этом ответственность возложена на ПАО «ФСК ЕЭС», которая в указанном лесном участке никакой хозяйственной деятельности не осуществляла. В жалобе просит постановление заместителя начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.12.2020 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ПАО «ФСК ЕЭС» по доверенности ФИО4 поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил постановление от 03.12.2020 года отменить, производство по делу прекратить.

Заместитель начальник Пушкинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО5 возражал против удовлетворения жалобы, полагая вынесенное постановление законным и обоснованным, назначенное наказание соразмерным правонарушению. При этом пояснил, что представить или запросить документы, подтверждающие, что ПАО «ФСК ЕЭС» является субъектом правонарушения не представляется возможным, так как кадастровый номер земельному участку, где выявлена несанкционированная свалка мусора, не присвоен. Одновременно с этим полагал, что в силу Правил санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов ПАО «ФСК ЕЭС» регулярно должны осуществлять очистку охранной зоны ЛЭП, в связи с чем указанное юрлицо несет ответственность за допущение загрязнения леса, что было вменено в вину.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам:

По правилам ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно обжалуемого постановления, 13.10.2020 года в 11 часов 00 минут при осуществлении государственного лесного контроля (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, при патрулировании лесного участка по маршруту , утвержденному приказом ГКУ «Мособллес» №П-1897 от 12.12.2019 года, в составе земель лесного фонда в квартале выделе Красноармейского участкового лесничества Московского учебно-опытного филиала ГКУ МО «Мособллес», расположенного в восточнее д.Введенское Пушкинского городского округа Московской области, вблизи СНТ «Факел-2» выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: на данном лесном участке в охранной зоне ЛЭП ВЛ-500 кВт «Загорская ГАЭС – Трубино» ПАО «ФСК ЕЭС» между опорами и находится несанкционированная свалка мусора (деревянный диван, бумажная упаковка от стройматериалов, утеплитель, пеноблоки, пластик, целлофан) площадью кв.м., объемом куб.м., чем созданы условия для негативного и отрицательного воздействия.

Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

В соответствии с частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 2 данной статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно требований ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов устанавливают Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства от 24.02.2009г. №160 (далее Правила №160).

В соответствии с п.2 Правил №160, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

Пунктом 8 Правил №160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать свалки (пп. «г» п.8).

На основании пункта 12 Правил №160 при обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

В силу пункта 7.8 Межгосударственного стандарта "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" ГОСТ 30772-2001, введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст и примечания к нему, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Делая применительно к установленным по делу обстоятельствам вывод о том, что поскольку ответственность за соблюдение предусмотренных Правилами №160 ограничений возложена на сетевую организацию, в силу пункта 7.8 названного ГОСТа 30772-2001 собственником отходов надлежит считать общество "ФСК ЕЭС" как лицо, ответственное за территории, на которых эти отходы находятся, должностные лица не учли следующее:

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с положениями пп.1 п.2 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил №160 особые условия использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах являются одним из видов ограничений прав на землю.

Установление охранной зоны не порождает вещных прав на земельный участок, а лишь устанавливает особенности его использования.

Учитывая изложенное, исследовав материалы оригинального дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», привлеченного постановлением начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.12.2020 года к административной ответственности по ч.3 ст.8.31 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что в представленном материале отсутствуют документы, подтверждающие, что указанное юридическое лицо является субъектом вмененного административного правонарушения, так как из системного анализа положений Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» не вытекает обязанность сетевой организации по ликвидации несанкционированных свалок в охранных зонах линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (Определение Верховного суда РФ от 16.10.2020г. №309-ЭС20-14768).

Кроме этого, представленные материалы не содержат доказательств того, что земельный участок, занятый несанкционированной свалкой твердых бытовых отходов, принадлежит ПАО «ФСК ЕЭС» на каком-либо вещном или обязательственном праве, в деле не имеется. Должностным лицом, вынесшим постановление, каких-либо дополнительных документов или сведений не представлено. При этом, согласно материалам дела, лица, действия которых привели к образованию несанкционированной свалки должностными лицами Комитета лесного хозяйства Московской области не устанавливались.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении закон не возлагает на судью обязанность доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, равно как устранение допущенных должностным лицом при рассмотрении дела нарушений и недостатков.

В соответствии с положениями ст.1.5 КоАП РФ бремя доказывания по делу об административном правонарушении лежит на должностном лице (органе), составившем протокол об административном правонарушении и рассмотревшим дело по существу. На суд, являющийся органом государственной власти, осуществляющим правосудие в РФ, бремя доказывания, в том числе предоставление доказательств, по рассматриваемым делам не возложено.

При изложенных обстоятельствах постановление заместителя начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.12.2020 года по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.8.31 КоАП РФ в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» вынесено с нарушением норм материального права.

В силу п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.12.2020 года по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.8.31 КоАП РФ в отношении ПАО «Федеральная Сетевая компания Единой энергетической системы» - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ю.С. Ширяева