ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-652/2022 от 31.08.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Мировой судья Петрова Н.В. Дело №12-652/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 31 августа 2022 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Иванова Н.В., с участием представителя Ч.И.А., государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России <иные данные>С.В.Н., рассмотрев в открытом заседании дело по жалобе администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на постановление мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 11 июля 2022 года о привлечении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 11 июля 2022 года (резолютивная часть от 07 июля 2022 г.) администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с постановлением, администрация обратилась с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указано, что административным органом было выдано предписание ненадлежащему лицу. В структуре администрации с правами юридического лица создано отраслевое подразделение – Управление городского хозяйства администрации ГО «Город Йошкар-Ола», в обязанности которого и входит осуществление дорожной деятельности.

Представитель администрации ГО «Город Йошкар-Ола» Ч.И.А. доводы жалобы поддержал.

Представитель административного органа просил постановление оставить без изменения, указывая, что осуществление дорожной деятельности относится к вопросам местного значения администрации ГО «Город Йошкар-Ола» как в силу закона, так и в соответствии с Уставом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 27 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.

Из материалов дела следует, что государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России <иные данные> 19 апреля 2022 года на улично-дорожной сети в <адрес>, а именно по <адрес>, выявлено образование отдельных разрушений площадью более 0,2 кв.м, на покрытии тротуара – у дома размерами 1,8x1,8 м. площадь 3,24 кв.м., у дома - размерами 3,6x1,25 м. площадь 4,5 кв.м., у дома размерами 2,5x3,3 м. и площадь 8,25 кв.м.

Выявленные недостатки зафиксированы в акте и в адрес администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» направлено предписание от 19 апреля 2022 года об организации выполнения работ по ликвидации отдельных разрушений покрытия тротуара по <адрес>, срок для выполнения предписания установлен – 7 суток с момента получения предписания.

Указанное предписание получено администрацией 20 апреля 2022 года.

13 мая 2022 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России <иные данные> проведены мероприятия по контролю, в ходе которых установлено, что предписание С не исполнено, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и последующего привлечения администрации к административной ответственности.

В силу ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог ( п. 6). При этом тротуары относятся к элементам благоустройства автомобильных дорог как предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности (п. 5).

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022, разъяснено, что орган местного самоуправления является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и выражающегося в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, если нормативными правовыми актами на этот орган возложены соответствующие полномочия, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным органом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу пункта 5 части 1 статьи 54 Устава городского округа «Город Йошкар-ола» (утв. решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 27.11.2019 N 21-VII) администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Йошкар-Ола" и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как при рассмотрении дела мировым судьей, так и в жалобе на постановление администрация ГО «Город Йошка-Ола» указывает, что как юридическое лицо не обладает возможностью, в том числе финансами, для исполнения предписания, предписание следовало выдавать иному лицу. Отраслевым её подразделением, обладающим правами юридического лица, созданным именно для реализации полномочий по осуществлению дорожной деятельности, является управление городского хозяйства администрации ГО «Город Йошкар-Ола» - главный распорядитель бюджетных средств, выделяемых на данные цели.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.

Структура администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» утверждена решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 26 ноября 2014 г. N 27-VI и является следующей:

- глава администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэр города),

- первый заместитель главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- заместитель главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэра города), начальник управления образования,

- заместитель главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэра города), председатель комитета по управлению муниципальным имуществом,

- заместители главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэра города) - 4 ед.,

- советник в администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

Управления:

- правовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Семеновское территориальное управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление культуры администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление по взаимодействию с общественными организациями и работе с населением,

- Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Финансовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

- Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",

Комитет по управлению муниципальным имуществом, Комитет экологии и природопользовании,

комиссии административная и по делам несовершеннолетних,

отделы администрации (архивный, отдел тарифного регулирования, отдел делопроизводства и работы с обращениями граждан, отдел записи актов гражданского состояния, отдел контроля, отдел мобилизационной подготовки, отдел муниципальной службы и кадровой работы, отдел организационной работы, отдел учета и распределения жилой площади, отдел финансирования и бухгалтерского учета, отдел экономики, отдел информационно-аналитической работы и информатизации, отдел муниципальных закупок и административно-хозяйственной деятельности, отдел предпринимательства и торговли, отдел транспортного обслуживания.

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 28 декабря 2011 г. N 365-V учреждено Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденное Положение об указанном Управлении.

Из Положения следует, что Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", обладает правами юридического лица и осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции, направленные на решение вопросов местного значения, в том числе в области дорожного хозяйства, в соответствии с законодательством о местном самоуправлении (пункту 1.1, 1.3, 1.5).

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2. Положения одной из основных задач Управления является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Йошкар-Ола" и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Йошкар-Ола", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для реализации данных задач выполняет следующие функции:

- осуществляет разработку муниципальных целевых и ведомственных программ в сфере деятельности Управления, организует работу по их реализации;

- выполняет функции распорядителя бюджетных средств бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

- осуществляет муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории городского округа "Город Йошкар-Ола";

- обеспечивает подготовку перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения на территории городского округа "Город Йошкар-Ола";

- обеспечивает подготовку нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" и правил расчета размера ассигнований бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" на указанные цели;

- принимает меры по организации дорожного движения.

Указанная структура администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и полномочия ее отделов и Управлений должностным лицом административного органа при выдаче предписания об устранении недостатков в содержании тротуаров как части муниципальной дорожной сети учтены не были.

Выдавая предписание, административным органом не установлено, какое именно юридическое лицом в структуре органов местного самоуправления уполномочено на осуществление дорожной деятельности.

Не устранен этот недостаток и при рассмотрении дела.

Довод жалобы об отсутствии именно у администрации ГО «Город Йошкар-Ола» как самостоятельного юридического лица функций по осуществлению дорожной деятельности согласуется с приведённой выше структурой, в которую входит так же являющееся самостоятельным юридическим лицом специализированное Управление, созданное именно для осуществления дорожной деятельности в отношении муниципальных дорог.

С учётом изложенного постановление мирового судьи нельзя признать законным.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-олинского судебного района от 11 июля 2022 г. о привлечении администрации городского округа «Город Йошкар-ола» к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья - Н.В. Иванова

Решение19.09.2022