ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-654/18 от 24.12.2018 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-654/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тверь 24 декабря 2018 года

Судья Заволжского районного суда г. Твери Дёмина Н.В.,

с участием: защитника Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Лактионова И.А.,

рассмотрев жалобу защитника Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Лактионов И.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Заволжского района г. Твери Роговой В.В., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района г. Твери, от 12.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Заволжского района г. Твери Роговой В.В., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района г. Твери, от 12.11.2018 Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (далее-Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Как указано в постановлении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

По результатам проведенной в период с 26.06.2018 по 19.07.2018 Управлением Росприроднадзора по Тверской области (далее - Управление) внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Далее- Закон № 294) Министерству выдано предписание от 19.07.2018 № 36-35-2017 об устранении нарушений законодательства.

В соответствии с предписанием Министерству надлежало в срок до 01.08.2018 провести перерасчет квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях Тверской области в сезон охоты 2018-2019 г.г. с учетом данных об их численности, рассчитанных ФГБУ «Центрохотконтроль» на основании нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В установленный срок информация об исполнении предписания от Министерства в Управление Росприроднадзора по Тверской области не поступила.

Распоряжением от 09.08.2018 № 664-ВПР Управлением в отношении Министерства назначена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 19.07.2018 № 36-35-2017.

Актом проверки от 17.08.2018 № 62-129-2018 установлено:

Пунктом 12 распоряжения от 09.08.2018 у Министерства запрошена информация, подтверждающая исполнение предписания от 19.07.2018 № 36-35-2017. Министерством информация об исполнении предписания не представлена. Письмом от 14.08.2018 №9591-08 Министерство просило указать исчерпывающий перечень истребуемых документов, кроме того Министерство сообщило, что 01.08.2018 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации были направлены дополнительные материалы по государственному мониторингу охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, с целью устранения замечаний, выявленных в отчете ФГБУ «Центрохотконтроль»

Управление письмом от 15.08.2018 № 02-22/4539 информировало, что документом, подтверждающим исполнение предписания, от 19.07.2018 № 35-36-2017 является проект квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях Тверской области, рассчитанный по данным об их численности ФГБУ «Центрохотконтроль» на основании нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. До окончания проверки в 16 часов 00 минут 17.08.2018 информация об исполнении предписания и подтверждающие документы в Управление не поступили.

Действия Министерства, выразившиеся в уклонении от проведения внеплановой документарной проверки и, как следствие, невозможность достичь ее целей, образует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Министерства Лактионов И.А. обратился в суд с жалобой, просил отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении, указал, что был нарушен порядок проведения внеплановой документарной проверки, поскольку в нарушение п. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверку проводили Устинов Д.А. и Воронов В.А., вместе с тем, распоряжением органа государственного контроля лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен Устинов Д.А. Нарушение данных требований отнесено к числу грубых нарушений, согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований. Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ срок для предоставления документов составляет 10 рабочих дней. Извещением от 10.08.2018 № 02-22/4444 Управление известило Министерство о проведении проверки исполнения предписания с 14.08.2018; 14.08.2018 Министерство обратилось с просьбой сообщить конкретный перечень истребуемых документов, сообщило, что в ФГБУ «Центрохотконтроль» направлены дополнительные материалы для устранения ранее выявленных замечаний. Письмом от 15.08.2018, поступившим и зарегистрированным в Министерстве 17.08.2018, Управление сообщило, что документом, подтверждающим исполнение предписания, является проект квот добычи охотничьих ресурсов на закрепленных охотничьих угодьях Тверской области, рассчитанный по данным об их численности ФГБУ «Центрохотконтроль» на основании нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. Учитывая требования п. 5 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ, последним днем срока предоставления запрашиваемого документа являлось 31.08.2018, однако 17.08.2018 проверка была завершена, составлен акт проверки. При этом временем совершения правонарушения указано 16 час. 00 мин. 17.08.2018, несмотря на то, что окончанием рабочего дня в Министерстве является 17 час. 00 мин. 24.08.2018 Министерством представлен ответ на письмо Управления от 15.08.2018, в котором указано, что решением Заволжского суда г. Твери от 16.07.2018 установлена законность расчета квот, произведенного Министерством, кроме того, Министерство сообщило, что обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным предписаний от 19.07.2018 № 26-34-2017 и № 36-35-2017. Таким образом, в действиях Министерства не имелось уклонения от проведения проверки. Отмечено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не указано, каким образом Министерство воспрепятствовало проведению проверки, время совершения правонарушения ничем не подтверждено. Кроме того, требование Управления о проведении перерасчета квот добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях Тверской области сезон охоты 2018-2019 г.г. с учетом заключения ФГБУ «Центрохотконтроль» является неправомерным, противоречит действующему законодательству. Министерством направлены материалы, обосновывающие объемы изъятия охотничьих ресурсов на территории Тверской области на период 2018 - 2019 гг., в Государственную экологическую экспертизу. Заключением экспертизы установлено, что представленные Министерством материалы соответствуют требованиям действующих нормативных документов. Тверским областным судом при рассмотрении апелляционной жалобы на решение Заволжского районного суда г. Твери от 06.07.2018 (дело № 2а-1749/2018) сделан вывод об обоснованности действий Министерства. С учетом установленного судом обстоятельства о правомерности расчета Министерством квот добычи охотничьих ресурсов на территории Тверской области, руководствуясь пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ Министерство не может быть признано виновным в воспрепятствовании проведению проверки в связи с тем, что проверка проводилась по незаконным требованиям предписания. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

В дополнительной жалобе защитник Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области указал, что при рассмотрении мировым судьей дела об административном правонарушении доводы защитника Министерства, отрицавшего виновность в совершении вмененного административного правонарушения, не проверены, надлежащая правовая оценка им не дана, обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, в постановлении мирового судьи должным образом не описаны, мотивы в обоснование выводов о виновности Министерства в совершении воспрепятствование законной деятельности должностного лица, повлекшее невозможность проведения проверки, не приведены. Проверка проведена лицом, не указанным в распоряжении о ее проведении, в нарушение п. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что пунктом 4 части 2 статьи 20 данного федерального закона отнесено к числу грубых нарушений. Следовательно, мировым судьей при рассмотрении дела использованы доказательства, полученные с нарушением закона. Мировым судьей не дана оценка доводу о нарушении при проведении проверки пункта 5 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ. В постановлении сделан вывод о законности выданного предписания, а также о его неисполнении Министерством. Однако оценка исполнения предписания и законность его выдачи может рассматриваться только в рамках статьи 19.5 КоАП РФ. Мировым судьей не приняты меры к всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, что повлияло на законность и обоснованность принятого по делу постановления. В нарушение пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ постановление мирового судьи не мотивировано, не приведены суждения и нормы права, на основании которых судья пришел к выводу о виновности Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ. Просил постановление мирового судьи отменить, прекратить производство по делу.

Защитник Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Лактионов И.А. в судебном заседании полностью поддержал доводы жалобы, пояснил, что от проведения документарной проверки Министерство не уклонялось, действий, направленных на воспрепятствование проведению проверки, не осуществляло. 10.08.2018 в Министерство из Управления Росприроднадзора по Тверской области поступило уведомление о проведении внеплановой документарной проверки от 09.08.2018, копия распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки. Письмом от 14.08.2018 № 9591-08 Министерство просило указать исчерпывающий перечень истребуемых документов, сообщило, что 01.08.2018 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации были направлены дополнительные материалы по государственному мониторингу охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, с целью устранения выявленных ранее замечаний. Управление письмом от 15.08.2018 № 02-22/4539 информировало, что документом, подтверждающим исполнение предписания от 19.07.2018 № 35-36-2017, является проект квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях Тверской области, рассчитанный по данным об их численности ФГБУ «Центрохотконтроль». Однако такого документа в Министерстве не имелось в момент проведения проверки, не имеется в настоящее время. Имеющийся в распоряжении Министерства проект квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях Тверской области, составленный в соответствии с требованиями законодательства, согласован с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, соответствующие сведения поступили в Министерство в конце августа 2018 года. С данным проектом квот добычи согласилось ФГБУ «Центрохотконтроль». Указанный проект квот добычи охотничьих ресурсов в начале сентября 2018 года утвержден постановлением Губернатора Тверской области. 24.08.2018 в Управление направлено письмо, в котором указывалось на незаконность предписания, с приложением подтверждающих данное обстоятельство документов. Данное письмо поступило в Управление 30.08.2018. Отметил, что предписание не могло быть исполнено Министерством, поскольку, по мнению защитника, не соответствовало требованиям действующего законодательства. Полагал, что имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Министерства не имелось умысла на уклонение от проведения проверки и на воспрепятствование деятельности по проведению проверки, действия Министерства могли свидетельствовать о неисполнении предписания от 19.07.2018. Вместе с тем, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Министерство не возбуждалось. Просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Министерства состава административного правонарушения.

Законный представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, защитник Министерства Гавриченко А.В., представитель Управления Росприроднадзора по Тверской области, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявили.

С учетом мнения защитника Лактионов И.А., полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, доводы жалобы, дополнений к жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 14.24, ч. 9 ст. 15.29 и ст. 19.4.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч. 1 названной статьи). Действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 указанной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч. 2 названной статьи).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Согласно ч. 4 ст. 11 Закона № 294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

В силу ч. 5 ст. 11 указанного Федерального закона в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.

Таким образом, ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ является бланкетной нормой и связана законодателем с нарушением Закона № 294-ФЗ, в частности, обязанности в установленный ч. 5 ст. 11 данного закона срок направить в орган государственного контроля (надзора) истребуемые документы.

При этом предметом документарной проверки могут быть документы, имеющиеся в наличии у юридического лица.

Как следует из материалов дела 19.07.2018 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области выдано предписание №36-35-2017, согласно которому в срок до 01.08.2018 Министерству предписывалось провести перерасчет квот добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях Тверской области в сезон охоты 2018-2019 г.г. с учетом данных об их численности, рассчитанных ФГБУ «Центрохотконтроль», на основании нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

В предписании указывалось, что по истечении срока его исполнения информация о выполнении предписания (с документами, подтверждающими выполнение настоящего предписания) направляется в Управление Росприроднадзора по Тверской области.

09.08.2018 временно исполняющим обязанности руководителя Управления издано распоряжение №664-ВПР о проведении внеплановой документарной проверки исполнения Министерством предписания от 19.07.2018 № 35-36-2017. Срок проведения проверки установлен с 14.08.2018 по 17.08.2018. Пунктом 12 данного распоряжения на Министерство возложена обязанность до 17 часов 14.08.2018 предоставить письменную информацию с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания от 19.07.2018.

При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Министерства по указанным выше обстоятельствам и рассмотрении дела, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, а затем и мировой судья пришли к выводу о том, что умышленное воспрепятствование Министерством законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки в 16 часов 00 минут 17.08.2018 повлекло за собой невозможность проведения проверки.

Между тем, с указанным выводом нельзя согласиться.

Как следует из материалов дела, вышеуказанным распоряжением от 09.08.2018 у Министерства запрошена письменная информация об исполнении предписания №36-35-2017 от 19.07.2018 с приложением копий документов.

Министерство письмом от 14.08.2018 № 9591-08 просило указать исчерпывающий перечень истребуемых документов, сообщило, что 01.08.2018 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлены дополнительные материалы по государственному мониторингу охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, с целью устранения замечаний, выявленных в отчете ФГБУ «Центрохотконтроль»

Управление письмом от 15.08.2018 № 02-22/4539 информировало Министерство о том, что документом, подтверждающим исполнение предписания от 19.07.2018 № 35-36-2017, является проект квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях Тверской области, рассчитанный по данным об их численности ФГБУ «Центрохотконтроль» на основании нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

Как установлено в судебном заседании, данное письмо от 15.08.2018 поступило в Министерство 17.08.2018 (пятница).

Следовательно, установленный ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ срок предоставления истребуемых документов начал исчисляться с 20.08.2018 (понедельник), последним днем предоставления сведений являлось 31.08.2018 (пятница).

С учетом вышеизложенных обстоятельств, установленный ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ срок для направления Министерством ответа на запрос Управления 17.08.2018 в 16 час. 00 мин. не истек.

24.08.2018 в Управление Министерством направлено письмо № 10133-02, из содержания которого следовало, что Министерство выражало несогласие с выданным предписанием №36-35-2017 от 19.07.2018 и сообщало, что обратилось с заявлением о признании незаконным указанного предписания в Арбитражный суд Тверской области. Проект квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях Тверской области, рассчитанный по данным об их численности ФГБУ «Центрохотконтроль» на основании нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов в Управление представлен не был.

Как следует из объяснений защитника ФИО6 в судебном заседании, у Министерства на момент проведения проверки не имелось и в настоящее время не имеется проекта квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях Тверской области, рассчитанного по данным об их численности ФГБУ «Центрохотконтроль», об этом свидетельствовало и направленное в Управление письмо от 24.08.2018.

Приведенные обстоятельства при отсутствии в материалах дела данных, указывающих на умышленное воспрепятствование Министерством проведению проверки, могли являться основанием для вывода о невыполнении Министерством предписания от 19.07.2018 № 35-36-2017 по устранению нарушений требований законодательства, при отсутствии сведений, подтверждающих факт исполнения предписания. Таким образом, бездействие Министерства по непредставлению доказательств выполнения предписания от 19.07.2018 № 35-36-2017 не повлекло невозможность проведения проверки.

В этой связи действия Министерства могли быть квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Привлекая Министерство к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, мировой судья не учел то обстоятельство, что непредставление Министерством в Управление проекта квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях Тверской области, рассчитанного по данным об их численности ФГБУ «Центрохотконтроль» на основании нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, связано с отсутствием соответствующего документа, что не может свидетельствовать о намеренном воспрепятствовании им законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), об уклонении от проведения проверки или о невозможности проведения или завершения целевой проверки выполнения Министерством в установленный срок предписания органа государственного надзора (контроля).

При таких обстоятельствах в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в связи с чем постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению по указанному основанию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу защитника Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>Лактионов И.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Заволжского района г. Твери Роговой В.В., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района г. Твери, от 12.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области отменить, производство прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Н.В. Дёмина