ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-655/18 от 10.09.2018 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 12-655/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Уфа 10 сентября 2018 года

ул. Свердлова, д. 96

Кировский районный суд города Уфы в составе судьи Соколовой И. Л.,

с участием представителя Контрольно-ревизионного управления Министерства Финансов Республики Башкортостан ФИО1, на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном жалобу ФИО2 на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 26 июля 2018 года, вынесенное заместителем министра – начальником Контрольно – ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 в отношении ФИО2 замещавшего должность начальника отдела развития малых форм хозяйствования и кооперации Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением Министерства финансов Республики Башкортостан от 26 июля 2018 года ФИО2, замещавший должность начальника отдела развития малых форм хозяйствования и кооперации Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявлено устное замечание в соответствии с ст. 2.9 КоАП РФ.

Не соглашаясь, ФИО2 обратился с жалобой, где заявитель просит отменить постановление и прекратить производство вследствие отсутствия в действиях состава административного правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Из жалобы следует, что работники Минсельхоза РБ, занимающиеся возвратом бюджетных денежных средств (отдел правового обеспечения, государственной службы и кадровой политики), в служебном подчинении заявителя не находились; вопросы о привлечении ответственных должностных лиц Минсельхоза РБ к дисциплинарной и материальной ответственности, проведении методической работы соответствующими должностными лицами по предупреждению и пресечению подобных нарушений в компетенцию не входили. Должностные обязанности были не исследованы. Полагает, что производство по делу должно быть прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения, а не в связи с малозначительностью. Прекращение производства по делу в связи с малозначительностью не исключает вины в совершении правонарушения, которое заявитель не совершал, и тем самым нарушает права и законные интересы.

Заявитель жалобы ФИО2 извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в суде доводы жалобы поддержал, пояснил, что не исследованы его должностные полномочия, должностная инструкция в материалах дела не относится к его отделу и его обязанностям.

Административный орган Министерство финансов Республики Башкортостан извещено надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Представитель Контрольно-ревизионного управления Министерства Финансов Республики Башкортостан ФИО1 возражал по доводам жалобы. Суду пояснил, что министерством сельского хозяйства были представлены документы о том, что ответственным лицом является ФИО2.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав участников, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Судом установлено, что в соответствии с планом работы Министерства по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере на II полугодие 2016 года, на основании приказа Министерства от 29.08.2016 234, удостоверения от 01.09.2016 главным специалистом-экспертом отдела финансово-бюджетного контроля Контрольно-ревизионного управления Министерства ФИО4 проведена проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм за период с 01.01.2014 по 31.12.2015.

По результатам проверки составлен акт от 14 октября 2016 года . На основании материалов и акта проверки от 14.10.2016 103-16 Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минсельхоз РБ) 16.01.2017 выдано предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Республике Башкортостан (далее - предписание Министерства). В пунктах 1,2 предписания Министерства указаны следующие нарушения:

Минсельхозом РБ не осуществлен возврат (взыскание) средств, при достижении получателями государственной поддержки плана расходов и показателей результативности, определенных договорами о предоставлении государственной поддержки.

Минсельхозом РБ не осуществлен возврат (взыскание) остатка средств, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, образовавшегося у получателей государственной поддержки в результате экономии.

Предписание Министерства содержит следующие требования:

Обеспечить в срок до 20.12.2017 возврат денежных средств в сумме 1 146 527 рублей, не использованных ИП ГКФХ ФИО5, ИП ГКФХ ФИО18, ИП ГКФХ ФИО6, ИП ГКФХ ФИО7, Ш ГКФХ ФИО8, ИП ГКФХ ФИО19, ИП ГКФХ ФИО9, ИП ГКФХ ФИО10, ИП ГКФХ ФИО20 на цели, определенные договорами о предоставлении субсидий. Представить документы, подтверждающие возврат средств, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

Обеспечить в срок до 20.12.2017 возврат остатка денежных средств в сумме 330 855 рублей, образованных в результате экономии средств государственной поддержки ИП ГКФХ ФИО11, ИП ГКФХ ФИО12, ИП ГКФХ ФИО10, ИП ГКФХ ФИО19 Представить документы, подтверждающие возврат средств, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц Минсельхоза РБ к дисциплинарной и материальной ответственности. Провести с ответственными должностными лицами методическую работу по предупреждению и пресечению подобных нарушений.

Информацию о результатах исполнения предписания Министерства представлять в Министерство ежеквартально в срок до 20 числа последнего месяца квартала до полного исполнения предписания.

Согласно почтовому уведомлению предписание Министерства получено Минсельхозом РБ 19.01.2017.

Минсельхозом РБ в Министерство представлены 4 письма (вх. № ОУ-2922 от 21.03.2017, вх. № ОУ-6695 от 22.06.2017, вх. № ОУ-1 1455 от 19.10.2017, вх. № ОУ-362 от 25.01.2018), согласно которым Минсельхозом РБ во исполнение предписания Министерства направлены претензионные письма в адрес соответствующих глав крестьянских фермерских хозяйств, начата подготовка материалов для взыскания средств в судебном порядке.

Вместе с тем, в срок до 20.12.2017 предписание Министерства Минсельхозом РБ не исполнено, денежные средства в общей сумме 2 477 382 рубля в бюджет Республики Башкортостан не возвращены.

В целях истребования сведений о конкретном должностном лице Минсельхоза РБ, совершившем административное правонарушение, 29 марта 2018 года заместителем начальника отдела административного производства и аналитической работы Контрольно-ревизионного управления ФИО13 ФИО21 в отношении Минсельхоза РБ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № АРБ/18-15 и проведении административного расследования по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ по факту невыполнения в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля.

По итогам проведенного административного расследования по делу об административном правонарушении № АРБ/18-15 установлено следующее.

Предписание Министерства зарегистрировано Минсельхозом РБ 19.01.2017 за регистрационным номером 431. Заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министр сельского хозяйства Республики ФИО14 ФИО22 предписание Министерства ДД.ММ.ГГГГ отписал на исполнение ФИО15, замещавшему должность первого заместителя министра сельского хозяйства Республики Башкортостан, с пометкой ответственный», а также ФИО17, замещавшему должность заместителя министра сельского хозяйства Республики Башкортостан. ФИО15ДД.ММ.ГГГГ предписание Министерства отписал на исполнение ФИО16, замещавшему должность заведующего сектором развития малых форм хозяйствования Минсельхоза РБ. ФИО17ДД.ММ.ГГГГ предписание Министерства отписал на исполнение ФИО2, замещавшему должность начальника отдела развития малых форм хозяйствования и кооперации Минсельхоза РБ до ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Минсельхоза РБ от ДД.ММ.ГГГГ-к служебный контракт с ФИО16 расторгнут, в связи с чем ответственность по исполнению предписания Министерства полностью перешла на ФИО2.

Из указанных обстоятельств административным органом сделан вывод о том, что субъектом описанного административного правонарушения является ФИО2, замещавший должность начальника отдела развития малых форм хозяйствования и кооперации Минсельхоза РБ.

В связи с чем, ФИО2 вменяется, что действия, выразившиеся в неисполнении предписания Министерства от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Делая вывод о виновности ФИО2, административный орган исходил из того, что его вина в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26.07.2018 года, актом проверки № от 14.10.2016 года, предписанием № от 16.01.2017 года, иными материалами дела.

Между тем, административным органом не проверены полномочия должностного лица.

В оспариваемом постановлении ссылки на должностной регламент или инструкцию начальника Отдела развития малых форм хозяйствования и кооперации Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан отсутствуют.

В материала дела должностная инструкция или регламент начальника Отдела развития малых форм хозяйствования и кооперации Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан также отсутствует.

Представленная административным органом в суд копия должностного регламента Начальника Отдела интенсификации животноводства и малых форм хозяйствования Министерства сельского хозяйства РБ не свидетельствует о том, что данный документ имеет отношение к должностному лицу ФИО2 замещавшему должность начальника отдела развития малых форм хозяйствования и кооперации Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, а кроме того, документ представлен в виде незаверенной копии, в связи с чем не может быть признан допустимым доказательством.

Также не исследованы полномочия иных должностных лиц, при этом, представитель административного органа сослался на то, что в отношении них истек срок давности привлечения к административной ответственности, что не может служить основанием для освобождения от обязанности по исследованию их полномочий.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно, в частности, содержать установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения, а также мотивированное решение по делу.

Указанные требования не соблюдены.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 3 указанной нормы судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что при вынесении оспариваемого постановления допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые не позволили вынести законное и обоснованное решение.

Следовательно, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, не выполнены в полной мере задачи, предусмотренные ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, задачи всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Такое разрешение дела об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.

При изложенных обстоятельствах, оспариваемое Постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с указанными нарушениями материального и процессуального права.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу ФИО2 удовлетворить частично.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 26 июля 2018 года, вынесенное заместителем министра – начальником Контрольно – ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 замещавшего должность начальника отдела развития малых форм хозяйствования и кооперации Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан – отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.

Судья Соколова И. Л.