ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-655/2014 от 08.08.2014 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

 Дело № 12-655/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

 08 августа 2014 года                          г. Киров

 Судья Ленинского районного суда г. Кирова Степанова Е.А.,

 при ведении протокола судебного заседания секретарем Лагуновой В.И.,

 с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности,  ... », Устинова В.В. Троновой О.А.,

 представителя Департамента экологии и природопользования Кировской области Ведерниковой М.В.,

 помощника прокурора Ленинского района г. Кирова Вершинина Д.О.,

 рассмотрев в здании Ленинского районного суда г. Кирова по адресу г. Киров, ул. Спасская, 20, каб. 126, жалобу защитника  ... » Устинова В.В. Троновой О.А. на постановление № 50-01 от Дата изъята по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении  ... » Устинова В. В.,

 установил:

 Постановлением старшего государственного инспектора по охране природы (охране окружающей среды), по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору за использованием и охраной водных объектов Кировской области Ведерниковой М.В. от Дата изъята  ... » Устинов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

 Защитником  ... » Устинова В.В. – Троновой О.А. на данное постановление подана жалоба, согласно которой заявитель указывает, что не согласна с данным постановлением, исходя из следующих обстоятельств. Администрацией города Кирова принято Постановление от Дата изъята № 1481-П «Об утверждении правил организации сбора отработанных энергосберегающих ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования «Город Киров». Согласно данным Правилам, на управляющую компанию возложено заключение договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов. Данный договор заключен с организацией ООО « ... ». Сбор отработанных энергосберегающих ламп от населения городского округа, временное накопление и передачу отработанных энергосберегающих ламп специализированной организации, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности; определение помещения, в котором будет осуществляться прием и временное накопление отработанных энергосберегающих ламп; установка в местах накопления отработанных энергосберегающих ламп специальных контейнеров для накопления поврежденных отработанных энергосберегающих ламп; назначение должностного лица, ответственного за прием отработанных энергосберегающих ламп для временного хранения; проведение, обучение и инструктаж персонала, ответственного за прием отработанных энергосберегающих ламп для временного хранения; ведение журнала учета поступающих отработанных энергосберегающих ламп в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 01.09.2011 N 721; информирование населения о месте (местах), времени, условиях приема отработанных энергосберегающих ламп путем размещения соответствующей информации на информационных стендах, расположенных в помещениях жилищно-эксплуатационных организаций, на досках объявлений, размещенных в подъездах многоквартирных домов или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, возложено на обслуживающие организации. В настоящий момент с обслуживающими организациями проведена разъяснительная работа и подписано дополнительное соглашение к договору на содержание общего имущества многоквартирных домов на выполнение вышеуказанных функций. Однако административный орган обязан был установить не только формальное сходство содеянного с конкретными признаками административного правонарушения, но и также решить вопрос о социальной (общественной) опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей к формальным требованиям публичного права. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 и 18.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судами необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 г. № 349-О из содержания ст. 2.9. КоАП РФ следует, что законодатель предоставил суду право по своему усмотрению принимать решения об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности. Считает, что по характеру совершенного правонарушения оно не может быть признано создающим существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Поведение и действия генерального директора не носят умышленный характер, не сопряжено с систематическим характером тех или иных ранее допущенных нарушений. Кроме того, граждане в Управляющую компанию с предложением о принятии ртутьсодержащих ламп для утилизации не обращались. Просит постановление № 50-01 от Дата изъята об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении  ...  признать незаконным и отменить.

 В судебное заседание  ... » Устинов В.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно уведомления о вручении повестки, о причинах неявки суд не уведомил.

 Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Тронова О.А. в судебном заседании поддержала требования жалобы и доводы, изложенные в ней, в полном объеме.

     Представитель Департамента экологии и природопользования Кировской области Ведерникова М.В. в судебном заседании пояснила, что с доводами жалобы не согласна, считает вынесенное постановление законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать.

 Помощник прокурора Ленинского района г. Кирова Вершинин Д.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, указал на отсутствие оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

 Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, привлекаемого к административной ответственности.

     Рассмотрев жалобу, изучив доводы, изложенные в жалобе, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что оснований для отмены постановления не имеется.

 Согласно ст. 24.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

 Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 Как установлено постановлением старшего государственного инспектора по охране природы (охране окружающей среды), по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору за использованием и охраной водных объектов Кировской области № 50-01 от Дата изъята г.,  ... » Устинов В.В. не выполнил требования ст. 8.2 КоАП РФ.

 Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

 Как следует из обжалуемого постановления, местом совершения правонарушения является место осуществления юридическим лицом производственной деятельности, то есть: Адрес изъят.

 Дата изъята прокуратурой Ленинского района г. Кирова проведена проверка законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения допущенные  ... » Устиновым В. В..

 Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

 Частью 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

 В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

 Согласно подп. Д (1) п. 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

 В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подп. «д (1)» п. 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

 В соответствии со ст. 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила обращения с отходами), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1 Правил).

 Пунктом 2 Правил обращения с отходами определено, что потребители ртутьсодержащих ламп - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.

 В силу п. 3 Правил обращения с отходами юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

 Согласно пп. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

 Однако, в нарушение указанных требований  ... » не организованы места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.

 Инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям  ... » не разработаны. Данные обстоятельства подтверждаются информацией предоставленной  ... » в прокуратуру района 14.04.2014.

 Кроме того, с 20.04.2013 вступил в действие Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N290.

 Пунктом 26 Минимального перечня установлено, что в рамках выполнения работ по содержанию общего имущества обязательными являются работы по организации мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.

 Таким образом, именно на Управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включая организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности. Более того, эта обязанность не зависит от волеизъявления сторон договора управления.

 Согласно решения собрания участников  ... » от 14.05.2012 г.  ...  назначен Устинов В. В..

 Следовательно, при таких обстоятельствах, в действиях  ...  Устинова В. В., являющегося в соответствии с примечанием к ст. 2.4. КоАП РФ должностным лицом, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 Как указано в обжалуемом постановлении, вина  ... »Устинова В.В. подтверждается объяснением представителя по доверенности от Дата изъята  ... » Устинова В.В. Троновой О.А., справкой по результатам проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования от Дата изъята г.

 Кроме того, данное административное правонарушение является длящимся, выявлено Дата изъята г., при составлении справки прокурора по результатам проведенной проверки, следовательно, временем совершения должностным лицом указанного правонарушения будет являться Дата изъята года.

 Перечисленные выше доказательства суд признает допустимыми и достоверными.

     Согласно ст. 161 ГПК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

     Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе, управление таким домом может быть предоставлено управляющей организации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

 Согласно ст. 162 ГПК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

 Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд считает не основанными на законе доводы заявителя о том, что действия юридического лица, посягающие на право граждан на благоприятную окружающую среду, не создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Тот факт, что граждане в Управляющую компанию с предложением о принятии ртутьсодержащих ламп для утилизации не обращались, никоим образом не свидетельствует об отсутствии вины Устинова В.В. в совершении правонарушения.

 Суд также относится критически к доводам заявителя о том, что действия  ... » являются малозначительными, не усматривая малозначительности совершенного правонарушения.

 В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 Согласно п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у суда при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

 Таким образом, отсутствие в результате совершения административного правонарушения вредных последствий, в том числе в виде вреда здоровью и крупного ущерба, само по себе не свидетельствует о малозначительности правонарушения и не влечет освобождение виновного от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ. Иное нарушало бы конституционный принцип справедливости и соразмерности наказания, и не обеспечивало бы разумный баланс публичного и частного интересов.

 Оценивая представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

 Рассматривая дело по существу, должностное лицо установил все юридически значимые обстоятельства правильно, доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, наказание назначено справедливо и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, полностью учтена личность лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающее ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность Устинова В.В., наказание определено в минимальном размере в соответствии с установленной санкцией статьи, в связи с чем законных оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

 Иных оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном нарушении суд не усматривает.

 На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

 Р Е Ш И Л:

 Постановление № 50-01 старшего государственного инспектора по охране природы (охране окружающей среды), по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору за использованием и охраной водных объектов Кировской области Ведерниковой М.В. от Дата изъята по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении  ... » Устинова В. В., оставить без изменения, а жалобу  ... » Устинова В. В. – без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 Судья                                     Е.А. Степанова