ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-656/20 от 29.12.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-656/2020

УИД 29RS0014-01-2020-005805-02

УИН 32<№>

РЕШЕНИЕ

<...>

29 декабря 2020 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Ибрагимова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО1 на постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2<№> от <Дата>,

установил:

постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2<№> от <Дата> Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Защитник Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО1 не согласился с указанным постановлением, обжаловав его в Ломоносовский районный суд города Архангельска.

В жалобе и дополнениях к ней просит постановление должностного лица отменить как незаконное, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях доверителя состава вмененного административного правонарушения.

Утверждает, что вина Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в неисполнении решения Ломоносовского районного суда города Архангельска <№>а-809/2017, поскольку Министерством приняты все возможные и зависящие от него меры для своевременного и надлежащего исполнения решения суда.

В судебном заседании защитник Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО1 доводы жалобы и дополнений поддержал в полном объеме.

Настаивал, что Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, делает все возможное для исполнения решения судов об определении границ, оформлении положений и определении охранных зон в отношении памятников природы иных особо охраняемых природных территорий в рамках выделяемого на указанные цели финансирования.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы и дополнений к ней, выслушав объяснения защитника Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО1, изучив дополнительно представленные документы, нахожу постановление подлежащим отмене, а производство по делу прекращению в силу следующего.

Из материалов дела усматривается, что на исполнении в межрайонном отделе по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу находится исполнительное производство <№>-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа № ФС 016802165 от <Дата>, выданного Ломоносовским районным судом города Архангельска по гражданскому делу <№>а-809/2017, об обязании Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до <Дата> утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта (положения) и определить особый режим охраны территорий в отношении следующих памятников природы:

- кедровые посадки у ... (Каргопольское лесничество у ...);

- болото «Пиково» (Каргопольское лесничество Кречетовское участковое лесничество, кварталы 95,103,129,116,117,128);

- болото «Вакханник» (Каргопольское лесничество Кинемского лесничества, квартал 43).

Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

В связи с неисполнением Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, <Дата> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

<Дата> судебным приставом-исполнителем Министерство привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

<Дата> судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда, установлен срок для исполнения требований исполнительного документа и предоставлении документов, подтверждающих исполнение, до <Дата>.

В ходе проверки исполнения судебным приставом-исполнителем было установлено, что решение суда в полном объеме не исполнено.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона правонарушения по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Согласно общим условиям привлечения лица к административной ответственности, установленным частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Следовательно, вывод о совершении лицом административного правонарушения должен базироваться на доказательствах, объективно и безусловно подтверждающих вину лица, привлекаемого к ответственности, в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что ю

ридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины ю

ридического лица в совершении административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Полагая, что Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Частью 7 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что финансовое обеспечение полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета.

Субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства.

Таким образом, исполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера прямо зависит от субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение полномочий по лесоустройству, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в рамках исполнения решения Ломоносовского районного суда города Архангельска Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области <Дата> в адрес министерства финансов Архангельской области были направлены расчеты и обоснование потребности средств областного бюджета на обеспечение деятельности Министерства на 2018 года.

В пояснительной записке к расчету потребности средств областного бюджета на 2018 года и плановый период 2019-2010 годов указано на необходимость выделения денежных средств на развитие особо охраняемых природных территорий Архангельской области.

С целью проведения инвентаризации особо охраняемых природных территорий Архангельской области Министерство запланировало на 2018 год межевание и постановку на кадастровый учет 63 памятников природы, в том числе указанных в решении суда.

На проведение указанных работ Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области просило выделить денежные средства из областного бюджета на 2018 года в сумме 9 628 420,00 рублей.

Министерству были выделены 120 000,00 рублей, которые израсходованы на межевание и постановку на кадастровый учет памятника природы Лахтинский лес.

<Дата> Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области направило в адрес министерства финансов Архангельской области расчеты и обоснование потребности средств областного бюджета на обеспечение деятельности Министерства на 2019-2021 годы.

В пояснительной записке к расчету потребности средств областного бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы указано на необходимость выделения денежных средств на проведение межевания, постановки на кадастровый учет и проведение иных мероприятий, направленных на развитие особо охраняемых природных территорий Архангельской области.

На проведение указанных работ Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области просило выделить денежные средства из областного бюджета в сумме 9 170 000,00 рублей.

В ответ на запрос Министерству были выделены 1 800 000,00 рублей.

<Дата> Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области запросило в министерстве финансов Архангельской области в качестве субсидий бюджетным учреждениям на иные цели 53 348 600,00 рублей, в том числе на инвентаризацию особо охраняемых природных территорий Архангельской области 5 814 000,00 рублей.

При этом ориентировочная цена проведения комплексной инвентаризации особо охраняемых природных территорий Архангельской области составляет 25 000 за 1 000 га, при условии, что территория обследования будет превышать 10 000 га.

В 2020 году Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области планирует проведение инвентаризационных работ на 46 памятниках природы.

При выделении финансирования к концу 2020 года были проинвентаризированы все существующие памятники природы регионального значения, что позволит начать работы по разработке проектов положений о памятниках природы и внесению сведений об их границах в единый государственный реестр недвижимости.

На 2020 год Министерству были выделены две суммы в размере 16 630 000,00 рублей и 3 514 000,00 рублей.

На инвентаризацию особо охраняемых природных территорий Архангельской области денежные средства в составе сумм 31 729 100,00 рублей и 3 514 000,00 рублей были доведены до Министерства в соответствии с лимитами бюджетных обязательств расходного списания <№> от <Дата>, выделенных на заключение соглашений с ГБУ АО «Центр природопользования и охраны окружающей среды».

<Дата> между Министерством и ГБУ АО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» были заключены соглашения №<№> и 5 о порядке предоставления субсидии на иные цели, в соответствии с которыми из перечисленных учреждению сумм 31 729 100,00 рублей и 3 514 000,00 рублей учреждение должно было потратить на инвентаризацию памятников природы и определение их границ 16 630 000,00 рублей и 3 514 000,00 рублей.

Кроме того, оформление паспортов (положений) и определение особых режимов охраны территорий возможно только после инвентаризации и определении границ памятника природы, поскольку для этого необходимо установление крайних точек координат объекта.

С указанной целью <Дата> учреждением с ООО «Кадастровый Эксперт» заключен контракт на выполнение работ по описанию местоположения границ особо охраняемой природной территории с целью внесения сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости <№>.

В рамках указанного контракта выполняются работы по описанию местоположения границ следующих особо охраняемых природных территорий Архангельской области:

- государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник регионального значения «Мудьюгский»;

- государственный природный биологический заказник регионального значения «Двинской»;

- государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник регионального значения «Пучкомский»;

- государственный природный комплексный (ландшафтный) заказник регионального значения «Веркольский»;

- государственный природный биологический заказник регионального значения «Филатовский»;

- государственный природный биологический заказник регионального значения «Важский»;

- государственный природный биологический заказник регионального значения «Клоновский»;

- государственный природный геологический заказник регионального значения «Пермиловский»;

- памятник природы регионального значения «Голубинский кадастровый массив».

Кроме того, <Дата> по результатам проведения аукциона был определен подрядчик по контракту на оказание услуг по инвентаризации памятников природы регионального значения – ООО «Снегирь».

В рамках названного контракта будет проведена инвентаризация следующих объектов особо охраняемых природных территорий Архангельской области:

- памятник природы регионального значения «Участок соснового леса»;

- памятник природы регионального значения «Участок лиственничного леса с выражением в плане «Слава КПСС»;

- памятник природы регионального значения «Участок лиственничного леса с выражением в плане «Ленину Слава»;

- памятник природы регионального значения «Сосновая роща»;

- памятник природы регионального значения «Талицкий ключ»;

- памятник природы регионального значения «Участок «Падун»;

- памятник природы регионального значения «Лиственничная роща»;

- памятник природы регионального значения «Опытные лесные культуры сосны ФИО3 1927-30 гг.»;

- памятник природы регионального значения «Опытные лесные культуры сосны ФИО3 1949 г.»;

- памятник природы регионального значения «Рубки ухода ФИО3 1951 г.»;

- памятник природы регионального значения «Кальозеро».

Срок исполнения контракта по <Дата>.

Таким образом, в 2021 году Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области планирует окончание инвентаризации всех памятников природы на территории Архангельской области.

И только по окончании указанных работ в отношении оставшихся особо охраняемых природных территорий Архангельской области (в том числе памятников природы) будут проведены на работы по определению границ.

Следовательно, материалами дела установлено и доказано, что Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области предпринимало все возможные и зависящие от него меры по своевременному исполнению решения суда, направляло заявки на предоставление дополнительных и необходимых средств на осуществление делегированных полномочий в сфере лесных отношений.

Отсутствие вины ю

ридического лица в совершении административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку из представленных материалов следует, что в действиях Министерства

природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области отсутствует виновное бездействие ввиду отсутствия возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность, нахожу производство по делу подлежащим прекращению.

Более того, требование об исполнении решения суда в двухмесячный срок, исходя из того, что Министерству

природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области необходимо финансирование за счет субвенций из федерального бюджета, не отвечает критериям разумности и исполнимости.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу защитника Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2<№> от <Дата> отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Н.В. Ибрагимова