Дело № 12-658/2021
43MS0066-01-2021-004571-09
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. ФИО2 14 октября 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Кирова Ершова А.А.,
при секретаре Мачехиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 79 Ленинского судебного района г. Кирова от 16.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ в отношении начальника отдела по правовой и административной работе ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 79 Ленинского судебного района г. Кирова от 16 августа 2021 года начальник отдела по правовой и административной работе ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с постановлением начальник отдела по правовой и административной работе ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» ФИО1 обратился в суд с жалобой на данное постановление, в обоснование которой указал, что осуществление квотирования, а именно - издание приказов о выделении в счет квоты рабочих мест, резервирование рабочих мест, прием на работу, является прерогативой генерального директора ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» как руководителя организации и не входит в компетенцию лица, привлеченного к административной ответственности. В компетенции начальника отдела по правовой и административной работе находится исключительно направление в органы службы занятости соответствующего отчета. Полагает, что он не является субъектом рассматриваемого административного правонарушения, поскольку не является лицом, ответственным за выполнение всех управленческих действий, направленных на исполнение обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно позиции, изложенной в обжалуемом постановлении, привлеченным к административной ответственности ФИО1 не исполнена обязанность по информированию Государственной службы занятости населения Кировской области о выполнении мероприятий по квотированию. При этом, согласно статьи 5.42 КоАП РФ, какое-либо бездействие в части информирования органов службы занятости населения не охватывается составом данного административного правонарушения. Кроме того, мировым судьей не принят во внимание факт устранения нарушений требований законодательства на момент рассмотрения дела об административном правонарушении. Просит постановление отменить ввиду отсутствия в его действиях признаков состава административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки не известна.
Суд, выслушав заявителя, проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностного лица за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Согласно статье 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 7 Закона Кировской области 91-ЗО от 03.08.2017 «О социальной защите инвалидов в Кировской области».
Органы исполнительной власти Кировской области осуществляют содействие занятости инвалидов, в том числе стимулирование создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определение порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости (п. 1 ст. 7 названного Закона).
Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством Кировской области (п. 5 ст. 7 названного Закона).
Согласно п. 8 ст. 7 Закона Кировской области 91-ЗО от 03.08.2017 «О социальной защите инвалидов в Кировской области» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В соответствии с порядком установления работодателям квоты для приема на работу инвалидов и резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим ля трудоустройства инвалидов, на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 г. № 30/43 с учетом среднесписочной численности работников в ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» по состоянию на 01.01.2020 год и на 01.01.2021 год должно быть заквотировано 6 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе одно специальное рабочее место.
Согласно подпункта 2.7 пункта 2 и подпункта 3.1. пункта 3 Порядка установления работодателями квоты для приема на работу инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от14.03.2005 №30/43, работодатели обязаны резервировать рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов и представлять в центры занятости населения по месту своего нахождения ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, зарезервированных рабочих местах, а также в течении 10 дней со дня освобождения рабочих мест информацию о наличии свободных рабочих мест в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов,
в том числе специальных рабочих местах, локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, численности инвалидов, самостоятельно трудоустраивающихся в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов, зарезервированных рабочих местах с указанием наименований профессий, количества и характеристик рабочих мест.
Приказом директора ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» от {Дата изъята}{Номер изъят} в ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» заквотировано 5 рабочих мест, в том числе 1 специальное рабочее место по должности «секретарь отдела по правовой и административной работе».
Таким образом, работодателем ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» в нарушение Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Кировской области 91-ЗО от 03.08.2017 «О социальной защите инвалидов в Кировской области» и постановления Правительства Кировской области от 14.03.2005 №30/43 «Об утверждении Порядка установления работодателем квоты для приема на работу инвалидов и резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, на территории Кировской области» не исполнена обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в количестве одного рабочего места, по предоставлению в установленном порядке информации, необходимой для организации занятости инвалидов.
Выводы мирового судьи о том, что ФИО1 не является субъектом правонарушения, выразившегося в том, что было не за квотировано 1 рабочее место, являются обоснованными.
Вместе с тем, ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» не предоставило информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для трудоустройства инвалидов в КОГКУ Центр занятости населения города Кирова в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}.
Нормам ст. 3 ТК РФ корреспондируют требования ст. 64 ТК РФ, запрещающей необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. № 777 утверждены Методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости (далее - Методические рекомендации).
В п. 2 Методических рекомендаций предусмотрено, что при решении вопросов занятости инвалидов необходимо учитывать следующее:
а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;
б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов. Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.
В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций основными формами возможного проявления дискриминации являются, в частности, отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности; наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу.
В п. 10 Методических рекомендаций определено, что органом службы занятости осуществляется государственная функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их закреплением (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»).
Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, предоставляя для инвалидов дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются, в частности, путем установления квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема таких граждан на работу, закрепил определенный правовой механизм реализации этой гарантии, предусматривающий в том числе обязанность работодателя представить органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалида.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом генерального директора названного предприятия от {Дата изъята}{Номер изъят} на должность начальника отдела по правовой и административной работе ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» назначен ФИО1, который в нарушение возложенных на него приказом от {Дата изъята}{Номер изъят} должностных обязанностей, по состоянию на {Дата изъята} не информировал КОГКУ Центр занятости населения города Кирова о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для трудоустройства инвалидов.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы суда первой инстанции о наличии в действиях начальника отдела по правовой и административной работе ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях лица объективной стороны состава административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием мировым судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено начальнику отдела по правовой и административной работе ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка № 79 Ленинского судебного района г. Кирова от 16.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, в отношении начальника отдела по правовой и административной работе ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» ФИО1 является законным и обоснованным. Жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка 79 Ленинского судебного района г. Кирова от 16.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ в отношении начальника отдела по правовой и административной работе ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу начальника отдела по правовой и административной работе ООО «Газпром теплоэнерго ФИО2» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья А.А. Ершова