ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-658/2022 от 24.05.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №12-658/2022

УИД 86RS0001-01-2022-001962-60

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

24 мая 2022 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Черкашин В.В.,

с участием представителя Депэкономики Югры Карманова Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «ЦИТРУС» Гусей нова С.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.04.2022 года, которым ООО «ЦИТРУС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ с назначением наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Ханты-Мансийского судебного района от 22 апреля 2022 года ООО «ЦИТРУС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения.

Считая указанное постановление незаконным, представитель ООО «Цитрус» Гусейнов С.А. обратился в суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу, мотивировав тем, что в отношении ООО «Цитрус» был составлен еще протокол по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ, который передан на рассмотрение в Арбитражный суд, в связи с чем виду того, что более строгое наказание предусмотрено по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ мировой судья должен был прекратить производство по настоящему делу. Также указывает, что материалы дела не содержат доказательств инкриминируемого правонарушения, а также на суровость назначенного наказания без применения ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В судебное заседание не явился представитель ООО «ЦИТРУС», о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Депэкономики Югры Карманов Ю.Р. с доводами жалобы не согласился, указав на законность и обоснованность обжалуемого постановления. Просил в удовлетворении жалобы отказать.

Суд, заслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Ханты-Мансийского судебного района от 22 апреля 2022 года ООО «ЦИТРУС» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ за то, что 12 августа 2021 года в результате проведенных мероприятий по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. г. Ханты-Мансийск, ул. Луговая, 43. в Рестобаре «VEGAS», в котором осуществляет деятельность ООО «ЦИТРУС», за барной стойкой обнаружена алкогольная продукция - коньяк «Старый Кенигсберг», емкостью 0.5 литра, в количестве одной бутылки (запечатанная), а также коньяк «Старый Кенигсберг», емкостью 0.2 литра в количестве одной бутылки (откупоренная) без федеральных специальных марок.

Административная ответственность по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ предусмотрена за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения).

В соответствии с положениями частей 2, 4 ст.12 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе. Требования к образцам федеральных специальных марок, порядок изготовления федеральных специальных марок, порядок приобретения федеральных специальных марок, порядок уничтожения федеральных специальных марок, порядок маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции и цена федеральных специальных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Образцы, перечень реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок утверждаются федеральным органом по контролю и надзору. Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность считывания двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы.

Согласно ч.1 ст.26 вышеуказанного Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.

В соответствии с ч.3 ст. 12 Федерального закона №171-ФЗ, действующему на дату совершения административного правонарушения, федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

По правилам части 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускаете розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 Правил изготовления федеральных специальных марок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 №2348 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» изготовление марок осуществляется организацией-изготовителем, марок в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования.

Согласно положений п. 1 ст. 25 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, в случае если она реализуется без маркировки в соответствий со ст. 12 Федерального закона № 171-ФЗ, считается находящейся в незаконном обороте.

Согласно пункта 16 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ за подлинность федеральных специальных марок, а также за соответствие информации, содержащейся на федеральных специальных марках, информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, oб алкогольной продукции, маркированной данными федеральными специальными марками, несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, закупку для ввоза в Российскую Федерацию, поставки, розничную продажу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ проверка подлинности федеральных специальных марок осуществляется организациями – покупателями алкогольной продукции, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам федерального органа по контролю и надзору.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 № 17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты (в том числе алкогольная продукция), которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеемся такой информации. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными, и не подлежат реализации.

То есть законом установлена юридическая презумпция опасности для жизни здоровья потребителей алкогольной продукции, немаркированной в установленном, законом порядке, незаконности нахождения такой продукции в обороте.

Как усматривается из представленных материалов дела, в ходе осмотра 12.08.2021 принадлежащих ООО «Цитрус помещений, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Ханты-Мансийск, ул. Луговая, д 43, restobar «Vegas», в зале обслуживания посетителей па полках за барной стойкой представлена для обозрения посетителей маркированная алкогольная продукция в количестве 123 единиц (в том числе 2 вышеуказанные единицы алкогольной продукции без ФСМ). На первом этаже в подсобном помещении restobara «Vegas», также обнаружено 3 единицы маркированной федеральными специальными марками алкогольной продукции. Всего в торговом объекте обнаружено и изъято 126 единиц алкогольной продукции.

Суд считает, что вина ООО «ЦИТРУС» в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении №90/2022 от 03.03.2022; копией протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.08.2021; фотоматериалами; видеозаписью к протоколу осмотра от 12.08.2021; копией протокола изъятия вещей и документов от 12.08.2021; видеозаписью к протоколу изъятия от 12.08.2021; отчетом по продажам ООО «ЦИТРУС» (диск); выпиской из ЕГРЮЛ.

Указанные доказательства получены с соблюдением процессуальных требований, согласуются между собой и в совокупности подтверждают виновность ООО «ЦИТРУС».

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ООО «ЦИТРУС» не обеспечило соблюдение требований действующего законодательства при розничной продаже (хранении) алкогольной продукции, допустив нарушение требований ст.ст.12, 16, 26 Федерального Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ.

Доводы жалобы суд находит несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они основаны на неверном толковании норм закона и противоречат материалам дела.

Доводы о том, что в отношении ООО «Цитрус» был составлен еще протокол по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ, который передан на рассмотрение в Арбитражный суд, в связи с чем виду того, что более строгое наказание предусмотрено по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ мировой судья должен был прекратить производство по делу основаны на неверном толковании действующего законодательства, так как ответственность по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ предусмотрена за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, то есть за иной состав административного правонарушения.

Доводы о том, что материалы дела не содержат доказательств инкриминируемого правонарушения опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела.

Существенных процессуальных нарушений, допущенных при составлении административного материала и вынесении обжалуемого постановления, не установлено.

В силу вышеизложенного, суд пришел к выводу, что мировой судья всесторонне, полно и объективно исследовал все обстоятельства дела и правильно пришел к выводу о виновности ООО «ЦИТРУС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ.

Наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в пределах, предусмотренных санкцией ч.4 ст.15.12 КоАП РФ.

Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены, изменения нет.

Наказание ООО «ЦИТРУС» назначено в пределах санкции ч.4 ст. 15.12 КоАП РФ в минимальном размере, и оснований для её снижения, с учетом особой значимости охраняемых отношений и конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, жалоба представителя ООО «ЦИТРУС» Гусейнова С.А. на постановление мирового судьи удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.04.2022 года, которым ООО «ЦИТРУС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ с назначением наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения – оставить без изменения, жалобу представителя ООО «ЦИТРУС» Гусейнова С.А. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с даты его вынесения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин