материал № 12-659/2015
РЕШЕНИЕ
22 октября 2015 года город Тюмень
Судья Центрального районного суда гор. Тюмени Сургутская А.В. с участием:
представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по <данные изъяты>. и <данные изъяты>,
должностного лица, привлечённого к административной ответственности, ФИО1 и его защитника Демченко Е.В.,
рассмотрев по адресу: <адрес>, жалобу должностного лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1 , <данные изъяты>,
на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным <данные изъяты> Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по <данные изъяты>, ФИО1, как должностное лицо, привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Как следует из данного постановления 22 июля 2014 года по адресу: <адрес>, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе № в интересах государственного заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница №» на поставку лекарственных средств <данные изъяты> Управления государственных закупок <данные изъяты> ФИО1, являясь <данные изъяты> аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе, в нарушение ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», неправомерно отказал участнику закупки ЗАО НПК «<данные изъяты>» в допуске к участию в электронном аукционе при рассмотрении первой части поданной данным обществом заявки (№).
С данным постановлением ФИО1 не согласился и в жалобе просит его отменить, полагая, что он необоснованно привлечён к административной ответственности, так как заявка участника закупки ЗАО НПК «<данные изъяты>» была правомерно отклонена и не допущена до участия в электронном аукционе № на поставку лекарственных средств при проверке первой части поданной заявки, поскольку заявленный данным участником лекарственный препарат с торговым названием «<данные изъяты>» с характеристиками «таблетки <данные изъяты> мг., <данные изъяты> шт. – упаковки ячейковые контурные (№) – пачки картонные. Единица измерения – упаковка», производитель РУП «<данные изъяты>», на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал в Государственном реестре лекарственных средств, что было установлено при обращении через сеть «<данные изъяты>» по адресу <адрес>, на это обстоятельство было указано должностному лицу и при составлении протокола об административном правонарушении, в подтверждение в материалах дела имеется скриншот со страницы. При рассмотрении заявки участника закупки ЗАО НПК «<данные изъяты>» аукционной комиссией проверялись сведения о зарегистрированном лекарственном препарате «<данные изъяты>» в реестре лекарственных средств путем заполнения информации по строкам в реестр из заявки участника закупки: торговое наименование, МНН, лекарственная форма, производитель, страна происхождения. Проверка информации лекарственного препарата по регистрационному удостоверению не осуществлялось в виду отсутствия данной информации в первой части заявки ЗАО НПК «<данные изъяты>». При рассмотрении первых частей заявок комиссия в силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе не обязана проверять конкретные показатели лекарственного препарата «<данные изъяты>» предложенного к поставке участником ЗАО НПК «<данные изъяты>» на соответствие значениям, установленным аукционной документацией. Аукционная комиссия не несет ответственность за отсутствие информации о лекарственном препарате, содержащемся в реестре лекарственных средств.
Кроме того, в жалобе указывается на нарушение прав ФИО1 при производстве по делу, а именно при составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом <данные изъяты> ему было отказано в ознакомлении с материалами дела №, при этом в этот день в первой половине дня ему было вручено уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении дела <данные изъяты> УФАС России по <данные изъяты> не разъяснил ему права и обязанности, не объявил о праве отвода и праве ознакомления с материалами дела. Заявленное им ходатайство о направлении запроса в Министерство здравоохранения и социального развития <данные изъяты> об установлении причин не выявления информации о зарегистрированном лекарственном препарате «<данные изъяты>» по результатам поиска на сайте <данные изъяты> путем заполнения всех строк: МНН, торговое наименование, лекарственная форма, производитель, страна происхождения, оставлено без удовлетворения, тем самым лишили его возможности защищать свои права. Таким образом, был нарушен процессуальный порядок рассмотрения дела
При рассмотрении жалобы ФИО1 и его защитник Демченко Е.В. приведенные в жалобе доводы поддержали в полном объеме, просили постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отменить ввиду отсутствия состава административного правонарушения и нарушения права ФИО1 на защиту при производстве по делу.
В отзыве на жалобу <данные изъяты> Управления Федеральной антимонопольной службы по <данные изъяты> полагает обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать по следующим основаниям. Так, заявитель пытается подменить понятия «зарегистрированное лекарственное средство» и «ведение реестра лекарственных средств». Представленная им выписка из реестра сформирована путем заполнения в строках для поиска торгового наименования, МНН, а также страны. Вместе с тем, при заполнении в реестре только строки «Торговое наименование» появляется таблица, состоящая из <данные изъяты> строк (а не <данные изъяты>), среди которых имеется лекарственное средство «<данные изъяты>» с регистрационным номером № (дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ), в инструкции которого (содержится в обязательном порядке) указаны все необходимые характеристики средства. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из реестра. Незаполнение всех данных в реестре органом, уполномоченным на ведение реестра лекарственных средств, не означает, что данное лекарственное средство не зарегистрировано. Свидетельство о государственной регистрации данного лекарственного средства еще ДД.ММ.ГГГГ было представлено комиссии антимонопольного органа при рассмотрении жалобы ЗАО НПК «<данные изъяты>». Отклоняя заявку участника аукциона, именно аукционная комиссия должна обладать достаточными доказательствами, подтверждающими факт предоставления недостоверных, несоответствующих требованиям документации сведений участником аукциона. Отсутствие в реестре не означает отсутствие регистрации, и на момент вынесения решения по жалобе ЗАО НПК «<данные изъяты>», которым комиссией антимонопольного органа было установлено, что у уполномоченного органа на момент рассмотрения заявки отсутствовали доказательства того, что указанное в заявке лекарственное средство не зарегистрировано, Управлением государственных закупок <данные изъяты> не было представлено доказательств отсутствия регистрации указанного в ЗАО НПК «<данные изъяты>» лекарственного средства.
Более того, подтверждение регистрации лекарственного средства согласно ч.5 ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участник закупки должен представить во второй части заявки, рассмотрение которой происходит после проведения аукциона. Данное требование было установлено и в документации по проведению рассматриваемого аукциона. У комиссии уполномоченного органа имелись основания при рассмотрении второй части заявки отклонить заявку и по первой части в связи с представлением недостоверной информации о товаре (п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Вместе с тем, комиссия Управления государственных закупок <данные изъяты>, не имея достаточных оснований, отклонила первую часть заявки ЗАО НПК «<данные изъяты>».
Именно данные обстоятельства послужили основанием для при влечения к административной ответственности члена комиссии, проголосовавшего за необоснованный отказ в допуске, в связи с ненадлежащим исполнением им своих должностных обязанностей.
Составление протокола ДД.ММ.ГГГГ вызвано, в том числе, нахождением должностного лица - члена комиссии в очередном отпуске (подтверждением служат неоднократные уведомления данного должностного лица о составлении протокола). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не запрещает рассмотрение протокола в день составления протокола. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, знало о наличии решения от ДД.ММ.ГГГГ антимонопольного органа, которым комиссия Управления государственных закупок <данные изъяты> было признано нарушившей законодательство о контрактной системе. При рассмотрении дела № привлекаемое к административной ответственности лицо имело возможность представить письменные пояснения на протокол, следовательно, ему было известно обо всех обстоятельствах и основаниях для возбуждения дела об административном правонарушении, права на дачу пояснений оно не было лишено. Ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью направления запроса, было правомерно отклонено, поскольку необходимость направления которого отсутствовала в силу указанных выше доводов, поэтому ходатайство было направлено исключительно на затягивание сроков рассмотрения дела.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по <данные изъяты> согласилась с указанными в отзыве доводами и полагала обжалуемое постановление законным, указав, что все приведённые в жалобе доводы имели место и при рассмотрении дела, им дана надлежащая оценка, при этом ФИО1 предоставлялась возможность ознакомиться с делом, но он сам отказался, права ему были разъяснены, в том числе и при составлении с протокола об административном правонарушении, ходатайство об истребовании информации было разрешено в соответствии с законом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, судья пришел к выводу, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО1 административного наказания является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказ в допуске к участию в аукционепо основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 возбуждено ДД.ММ.ГГГГ протоколом № (л.д.25-28), в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе № (0№) <данные изъяты> аукционной комиссии по рассмотрению заявок – <данные изъяты> Управления государственных закупок <данные изъяты> ФИО1 при рассмотрении первой части заявки с порядковым номером №, поданной ЗАО НПК «<данные изъяты>» на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, неправомерно отказал участнику закупки ЗАО НПК «<данные изъяты>» в допуске к участию в электронном аукционе, тем самым нарушив требования ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Материалы дела содержат документы по проведению электронного аукциона № на поставку лекарственных средств (л.д.53-94), в том числе, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, из которого усматривается, что на участие в закупке подано № заявки, при рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией заявки с порядковыми номерами № допущены к участию в электронном аукционе, заявке с порядковым номером 1 (заявка ЗАО НПК «Катрен») в допуске к участию в аукционе отказано с указанием не несоответствие первой части заявки ЗАО НПК «<данные изъяты>» п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, а именно несоответствие информации, предусмотренной п.п. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона 44-ФЗ, разделом 3.1 главы 1, разделом 3.2.1 главы 3 документации об электронном аукционе, п. 2 описания объекта закупки (приложение № к документации об электронном аукционе): в п. 2 описания объекта закупки первой части заявки предложенный участником лекарственный препарат с торговым наименованием «<данные изъяты>» с характеристиками «Таблетки <данные изъяты> мг, <данные изъяты> шт. - упаковки ячейковые контурные (№)- пачки картонные. Единица измерения - упаковка» производитель <данные изъяты> в Государственном реестре лекарственных средств не зарегистрирован (л.д.53).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона (первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе) или предоставления недостоверной информации. В силу части шестой этой же статьи отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по иным основаниям не допускается.
Из содержания заявки с порядковым номером № ЗАО НПК «<данные изъяты>» на участие в электронном аукционе № (л.д.85-87) усматривается, что участником к поставке предложено, в том числе, лекарственное средство «<данные изъяты>», производитель <данные изъяты>, <данные изъяты>, таблетки <данные изъяты> мг, <данные изъяты> шт., упаковки ячейковые контурные (№), пачки картонные, единица измерения упаковка, количество - <данные изъяты>.
Данное лекарственное средство по функциональным, качественным характеристикам (форме выпуска, дозировке, количеству) полностью соответствует показателям, установленным в описании объекта закупки в приложении № к документации об электронном аукционе (л.д.78,82).
В силу ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти. Лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию, вносятся в Государственный реестр лекарственных средств.
Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения (далее Порядок) утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №746, и согласно пункту 9 публикуется на официальном сайте Министерства, обновляется ежедневно, сохранением размещения на сайте всех предыдущих редакций Реестра.
В соответствии со скриншотами страниц Государственного реестра лекарственных средств, а также копией регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ лекарственное средство «<данные изъяты>) (международное непатентованное название «<данные изъяты>») форма выпуска <данные изъяты> мг., упаковки ячейковые контурные <данные изъяты>, производитель <данные изъяты> зарегистрировано в Государственном реестре лекарственных средств (л.д.39,103,112-113).
О наличии нарушения порядка рассмотрения первых частей заявок членами аукционной комиссии, а именно неправомерном отказе участнику закупки ЗАО НПК «<данные изъяты>» в допуске к участию в электронном аукционе, свидетельствует и решение Комиссии <данные изъяты> УФАС России по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, которое в установленный законом сроком не обжаловано (л.д.33-37).
В доказательство отсутствия отображения в реестре указанного в заявке ЗАО НПК «<данные изъяты>» названного лекарственного препарата при заполнении строк в реестре «торговое наименование», «МНН», «страны» ФИО1 как при рассмотрении дела и при подаче жалобы был представлен «скриншот» (л.д.21; л.м.6), в котором заявленный препарат ЗАО НПК «<данные изъяты>» по запросу отсутствует. Однако данное обстоятельство не свидетельствует, что ФИО1 как членом комиссии предприняты все достаточные меры к проверке указанных в заявке требований и её правомерном отклонении. Как обосновано указано в возражении на жалобу и подтверждено приложенным к возражению «скриншотом» со страницы реестра лекарственных средств, при заполнении в реестре только строки «Торговое наименование» появляется таблица, состоящая из <данные изъяты> строк, среди которых имеется лекарственное средство «<данные изъяты>» с регистрационным номером № (дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ год), в инструкции которого указаны все необходимые характеристики средства.
Таким образом, основание для отклонения заявки ЗАО НПК «<данные изъяты>» при рассмотрении первых частей заявок (предложенный участником лекарственный препарат в Государственном реестре лекарственных средств не зарегистрирован) не соответствует действительности, при этом аукционной комиссией, <данные изъяты> которой являлся ФИО1, не предпринято всех достаточных и исчерпывающих мер к проверке факта достоверности и соответствия требованиям документации предоставленных участником аукциона ЗАО НПК «<данные изъяты>» в заявке сведений.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в при совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно пункту 3.2. должностного регламента на ФИО1 как на <данные изъяты> Управления государственных закупок <данные изъяты> на возложены обязанности по соблюдению требований действующего законодательства при проведении процедур осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд <данные изъяты>, участие в заседаниях комиссий по осуществлению закупок в качестве <данные изъяты> комиссии, при этом в силу пункта 3.4.1. регламента он несет персональную ответственность за соблюдение и реализацию действующего законодательства Российской Федерации, <данные изъяты>, ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящим должностным регламентом (л.д.141-145).
При таких обстоятельствах, по убеждению судьи, имеющиеся в деле доказательства объективно подтверждают, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в ходе проведения электронного аукциона № при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе № на поставку лекарственных средств, заместитель начальника Управления государственных закупок <данные изъяты> ФИО1, являясь <данные изъяты> аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе, при рассмотрении первой части заявки №, поданной ЗАО НПК «<данные изъяты>», в нарушение требований ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», неправомерно отказал участнику закупки ЗАО НПК «<данные изъяты>» в допуске к участию в электронном аукционе чем допустил предусмотренное ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушение.
Судьёй не установлено нарушений при производстве по делу, повлекших безусловное нарушение права на защиту ФИО1 Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на рассмотрение дела в день его возбуждения.
Утверждение заявителя о том, что ему было отказано в ознакомлении с материалами дела своего подтверждения не нашло. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по <данные изъяты> – должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении <данные изъяты> указала, что ФИО1 при составлении протокола были разъяснены его права и предоставлена возможность ознакомиться с материалами дела – документами по аукциону и документами о должностном положении и обязанностях ФИО1, однако ФИО1 сам отказался с ними знакомиться в том виде, в котором они были ему представлены. Данное обстоятельство ФИО1 подтвердил, указав, что отказался знакомиться с документами, так как они не были подшиты в один том и не представляли собой сформированное дело об административном правонарушении именно в отношении него. Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе не повлекло нарушение прав ФИО1, как лица, привлечённого к административной ответственности, на что указывает отсутствие повторного ходатайства об ознакомления с материалами дела от ФИО1 или его защитника, заявлений о наличии в деле доказательств, о которых заявителю и его защитнику не было известно, от них не поступило, более того, по обстоятельствам дела ФИО1 было представлено объяснение, в котором он подробно и обстоятельно указывает о своем несогласии с наличием в его действиях состава административного правонарушения. Этот факт опровергает и утверждение о том, что ФИО1 не были разъяснены его права и обязанности при производстве по делу об административном правонарушении. Это обстоятельство опровергается и получением ФИО1 копии протокола об административном правонарушении, уведомления о его составлении, которые содержат разъяснение ему прав как лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, заявлением ФИО1 при рассмотрении дела ходатайства.
Отказ должностного лица в удовлетворении ходатайства ФИО1 об отложении рассмотрения дела и истребовании информации из Министерства здравоохранения и социального развития <данные изъяты> не свидетельствует о нарушении права ФИО1 на защиту, ходатайство мотивировано, разрешено в соответствии с законом. Более того, заявитель мог самостоятельно истребовать интересующую его информацию, что и было сделано, но только ДД.ММ.ГГГГ, тогда как жалоба на постановление поступила в суд ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах ФИО1 обосновано и правомерно, в течении срока давности привечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Установленные в обжалуемом постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, ФИО1 назначено административное наказание в виде штрафа, размер которого является справедливым. Оснований для отмены, изменения постановления судьей не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО1 административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.
Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы через Центральный районный суд гор. Тюмени.
Судья А.В. Сургутская