ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-65/14 от 26.11.2014 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-65/2014

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

26 ноября 2014 года

с. Шира Ширинского района Республики Хакасия

Судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Шалгинов С.Н., при секретаре Носакиной А.С.,

с участием защитника ОАО «Ширинский элеватор» Струкова Е.В.,

рассмотрев в помещении Ширинского районного суда Республики Хакасия по адресу: с Шира, ул. Октябрьская, 75 в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Ширинский элеватор» <данные изъяты> на постановление начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении открытое акционерное общество «Ширинский элеватор» (далее ОАО «Ширинский элеватор») было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, направленной в адрес суда, защитник ОАО «Ширинский элеватор» ФИО2, по доверенности, указывает следующее: постановление незаконно, поскольку организация не была надлежащим образом уведомлена о времени рассмотрения данного дела об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении присутствовал работник ОАО «Ширинский элеватор» ФИО3, действующий на основании общей доверенности, в которой отсутствуют указания на представление интересов по конкретному административному делу. Также защитник не согласилась с указанием должностным лицом в оспариваемом постановлении на то, что организацией допущены нарушения статьи 133 Трудового кодекса РФ в части выплаты заработной платы менее <данные изъяты>. Полагает, что заработная плата, выплачиваемая работникам организации, соответствует минимальному размеру оплату труда, установленному действующим законодательством, который с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рубля. На основании изложенного, просит постановление по делу об административном правонарушении отменить.

В судебном заседании защитник Струков Е.В. доводы жалобы поддержал, пояснив, что с нарушениями трудового законодательства, указанными в пунктах оспариваемого постановления, общество согласно, устраняет данные нарушения.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, пояснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия ФИО1 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Ширинский элеватор», согласно которому ОАО «Ширинский элеватор» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ - в приказ по проверке знаний по охране труда включены работники, не прошедшие обучение в установленном порядке; с вновь принятыми работниками не проведено обучение безопасным методам труда в установленном порядке; предварительные при поступлении на работу медицинские осмотры работников, занятых на вредных условиях труда, проведены не за счет работодателя; результаты осмотра и испытаний газовых редукторов, газовых горелок, шлангов не заносятся в специальный журнал; манометры на редукторах не имеют отметки о дате поверки; некоторым работникам общества в <данные изъяты> года, полностью отработавшим норму рабочего времени, начислена заработная плата в размере менее <данные изъяты> - суммы минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районе, приравненном к Крайнему Северу. ОАО «Ширинский элеватор» было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Данное постановление было вынесено на основании протокола по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному начальником отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия ФИО1

Должностное лицо правомочно рассмотрело дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Ширинский элеватор» в соответствии с положениями ст. 23.12 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Пунктом 3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, установлено, что для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В пункте 2.2.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций указано, что работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Согласно статье 213 Трудового кодекса РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования работников осуществляются за счет средств работодателя.

Согласно выписке из Единого реестра юридических лиц ОАО «Ширинский элеватор», в том числе, осуществляет деятельность автомобильного грузового специализированного и неспециализированного транспорта, прочего сухопутного пассажирского транспорта, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 N 28, распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (п. 1.1.2).

Согласно пункту 2.1.9.27 межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте технический осмотр и испытание газовых редукторов должно производиться один раз в 3 месяца, а резаков, газовых горелок и шлангов - один раз в месяц работником, ответственным за исправное состояние и эксплуатацию сварочного оборудования, назначаемым приказом по организации. Результаты технического осмотра и испытаний заносятся в соответствующий журнал.

Согласно пункту 2.1.9.30 межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте не допускается пользоваться неисправными, неопломбированными или с просроченным сроком поверки манометрами на редукторах.

Данные нормы законодательства о труде и об охране труда были нарушены ОАО «Ширинский элеватор», нарушения отражены в постановлении, факт совершения организацией данных нарушений по существу ни в жалобе, ни защитником в судебном заседании не оспаривались.

Суд приходит к выводу о совершении ОАО «Ширинский элеватор» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, факт нарушения норм законодательства о труде и об охране труда установлен.

Что касается доводов жалобы, то суд считает их необоснованными.

Протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении составлялись в присутствии законного представителя ОАО «Ширинский элеватор» и.о. исполнительного директора ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 25.5. КоАП РФ предусмотрено, что полномочия защитника удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Пунктом 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами. Именно такую доверенность представил должностному лицу защитник ФИО3, она была выдана генеральным директором ООО «УК «МаВР», действующим на основании Устава и договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Управляющей организации от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4

Указанная доверенность предоставляла ФИО3 полномочия представлять интересы общества в делах об административных правонарушениях в органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляя все права и обязанности, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, в том числе, знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, подписывать протокол об административном правонарушении.

В данном случае защитник ФИО3 был допущен к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении, ему были разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ, он не заявлял каких-либо ходатайств, заявлений или замечаний, в том числе, заявлений об отсутствии у него полномочий или компетенции участвовать в качестве защитника общества при рассмотрении дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела, напротив, при составлении протокола об административном правонарушении ходатайствовал о незамедлительном рассмотрении дела об административном правонарушении, копии протокола и постановления об административном правонарушении им были получены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ОАО «Ширинский элеватор» было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, при этом присутствовал его защитник ФИО3

Что касается доводов жалобы о том, что организацией не нарушены положения статьи 133 Трудового кодекса РФ в части выплаты заработной платы, и заработная плата законно начислялась работникам в размере не менее минимального размера оплаты труда, который составляет <данные изъяты> рубля, то суд приходит к следующим выводам.

Из содержания оспариваемого постановления усматривается, что работникам ОАО «Ширинский элеватор» ФИО5, ФИО6ФИО7 и некоторым другим работникам в <данные изъяты> года при отработке ими нормы рабочего времени и выполнении норм труда была выплачена заработная плата в размере менее <данные изъяты>. Данные обстоятельства были подтверждены защитником ОАО «Ширинский элеватор» в судебном заседании.

Федеральным законом установлен с 01 января 2014 года минимальный размер оплаты труда 5554 рубля (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ).

Согласно части 1 и части 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно данной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, в силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент (ст. 316) для работников - лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 317) должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 313).

Постановлением Правительства РФ от 03.12.1992 N 933 в Республике Хакасия такой районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,3, Приказом Минфина РФ от 29.09.2008 N 102н установлена указанная выше процентная надбавка в размере 30 %.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.

При установлении системы оплаты труда работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.

При установлении системы оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Заработная плата работников - лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Таким образом, заработная плата работников ОАО «Ширинский элеватор», осуществляющих свою трудовую деятельность на территории Республики Хакасия, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что на <данные изъяты> года составляло не менее <данные изъяты> (МРОТ 5554 рубля с учетом районного коэффициента - 1,3 к заработной плате, процентной надбавки - 30% от заработной платы).

Как следует из материалов дела, при начислении некоторым работникам ОАО «Ширинский элеватор» заработной платы за <данные изъяты> года данные требования закона работодателем соблюдены не были, что является нарушением законодательства о труде.

Оспариваемое постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.27 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств, предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ, в том числе, установленных обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Ширинский элеватор» оставить без изменения, а жалобу защитника открытого акционерного общества «Ширинский элеватор» ФИО2 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный суд Республики Хакасия.

Судья Шалгинов С.Н.