Дело № 12-65/2019
70 RS 0006-01-2019-001269-92
РЕШЕНИЕ
город Асино 19 ноября 2019 года
Судья Асиновского городского суда Томской области Тынянная Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Асиновского городского прокурора Томской области на постановление старшего государственного инспектора Томской области Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в области охраны окружающей среды от 21.10.2019 о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью « Б.» за отсутствием события административного правонарушения.
установил:
29.03.2019 Асиновским городским прокурором Томской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Б.» (далее - ООО «Б.», общество) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды А. от 21.10.2019 производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, Асиновский городской прокурор Томской области обратился в суд с протестом, в которой просит постановление от 21.10.2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение; в обоснование указано, что проведенной Асиновской городской прокуратурой проверкой соблюдения ООО «Б.» конституционных прав граждан на безопасные условия труда, законодательства о промышленной безопасности, природоохранного законодательства, законодательства о пожарной безопасности установлено, что общество при ведении хозяйственной деятельности использует действующие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При эксплуатации оборудования в атмосферный воздух выделяются следующие вредные (загрязняющие) вещества I и II классов опасности: бенз(а)пирен, формальдегид, марганец и его соединения, фтористый водород, свинец и его соединения. Вопреки требованиям закона ООО «Б.» не исполнена обязанность по постановке па учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Прекращая производство по делу об административном правонарушении, старший государственный инспектор Томской области в области охраны окружающей среды указывает, что постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходимо осуществить не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала их эксплуатации, а поскольку ООО «Б.» до дня проверки в эксплуатацию не введен, не усматривает события административного правонарушения по ст.8.46 КоАП РФ. Вместе с тем, решением Арбитражного суда Томской области от 17.05.2018 ООО «Б.» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.9.5 КоАП РФ. Данное правонарушение выразилось в эксплуатации объекта капитального строительства без соответствующего разрешения. Однако, как установлено ранее, ООО «Б.» фактически организована и осуществляется эксплуатация завода МДФ (первый и второй пусковые комплексы). На факт осуществления ООО «Б.» полноценной эксплуатации завода указывали следующие обстоятельства: в главном корпусе завода смонтировано и работает технологическое оборудование, работает обслуживающий персонал, осуществляется складирование и хранение готовой продукции; в окорочко-рубительном отделении ведется прием леса для приготовления технологической щепы, отходы отделения поступают в действующую энергетическую установку; в помещениях участка хранения и подготовки химикатов выполняется приготовление клея, применяемого в производственной деятельности, в цехе производства смол находятся составляющие компоненты клея; в помещениях цеха ламинирования находится склад готовой продукции. Факт осуществления ООО «Б.» полноценной эксплуатации завода установлен и в ходе настоящей проверки, в рамках которой, в том числе, произведены замеры выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Решением Арбитражного суда Томской области от 07.06.2019 ООО «Б.» повторно привлечено к административной ответственности по ч. 5 статьи 9.5 КоАП РФ. При таких обстоятельствах ООО «Б.», осуществляя полноценную эксплуатацию производственного оборудования, источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ I и II классов опасности в атмосферный воздух, намеренно уклоняется от выполнения обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие па окружающую среду. Учитывая изложенное, вывод должностного лица о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, - старший государственный инспектор Томской области в области охраны окружающей среды А., извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, протест прокурора просил рассмотреть без своего участия.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Б.», извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья рассмотрел дело в их отсутствие.
Помощник Асиновского городского прокурора Долбиев С.И. в судебном заседании протест поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснил, что при вынесении постановления от 21.10.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, в отношении ООО «Б.» за отсутствием события административного правонарушения старший государственный инспектор Томской области в области охраны окружающей среды А. не учел приобщенные к материалам дела решения Арбитражного суда Томской области от 17.05.2018, от 07.06.2019, которыми ООО «Б.» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.9.5 КоАП РФ, что указывает на то, что ООО «Б.» фактически организована и осуществляется эксплуатация объекта капитального строительства, расположенного: (адрес) в отсутствие разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы протеста, судья приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, только при наличии хоты бы одного из поводов, предусмотренных частями 1,1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно п. 1, 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события или состава административного правонарушения.
Статья 26.11 КоАП РФ обязывает судью, членов коллегиального органа и должностное лицо, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, на основании чего дать оценку имеющимся доказательствам.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ст.8.46 КоАП РФ наступает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Из представленных материалов следует, что ООО «Б.» зарегистрировано в качестве юридического лица (дата), ему присвоен основной государственный регистрационный помер записи о государственной регистрации юридического лица (номер). Основным видом деятельности общества являет производство фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов, древесных плит из древесины и других одревесневших материалов.
Деятельность осуществляется обществом по адресу: (адрес). Общество при ведении хозяйственной деятельности использует действующие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При эксплуатации оборудования в атмосферный воздух выделяются следующие вредные (загрязняющие) вещества I и II классов опасности: бенз(а)пирен, формальдегид, марганец и его соединения, фтористый водород, свинец и его соединения.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от (дата), протоколами результатов измерений №(номер) от (дата).
Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
В силу п.3 ст.4.2 Федерального закона № 7-ФЗ критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
В связи с наличием в выбросах ООО «Б.» вредных (загрязняющих) веществ I и II классов опасности объекты общества относятся к III категории негативного воздействия на окружающую среду.
Администрацией Асиновского района акционерному обществу «В.» (является учредителем ООО «Б.») выдано разрешение от (дата) № (номер) на строительство объекта капитального строительства: завода МДФ - реконструкция завода ДВП-2 с организацией производства древесноволокнистых плит средней плотности (ДВП-СП). Первый пусковой комплекс, расположенный по адресу: (адрес). Действие разрешения на строительство продлено до (дата).
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков
Согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 19.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В соответствии с частями 1, 2 ст.69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учёт юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 1 января 2015 г.) юридические лица, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).
Из письма Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (номер) от (дата) следует, что на территории производственного комплекса ЗАО «В.», расположенного по адресу: (адрес), ООО «Б.» осуществляется реконструкция завода по производству плит МДФ. При этом общество в режиме пуско-наладочных работ производит продукцию – древесно-волокнистые плиты средней плотности. В результате эксплуатации оборудования и производства продукции в режиме пуско-наладочных работ, общество оказывает негативное влияние на атмосферный воздух, являющийся компонентом природной среды.
В письме ООО «Б.» № (номер) от (дата) указано, что общество находится на этапе окончания пуско-наладочных работ и подготовке документации для постановки на учет опасных производственных объектов, с последующим лицензированием. Так как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду не поставлены на государственный учет, деятельность по обеспечению требований экологической безопасности не производится по причине невозможности её организации.
Осуществление полноценной деятельности по эксплуатации ООО «Б.» так же подтверждено решениями Арбитражного суда Томской области от 24.05.2018 (дело (номер)) и от 07.06.2019 (дело (номер)) о привлечении ООО «Б.» к административной ответственности по ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Из изложенного следует, что обществом эксплуатируются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Принимая решение о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, возбужденного постановлением Асиновского городского прокурора от 29.03.2019 в отношении ООО «Б.», старший государственный инспектор Томской области в области охраны окружающей среды А. в постановлении от 21.10.2019 указал, что обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходимо осуществлять не позднее чем в течение шести месяцев со дня их эксплуатации, а объекты общества до дня проверки в эксплуатацию не введены.
Довод должностного лица о том, что внесение в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, законодательством Российской Федерации не предусмотрено, суд считает необоснованным.
По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, необходимо обратить внимание, что внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено.
В то же время, при строительстве объектов необходимо соблюдение установленных законодательством природоохранных требований, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами и в случае осуществления выбросов, сбросов в окружающую среду, а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий (письмо Минприроды России от 28.10.2016 N 12-50/8692-ОГ «О рассмотрении обращения»).
В силу ч. 1 ст. 34 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
При таких обстоятельствах доводы должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, об отсутствии в действиях ООО «Б.» события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.
В соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области А. от 21.10.2019 о прекращении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Протест Асиновского городского прокурора Томской области удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 21.10.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Б.», отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-дневный срок путем подачи жалобы через канцелярию Асиновского городского суда.
Судья (подписано) Н.С. Тынянная.