12-65/19 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Лесозаводск 9 июля 2019 г. Судья Лесозаводского районного суда Приморского края Яровенко С.В., с участием прокурора Гиренко К.Э., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление № хх-АП/19 от хх.хх.хххх начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд ххххххх правового департамента хххххххФИО4 о назначении директора МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа» ФИО1 административного наказания, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением № хх-АП/19 от хх.хх.хххх начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд ххххххх правового департамента хххххххФИО4 директора МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа» ФИО1 в связи с нарушением ч. 13, ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от хх.хх.хххх № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» признана виновной по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей. Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО2 подала на него жалобу, в которой просит суд постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своей жалобы указала, что доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения ею (ФИО2) служебных обязанностей в материалах дела нет и быть не может. Она (ФИО2) является руководителем муниципального образовательного бюджетного учреждения. Образовательное учреждение является некоммерческой организацией, своих доходов не имеет, финансируется из бюджета Лесозаводского городского округа. Согласно Учредительному договору учредитель в лице администрации Лесозаводского городского гарантирует финансирование МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа» в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования, в том числе гарантирует своевременное финансирование на оплату коммунальных услуг, включая оплату за предоставленные услуги теплоснабжающей организации. Задержка оплаты в адрес КГУП «Примтеплоэнерго» за оказание услуг теплоснабжения произошла ввиду не поступления денежных средств на эти цели из муниципального бюджета и неисполнения администрацией городского округа бюджетных обязательств по доведению предельных объемов финансирования до МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа. Она (ФИО2) неоднократно обращалась к учредителю с просьбой о выделении денежных средств для погашения кредиторской задолженности перед поставщиком. Поставщик по муниципальному контракту был уведомлен о том, что оплата будет произведена сразу после доведения до образовательного учреждения предельных объемов финансирования. Финансовые возможности образовательного учреждения зависят от финансовых возможностей городского бюджета. В своей деятельности она (ФИО2) полагается на компетенцию должностных лиц учредителя, ответственных за планирование, формирование и распределение бюджетных средств. Она (ФИО2) не владела и в полной мере не владею в настоящее время ситуацией о финансовом положении и финансовых возможностях учредителя. Образовательным учреждением, руководителем которого она (ФИО2) является, заключен договор с Муниципальным казенным учреждением «Управление образования Лесозаводского городского округа» об оказании услуг (копия прилагается), в соответствии с которым Управление образования имеет полномочия по ведению бухгалтерского учета финансовых обязательств и их движения. Счета на оплату услуг поставщиком ежемесячно передаются в отдел централизованной бухгалтерии Управления образования, которая в свою очередь формирует заявки в финансовое управление администрации ЛГО, производит сверки с поставщиком о задолженности. Помимо этого, она (ФИО2) дополнительно пишет письма в адрес учредителя с просьбой о выделении финансирования на оплату поставщику за оказанные услуги. Таким образом в её (ФИО2) действиях, как руководителя некоммерческой бюджетной организации, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ. В судебное заседание не прибыла надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы ФИО2 Суд, с учетом мнения прокурора при указанных обстоятельствах считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО2 Прокурор Гиренко К.Э. считает обжалуемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим изменению либо отмене. Изучив материалы дела, жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, заслушав мнение прокурора Гиренко К.Э., суд приходит к следующим выводам: В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии со ст.30.6 ч. 3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, в соответствии с требованиями Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи. Статьей 7 Федерального закона предусмотрено, что открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Согласно ч. 10 ст. 21 Федерального закона план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч. 11 ст. 21 Федерального закона заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 данной статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. В соответствии с ч. 13 ст. 21 Федерального закона план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях: увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса; изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом- графиком; реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок; в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи. Таким образом, заказчик должен планировать закупки с учетом финансовых возможностей (полученных объемов финансового обеспечения) и обязанностью исполнения своих обязательств по контрактам. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ. Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно ч. 1 ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступлением иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона в контракт включается обязательное условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы её результатов), оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 данного Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. В силу ч. 1 ст. 94 Федерального закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приёмку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказания услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. В соответствии с ч. 7 ст. 94 Федерального закона приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии списывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом. В п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. В том числе недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности. Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Согласно статье 107 Федерального закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований. В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что хх.хх.хххх директора МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа» ФИО1 и КГУП «Примтеплоэнерго» заключен контракт № хх- МБ/№ хх на оказание услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения. Цена контракта составляет 760639 рублей 47 копеек. П. 2.1.1 контракта установлено, что Теплоснабжающее предприятие обязано поставлять абоненту в период с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх тепловую энергию и горячую воду на условиях контракта. Согласно п. 2.3.1 контракта абонент обязан ежемесячно подписывать акты выполненных работ за фактически поставленную тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду и на основании подписанного акта и выставленной счета-фактуры производить оплату в порядке, сроки и размере, предусмотренные разделом 5 контракта. В соответствии с п. 5.1 контракта расчетным периодом устанавливается календарный месяц, в котором подается тепловая энергия, теплоноситель, горячая вода. В силу п. 5.3 контракта оплата за фактически тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, горячую воду производится абонентом до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленной счет-фактуры и подписанного сторонами акта выполненных работ. При этом п. 7.5.1 и п. 7.5.3 контракта установлена ответственность заказчика в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактов, в виде неустоек (штрафов, пеней). Услуги, предусмотренные контрактом, оказаны КГУП «Примтеплоэнерго» и приняты заказчиком, в том числе согласно подписанному заказчиком и КГУП «Примтеплоэнерго» акту выполненных работ от хх.хх.хххх№ хх на сумму 260982 рублей 32 копейки. В силу условий контракта, заказчик обязан был оплатить оказанные услуги в срок до хх.хх.хххх В установленный контрактом срок обязанность по оплате заказчик не исполнил. По состоянию на хх.хх.хххх задолженность не погашена. Таким образом, заказчик нарушил требования ч. 13, ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона. Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушает принципы единства контрактной системы, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок. Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд нарушает единый действующий правопорядок, единообразие применения закона, нарушает охраняемые общественные правоотношения. Нарушив срок оплаты оказанной услуги, ФИО1, являясь должностным лицом заказчика, совершила административное правонарушение, ответственность, за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, направлена на то, чтобы минимизировать риски поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных обязательств по контрактам, заключенным для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством о контрактной системе. Законность и обоснованность выводов обжалуемого постановления № хх-АП/19 от хх.хх.хххх начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд ххххххх правового департамента хххххххФИО4 в отношении директора МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа» ФИО2, а также выводы о её виновности в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, основаны на совокупности проверенных доказательств, имеющихся в материалах дела, которые были исследованы и оценены начальником отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края ФИО3 при рассмотрении дела. Согласно представленных доказательств, по мнению суда, начальник отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края ФИО3 правомерно пришла к выводу о том, что директор МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа» ФИО2 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Доводы жалобы ФИО2 о том, что образовательное учреждение является некоммерческой организацией, своих доходов не имеет, финансируется из бюджета Лесозаводского городского округа. Согласно Учредительному договору учредитель в лице администрации Лесозаводского городского гарантирует финансирование МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа» в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования, в том числе гарантирует своевременное финансирование на оплату коммунальных услуг, включая оплату за предоставленные услуги теплоснабжающей организации. Задержка оплаты в адрес КГУП «Примтеплоэнерго» за оказание услуг теплоснабжения произошла ввиду не поступления денежных средств на эти цели из муниципального бюджета и неисполнения администрацией городского округа бюджетных обязательств по доведению предельных объемов финансирования до МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа не могут быть приняты судом, поскольку доказательств того, что ФИО2, как директором МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа», принявшим на себя обязательства по заключению контракта № хх-МБ/№ хх на оказание услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, предприняты, при должной степени осмотрительности, все зависящие от нее меры, направленные на надлежащее исполнение должностных обязанностей, не представлено. Каких-либо существенных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, Лесозаводский районный суд не усматривает. С учетом вышеизложенного, суд считает обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении законным, обоснованным и справедливым и не находит оснований для удовлетворения жалобы ФИО1, а также изменения и отмены постановления № хх-АП/19 от хх.хх.хххх начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края ФИО3 в отношении директора МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа» ФИО2 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7. ч. 1 п. 1 КоАП РФ, РЕШИЛ: Постановление №71-АП/19 от 16 апреля 2019 года начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края ФИО3 по делу об административном правонарушении в отношении директора МОБУ ДО «Центр эстетического воспитания «Радость» Лесозаводского городского округа» ФИО2 по ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток с момента его вынесения. Судья ___________________________ |