ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-65/19 от 30.07.2019 Катав-ивановского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-65/2019

Р Е Ш Е Н И Е

30 июля 2019 года г.Катав-Ивановск

Судья Катав-Ивановского городского суда Челябинской области Шустова Н.А.,

при секретаре Фатхинуровой Ю.А.,

с участием:

помощника Катав-Ивановского городского прокурора Кравцова И.А.,

представителя Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Ульяновского К.С.,

рассмотрев протест Катав-Ивановского городского прокурора

на постановление временно исполняющего обязанности начальника УФСБ России по Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении руководителя МДОУ детский сад № 18 «Алёнушка» Катав-ивановского муниципального района Челябинской области – Решетовой С.А. по ч.6 ст.13.12 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя Катав-Ивановского городского прокурора Поздеева А.М. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело в об административном правонарушении по ч.6 ст. 13.12 КоАП РФ в отношении руководителя МДОУ детский сад № 18 «Алёнушка» Катав-ивановского муниципального района Челябинской области – Решетовой С.А..

Из постановления следует, что руководитель МДОУ детский сад № 18 «Алёнушка» Катав-ивановского муниципального района Челябинской области – Решетовой С.А. допустила нарушение требований о защите информации, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, выразившиеся в следующем.

В ходе мониторинга сети «интернет» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на сайте детского сада <данные изъяты>, во вкладке «документы», имеющей гиперссылку <данные изъяты>, размещен паспорт безопасности детского сада. Доступ на сайт имеет неопределенный круг лиц.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризму установлены Федеральным законом от 06 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Постановлением правительства Российской Федерации от 07 октября 2017г. № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В силу пп. «д» п.17 указанного постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Согласно пп. «к» п.22 постановления в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от их категории опасности осуществляются мероприятия информационной безопасности, обеспечивающие защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий).

В соответствии с п. 43 постановления паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Служебная информация ограниченного доступа является разновидностью информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. В силу ч.4 ст.6 данного закона обладатель информации при осуществлении своих прав обязан: соблюдать права и законные интересы иных лиц; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

В соответствии с п. 5.3.3 Устава МДОУ детский сад «Алёнушка» заведующий учреждения обязан обеспечить ведение официального сайта учреждения в сети «интернет», осуществлять иные обязанности, установленные в соответствии с действующим законодательством Россисйкой Федерации и Челябинской области, правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения, должностной инструкцией и трудовым договором.

Согласно п.5.3.4 Устава заведующая несет ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательной деятельности, обеспечение выполнения требований по гражданской обороне, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, пожарной безопасности и охраны труда, учет и хранение документов.

Распоряжением главы Катав-Ивановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ заведующей МДОУ детский сад «Алёнушка» назначена Решетова С.А.

Постановлением временно исполняющего обязанности начальника УФСБ России по Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя МДОУ детский сад № 18 «Алёнушка» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области – Решетовой С.А. по ч.6 ст.13.12 КоАП РФ прекращено на основании ч.2 ст. 24.5 КоАП РЫ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прекращение мотивировано тем, что согласно ч.6 ст.13.12КоАП РФ нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 5 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Данная норма является бланкетной, объектом которой выступают общественные отношения в области защиты информации. Исходя из объективной стороны, совершенного Решетовой С.А. деяния, объектом правоотношений выступают отношения в области порядка обращения с информацией ограниченного распространения.

Требования о защите информации, государственный контроль за соблюдением которых осуществляют органы федеральной службы безопасности, изложены в Федеральном законе от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 152-ФЗ «О персональных данных», Постановлении Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», приказе ФСБ России от 10 июля 2014г. № 378 «об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством РФ требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности», приказе ФСБ России от 09 февраля 2005г. № 66 « Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации, приказе ФАПСИ от 13 июня 2001г. № 152 « Об утверждении инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну».

Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утверждено Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 1994г. , пункт 1.5 которого предоставил полномочия руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям и организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

В этой связи, ссылка в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, на ч.4 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149 –ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» о том, что обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы других лиц, применять меры по защите информации, организовывать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами не состоятельна, поскольку приведенная норма является бланкетной и федеральными законами такая обязанность не установлена.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и приложенные к нему материалы не содержат данных, свидетельствующих о неисполнении Решетовой С.А. требований по защите информации, указанных в перечисленных законах и нормативных правовых актах ФСБ России и ФАПСИ, а так же иными федеральными законами. В связи с чем в деяние, совершенное Решетовой С.А., не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 13.12 КоАП РФ.

В протесте Катав-Ивановский городской прокурор не согласен с постановлением временно исполняющего обязанности начальника УФСБ России по Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении руководителя МДОУ детский сад № 18 «Алёнушка» Катав-ивановского муниципального района Челябинской области – Решетовой С.А. по ч.6 ст.13.12 КоАП РФ. Просит отменить постановление временно исполняющего обязанности начальника УФСБ России по Челябинской области, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на положения Федерального закона « О противодействии терроризму», постановление Правительства Российской от 07 октября № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий).

В суде помощник Катав-Ивановского городского прокурора Кравцов И.А. протест поддержал.

Представитель УФСБ России по Челябинской области Ульяновский К.С. с протестом не согласен, полагает, что опротестованное постановление законно и обоснованно.

Жалоба рассмотрена в отсутствие руководителя МДОУ детский сад № 18 «Алёнушка» Катав-ивановского муниципального района Челябинской области – Решетовой С.А. О времени и месте рассмотрения протеста извещена надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах не явки, ходатайств об отложении рассмотрения протеста, не поступало. Явка указанного лица, не признана судьей обязательной. Кроме того, Решетова С.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, предоставила документы, подтверждающие принятие мер к устранению недостатков в работе.

Заслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, доводы протеста, судья оснований к отмене обжалуемого постановления не установил.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Разрешая дело об административном правонарушении в отношении руководителя МДОУ детский сад № 18 «Алёнушка» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области – Решетовой С.А. по ч.6 ст.13.12 КоАП РФ временно исполняющий обязанности начальника УФСБ России по Челябинской области выполнил указанные требования закона.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ помощником Катав-Ивановского городского прокурора в ходе мониторинга сети «интернет» установлено, что на сайте МДОУ детский сад «Алёнушка» htt://alyonushkamdou.ucoz.ru, во вкладке «документы», имеющей гиперссылку <данные изъяты>, размещен паспорт безопасности детского сада, доступ к которому имеет неопределенный круг лиц, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в отношении руководителя учреждения Решетовой С.А. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.6 ст.13.12 КоАП РФ.

Согласно ч.6 ст.13.12 КоАП РФ нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1,2 и 5 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2006г. N 152-ФЗ «О персональных данных» названным Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. В соответствии со ст. 3 приведенного Закона в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); 2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; 3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2006г.N 152-ФЗ «О персональных данных», Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает, в том числе, требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных. Требования к защите персональных данных, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2012г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Вместе с тем описывая правонарушение, должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, привело ссылки на нормы закона без указания конкретных нарушений требований закона, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что делает невозможным установление конкретных обстоятельств вменяемого ей правонарушения.

Как верно указано временно исполняющим обязанности УФСБ России по Челябинской области, требования о защите информации, государственный контроль за соблюдением которых осуществляют органы федеральной службы безопасности, изложены в Федеральном законе от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.19 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Постановлении Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», приказе ФСБ России от 10 июля 2014г. № 378 «об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством РФ требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности», приказе ФСБ России от 09 февраля 2005г. № 66 « Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации, приказе ФАПСИ от 13 июня 2001г. № 152 « Об утверждении инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну».

Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утверждено Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 1994г. № 1233, пункт 1.5 которого предоставил полномочия руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям и организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Норма, содержащаяся в ч.4 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149 –ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» о том, что обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы других лиц, применять меры по защите информации, организовывать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами не состоятельна, поскольку приведенная норма так же является бланкетной и федеральными законами такая обязанность не установлена.

Ссылка прокурора на положения Федерального закона « О противодействии терроризму», постановление Правительства Российской от 07 октября № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий) не обоснована, на заносить принятого решения не влияет.

При таких обстоятельствах, материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о неисполнении Решетовой С.А. требований по защите информации, указанных в перечисленных законах и нормативных правовых актах ФСБ России и ФАПСИ, а так же иными федеральными законами.

В связи с этим, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении в отношении МДОУ детский сад № 18 «Алёнушка» Катав-ивановского муниципального района Челябинской области – Решетовой С.А., пришло к правильному выводу о том, что вменяемое Решетовой С.А. деяние не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законно и обоснованно прекратило производство по делу на основании пунктом 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в силу которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. При таких обстоятельствах, доводы, изложенные прокурором в протесте, являются не обоснованными, а постановление должностного лица о прекращении производства по делу об административном правонарушении, является законным, обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения протеста не имеется.

Руководствуясь требованиями ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление временно исполняющего обязанности начальника УФСБ России по Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении руководителя МДОУ детский сад № 18 «Алёнушка» Катав-ивановского муниципального района Челябинской области – Решетовой С.А. по ч.6 ст.13.12 КоАП РФ, оставить без изменения, а протест Катав-Ивановского городского прокурора - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с даты получения копии решения в Челябинский областной суд через Катав-Ивановский городской суд.

Судья Н.А. Шустова