ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-65/20 от 08.12.2020 Алтайского районного суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0005-01-2020-000716-88

дело № 12-65/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Белый Яр 08 декабря 2020 года

Судья Алтайского районного суда Республики Хакасия Белоногова Н.Г.,

при секретаре Стегней Ю.С.,

рассмотрев жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028-058-20, которым Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (ОГРН <***>, ИНН <***>), юридический адрес: <адрес>, Аршановский сельсовет, территория Разреза Майрыхский, строение 1, привлечено к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора), ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028-058-20 Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (далее Общество), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 0 000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, представитель Общества ФИО1 обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028-058-20 отменить, производство по делу прекратить за отсуствием в действиях Общества состава административного правонарушения. В обоснование приводит доводы о том, что Обществом ведется учет в области обращения с отходами в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. Обращает внимание, что произведенные Обществом вскрышные работы в границах участка опытно-промышленной разработки в объеме 1763,9 т.м.куб. учтены в данных учета обращения с отходами. Считает выводы административного органа о том, что в данных учета обращения с отходами не учтены работы в объемах 1566, 10 и 314,6 т.м3., необоснованными, поскольку работы в названных объемах не относятся к вскрышным работам и были проведены Обществом за пределами опытно-промышленной отработки не с целью вскрытия полезного ископаемого, а для собственных нужд, в связи с чем они не были учтены как в учете в области обращения с отходами, так и в форме 71-тп.

В дополнениях к жалобе представитель Общества ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, выразившейся: в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя Общества, при наличии ходатайства об отложении срока составления протокола; в неоднократном безосновательном отложении рассмотрения дела; в нарушении сроков рассмотрения дела об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить. Дополнил, что журнал Д-29 расчета выполненных объемов является рабочим журналом маркшейдерской службы Общества, предназначенным для подтверждения объемов выполненных работ и закрытия «нарядов». Обращает внимание, что данный журнал ведется маркшейдерской службой Общества, как в пределах территории опытно-промышленной разработки, где непосредственно производятся вскрышные работы, так и за ее пределами.

Представитель административного органа – ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В отзыве на жалобу просил оспариваемое постановление оставить без изменения, мотивировав тем, что в ходе проведения внеплановой проверки достоверно установлено нарушение Обществом обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления. В обоснование приводит доводы о том, что при проведении внеплановой проверки Обществом был представлен журнал Д-29 «Расчета выполненных объемов (вскрышные работы)», где имеются данные подсчета объемов вскрыши за июль-декабрь 2019 года, отражены объемы вскрыши за июль-декабрь в общем объеме 314,6 т.м3., выполнение объемов прочих работ за январь-июль 2019 года – 1566,10 т.м3., которые не отражены в данных учета обращения с отходами.

Участвующая в судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Хакасия Ковалева А.Н. просила постановление постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028-058-20 отменить и производство по делу прекратить, поскольку административным органом не представлено доказательств нарушений, допущенных Обществом, указанных в оспариваемом постановлении.

Выслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, огласив жалобу, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, судья, приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В статье 26.1 КоАП РФ определено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон).

В соответствии со ст. 1 Закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.

В целях реализации вышеуказанного закона принят Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Приказ), устанавливающий порядок учета в области обращения с отходами.

Согласно пункту 3 Приказа на основании требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Согласно пункту 6 Приказа данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

В силу пункта 8 Приказа данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела, Енисейским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р/к, проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» (далее Общество).

Проведение внеплановой проверки согласовано с Прокуратурой Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной проверки Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ составлен акт №АВЗНТ-028в, из которого следует, что Обществом разработан проект опытно-промышленной разработки Бейского каменноугольного месторождения в границах лицензии АБН 16462 ТЭ». Дополнение 1 (ООО «СГП 2019), который согласован ЦКР-ТПИ Роснедр от ДД.ММ.ГГГГ-стп (далее проект ОПР).

На момент проверки основные работы на участке Аршановский-2 участка «Бейский-Западный» Бейского каменноугольного месторождения в границах лицензии АБН 16462 ТЭ

проводятся на основании: проекта ОПР и Проекта разведки 2019.

Согласно журналу Д-29 «Расчета выполненных объемов (вскрышные работы)» участок Аршановский-2», представленного Обществом, за июль-декабрь 2019 года объемы производства по вскрышным породам составили в 2019 году по участку Аршановский-2 -1763,9 т.м3. Данные объемы производства вскрышных работ отражены в форме статической отчетности формы -ТП «Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства» предприятия по участку Бейский-Западный за 2019 год. Однако в журналах подсчета объемов вскрыши за июль-декабрь 2019 года журнал Д-29 участка Аршановский-2 также отражены объем вскрыши, выполненные вне карьера общим объемом 314,6 т.м3. Также в журнале Д-29 в листе выполнение объемов прочих работ за январь - июнь указано, что на участке Бейский-Западный Аршановский-2 осуществлялись следующие виды работ: строительство очистных сооружений, строительство временной автодороги, работа на прудах-отстойниках, временный склад ПГС, строительство АБК, строительство дамбы на очистных сооружениях, ремонт и содержание технологических автодороги, перевозка валов безопасно на склад ПСП, перевозка ПГС со строительства АБК на а/д; перевозка буртов ПСП на вал безопасности, в общем объеме вскрышных пород – 1566,10 т.м3.

Указанные выше объемы вскрышных пород не отражены в статистической отчетности по форме -тп предприятия по участку Бейский-Западный за 2019 год.

Образование отхода - вскрышные породы в смеси практически неопасные, ДД.ММ.ГГГГ: на территории горных работ лицензионного участка Бейский-Западный (53°22"55,9// 091°0Г45,0/7 ВД) подтверждено представленным Обществом протоколом испытаний проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ/Х-Э О(Т).

Возражения на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028в представлены директором Общества ДД.ММ.ГГГГ.

Должностным лицом Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении Общества ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № АВЗНТ-028-056-20 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № АВЗНТ-028-056-20 Обществом учет в области обращения с отходами ведется в целом по предприятию по форме приложения к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. Однако данные учета в области обращения с отходами не соответствуют данным статистической отчетности по форме -ТП, представленных в ходе проведенной проверки. В соответствии с отчетом по форме -ТП «Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства» предприятия по участку Бейский-Западный за 2019 год образовано 1763,9 т.м3 вскрышных пород, фактически использовано 192,9 т.м3 вскрышных пород. Согласно данных учета в области обращения с отходами образовано в 3 квартале 1402, тыс.т. вскрышных пород, фактически использовано 1402, тыс.т.; образовано в 4 квартале 2041,6 тыс.т. вскрышных пород, фактически использовано 2041,6 тыс.т. вскрышных пород. На момент завершения проверки Обществом представлена исправленная форма -ТП, соответствующая сведениям журнала учета.

Согласно журналу Д-29 «Расчета выполненных объемов (вскрышные работы)» участок Аршановский-2», представленного Обществом, за июль-декабрь 2019 года объемы производства по вскрышным породам составили в 2019 году по участку Аршановский-2 -1763,9 т.м3. Данные объемы производства вскрышных работ отражены в форме статической отчетности формы -ТП «Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства» предприятия по участку Бейский-Западный за 2019 год. Однако в журналах подсчета объемов вскрыши за июль-декабрь 2019 года журнал Д-29 участка Аршановский-2 также отражены объем вскрыши, выполненные вне карьера общим объемом 314,6 т.м3. Также в журнале Д-29 в листе выполнение объемов прочих работ за январь - июнь указано, что на участке Бейский-Западный Аршановский-2 осуществлялись следующие виды работ: строительство очистных сооружений, строительство временной автодороги, работа на прудах-отстойниках, временный склад ПГС, строительство АБК, строительство дамбы на очистных сооружениях, ремонт и содержание технологических автодороги, перевозка валов безопасно на склад ПСП, перевозка ПГС со строительства АБК на а/д; перевозка буртов ПСП на вал безопасности, в общем объеме вскрышных пород – 1566,10 т.м3.

Указанные выше объемы вскрышных пород не отражены в статистической отчетности по форме -ТП предприятия по участку Бейский-Западный за 2019 год.

Образование отхода - вскрышные породы в смеси практически неопасные, ДД.ММ.ГГГГ: на территории горных работ лицензионного участка Бейский-Западный (53°22"55,9// 091°0Г45,0/7 ВД) подтверждено представленным Обществом протоколом испытаний проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ/Х-Э О(Т).

Данные учета в области обращения с отходами за 1-4 кварталы 2019 года не отражены вышеуказанные объемы вскрышных пород, что является нарушением требований Порядка в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России по ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности суд приходит к следующим выводам.

Общество имеет лицензию на пользование недрами серии АБН ТЭ для разведки и добычи каменного угля на участке «Бейский-Запалный» Бейского каменноугольного месторождения, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 4.1.3 условий пользования недрами, на недропользователя возлагается обязанность по подготовке и утверждению в установленном порядке проектной документации на проведение работ по разведке месторождения, подготовке и утверждению технического проекта на опытно-промышленную разработку участка недр, получившее положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах».

Протоколом заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от ДД.ММ.ГГГГ-стп согласована проектная документация «Проект опытно-промышленной разработки Бейского каменноугольного месторождения в границах лицензии АБН ТЭ» (ООО «Гринфилд Консалтинг» 2018 г.). Согласно п. 2.6. названного протокола проектной организацией предложен третий вариант технологической схемы отработки запасов, включающий в себя, в том числе выемку вскрышных пород экскаваторами Liebherr R100 и Liebherr РR-764.

Из Проекта опытно-промышленной разработки Бейского каменноугольного месторождения в границах лицензии АБН ТЭ» следует, что процесс отвалообразования отсутствует на этапе опытно-промышленной разработки. Экскавация угольного пласта при ведении горно-промышленной разработки принято осуществлять имеющимися у недропользователя в собственности оборудованием – гидравлическими экскаваторами Liebherr R954.

Представленным фрагментом лицензионного участка установлены контур опытно-промышленной разработки и контур выемки грунта, находящийся за границами контура опытно-промышленной разработки.

Вскрышные работы, согласно горной энциклопедии, представляют собой удаление горных пород, покрывающих полезные ископаемые при открытой разработке месторождений. Вскрышные работы включают процессы подготовки скальных пород к выемке, выемочно-погрузочные работы, транспортирование и отвалообразование. Вскрышные работы ведутся для создания первоначального фронта добывочных работ при строительстве карьеров и период эксплуатации для сохранения и развития этого фронта.

Протоколом испытаний проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ/Х-Э О(Т), отбранных на территории горных работ лицензионного участка Бейский-Западный (53°22"55,9// 091°0Г45,0/7 ВД), подтверждается образование отходов - вскрышные породы в смеси практически неопасные.

Согласно данным учета в области обращения с отходами, утвержденных приказом Минприроды России по ДД.ММ.ГГГГ, ООО «УК «Разрез «Майрыхский» лицензионный участок Бейский-Западный в первом и втором квартале 2019 года отходов не образовано, в третьем квартале 2019 года образовано и использовано вскрышных пород в смеси практические неопасные 1402200 т.; образовано и использовано в 4 квартале 20ДД.ММ.ГГГГ600 т. вскрышных пород в смеси практические неопасные.

Из формы -ТП «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» следует, что за 2019 год Обществом образовано и использовано отходов 3443800 т. (вскрышные породы в смеси практические неопасные).

Согласно сведениям, содержащимся в форме -ТП «Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства» от ДД.ММ.ГГГГ, Обществом добыто и фактически использовано 1763,9 т.м3.

Из справок, подписанных главным инженером и главным маркшейдером Общества следует, что:

- в 3 квартале 2019 года было выполнено: объемы работ – 796,8 т.м3 (1402, 2 т.т.), в том числе: строительство, ремонт, содержание автодорог - 340,3 т.м3 (682,8 т.т.); придорожный склад ППП – 50,2 т.м3 (87,8 т.т.); строительство автодорог на подсобное хозяйство (часть 1, 2) – 406,3 т.м3 (641,6 т.т.);

- в 4 квартале 2019 года было выполнено: объемы работ – 967,1 т.м3 (2041,6 т.т.), в том числе: отсыпка валов безопасности – 23,5 т.м3 (49,6 т.т.); строительство технологической автодороги – 480,0 т.м3 (1013,8 т.т.); строительство стояночных площадок – 62,3 т.м3 (131,5 т.т.); строительство автодорог на подсобное хозяйство – 401,3 т.м3 (670,3 т.т.).

Согласно журналу Д-29 расчета выполненных объемов (вскрышные работы), представленному при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ, начатому ДД.ММ.ГГГГ, за период с января по июнь 2019 года выполнены следующие объемы прочих работ: строительство очистных сооружений, строительство временной автодороги, работа на прудах-отстойниках, временный склад ПГС (170,8 т.м3); строительство очистных сооружений, строительство временной автодороги, временный склад ПГС (167,8 т.м3); строительство очистных сооружений, строительство временной автодороги, временный склад ПГС, строительство АБК (297,5 т.м3); строительство дамбы на очистных сооружениях, строительство и содержание технологических автодорог, временный склад ПГС, строительство АБК (300,0 т.м3); строительство дамбы на очистных сооружениях, строительство очистных сооружений, временный склад ПГС, перевозка валов безопасности на склад ПСП (351,5 т.м3); ремонт и содержание временных автомодорог, перевозка ПГС со строительства АБК на автодорогу, перевозка буртов ПСП на валы безопасности (278,5 т.м3). Всего за указанный период выполнено прочих работ в объеме 1566,10 т.м3 без указания произведенных замеров.

Из названного журнала следует, что в июле 2019 года объемы составили: вскрыши деловой 223,5 т.м3, объемы вскрыши, выполненные вне карьера 89,7 т.м3, экскавация 1,1 т.м3, при этом суд отмечает, что объем вскрыши деловой подтверждается расчетом объемов вскрышных пород и прочих работ за июль 2019 года, составленным начальником горного участка (223,5 т.м3), произведенных экскаваторами Liebherr R954 и Liebherr 100.

В августе 2019 года объемы составили: вскрыши деловой 239,7 т.м3, объемы вскрыши, выполненные вне карьера 40,8 т.м3, экскавация 0.0 т.м3, при этом суд отмечает, что объем вскрыши деловой подтверждается расчетом объемов вскрышных пород и прочих работ за август 2019 года, составленным начальником горного участка (223,5 т.м3), произведенных экскаваторами Liebherr 100.

В сентябре 2019 года объемы составили: вскрыши деловой 333,6 т.м3, объемы вскрыши, выполненные вне карьера 59,1 т.м3, экскавация 0,0 т.м3, при этом суд отмечает, что объем вскрыши деловой подтверждается расчетом объемов вскрышных пород и прочих работ за сентябрь 2019 года, составленным начальником горного участка (336,3 т.м3), произведенных экскаваторами Liebherr R954 и Liebherr 100.

В октябре 2019 года объемы составили: вскрыши деловой 485,5 т.м3, объемы вскрыши, выполненные вне карьера 67,6 т.м3, при этом суд отмечает, что объем вскрыши деловой подтверждается расчетом объемов вскрышных пород и прочих работ за октябрь 2019 года, составленным начальником горного участка (480,6 т.м3), произведенных экскаваторами Liebherr R954 и Liebherr 100.

В ноябре 2019 года объемы составили: вскрыши деловой 231,1 т.м3, объемы вскрыши, выполненные вне карьера 51,2 т.м3, экскавация 11,9 т.м3, при этом суд отмечает, что объем вскрыши деловой подтверждается расчетом объемов вскрышных пород и прочих работ за июля 2019 года, составленным начальником горного участка (229,8 т.м3), произведенных экскаваторами Liebherr R954 и Liebherr 100.

В декабре 2019 года объемы составили: вскрыши деловой 250,5 т.м3, объемы вскрыши, выполненные вне карьера 6,2 т.м3, экскавация 15,5 т.м3, при этом суд отмечает, что объем вскрыши деловой подтверждается расчетом объемов вскрышных пород и прочих работ за июля 2019 года, составленным начальником горного участка (250,5 т.м3), произведенных экскаваторами Liebherr R954 и Liebherr 100.

Из названного журнала следует, что объемы вскрыши, выполненные вне карьера использовались на строительство котлована под заземление АБК, отгрузка предохранительного вала трубы водосброса, перевозку ПГС, отгрузку валов, перевозку суспесей со склада, перевозку с очистных сооружений на засыпку трубы очистных сооружений, ремонт и содержание технологических автодорог и др.

При математическом подсчете сведений, содержащихся в указанном журнале, суд приходит к выводу о том, в третьем квартале 2019 года Обществом добыто 796,8 т.м3 (1402, 2 т.т.), вскрышных пород, в 4 квартале 2019 года– 967,1 т.м3 (2041,6 т.т.), что соответствует сведениям, содержащимся в учете в области обращения с отходами, утвержденном приказом Минприроды России по ДД.ММ.ГГГГ.

О том, что указанные отходы (796,8 т.м3 (1402, 2 т.т.) и 967,1 т.м3 (2041,6 т.т.) были образованы в результате вскрышных работ на участке опытно-промышленной разработки свидетельствуют отчеты начальника горного участка, сведения об использовании при производстве вскрышных работ экскаваторов Liebherr, предусмотренных как проектом опытно-промышленной разработки Бейского каменноугольного месторождения в границах лицензии АБН ТЭ, так и протоколом заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от ДД.ММ.ГГГГ-стп, так и протоколом испытаний проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ/Х-Э О(Т).

Достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что за период с января 2019 года по июнь 2019 года (в объеме 1566,10 т.м3), а также в период с июля 2019 года по декабрь 2019 года вне карьера (в объеме 314,6 т.м3), Обществом выполнялись вскрышные работы на участке опытно-промышленной разработки, отходы от производства которых подлежали отражению в учете в области обращения с отходами, утвержденном приказом Минприроды России по ДД.ММ.ГГГГ, также были образованы иные отходы, подлежащие учету, административным органом не представлено, а содержание самих работ в указанный период с достоверностью не свидетельствует о возможном образовании отходов.

Административным органом не опровергнуты доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что при выполнении указанных в журнале Д-29 объемов работ, выполненных вне карьера, а также за период с января по июнь 2019 года, образовались отходы, а также то, что использовавшийся при выполнении указанных работ грунт был взят в контуре выемки грунта, находящегося за границами контура опытно-промышленной разработки, не с целью вскрытия полезного ископаемого, а для собственных нужд.

Кроме того, суд отмечает, что сам по себе факт выполнения объемов работ, данные о которых указаны в журнале-29, с достоверностью не свидетельствует об образовании отходов производства и потребления применительно к требованиям ст. 1 Закона, поскольку материалы дела об административном правонарушении не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих об отнесении данных работ и объемов их выполнения к отходам производства и потребления 5 класса опасности.

Оценивая представленные административным органом доказательства суд приходит к выводу о том, что Обществом обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления выполнены в полном объеме.

Указание в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении о том, что Обществом не отражены вышеуказанные объемы вскрышных пород в статистической отчетности по -ТП предприятия по участку Бейский-Западный за 2019 год, судом не принимается во внимание по изложенным выше основаниям, а также в связи с тем, что искажение статистической отчетности не вменяется Обществу.

Таким образом, представленные административным органом материалы не позволяют сделать однозначный вывод о нарушении Обществом требований п. 1 ст. 19 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», поскольку доказательств, достоверно свидетельствующих о нарушении порядка учета в области обращения с отходами, суду не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуется в пользу этого лица, что соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.

Реализация принципа презумпции невиновности заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, судья, с учетом принципа презумпции невиновности, установленного ст. 1.5 КоАП РФ, приходит к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности Общества в совершении административного правонарушения, и, соответственно, к выводу о незаконности обжалуемого постановления.

В связи с изложенным, постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора), ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028-058-20 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

В связи с отменой обжалуемого постановления иные доводы, приведенные в жалобе, связанные с процедурой привлечении к административной ответственности, судом не рассматриваются.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора), ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №АВЗНТ-028-058-20, которым Общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Разрез Майрыхский» привлечено к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.Г. Белоногова