Дело № 12-65/2020
УИД 33RS0002-01-2020-001438-59
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Муромского городского суда Владимирской области Филатова С.М.,
с участием защитника начальника отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1 - Братушева П.В., действующего по доверенности,
рассмотрев жалобу начальника отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1 на постановление заместителя директора департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - заместителя гласного государственного лесного инспектора Владимирской области ФИО2 от 26 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя директора департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - заместителя гласного государственного лесного инспектора Владимирской области ФИО2 от 26 февраля 2020 года начальник отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 13000 рублей.
Начальник отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит постановление отменить, в обоснование жалобы указывая, что в постановлении указано, что инспектор обнаружил невыполнение мероприятий предусмотренных проектом освоения лесов таблица 11 «Обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов», что является нарушением пп. «а», п.3 раздела 1 Правил пожарной безопасности в лесах. Проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу предусмотрено строительство дорог противопожарного назначения общей протяженностью 1,3 км ежегодно. Поскольку местоположение проектируемых мероприятий по противопожарному обустройству лесов содержит лишь сведения о лесных кварталах, ЗАО «Муром» обратилось к арендодателю в письменном виде с предложением согласовать местоположение проектируемого строительства дороги противопожарного назначения протяженностью более чем в два раза сверх ежегодной нормы, которая также может быть использована для вывозки древесины с мест заготовки. Из полученного ответа, не видно четкой позиции по определению местоположения строительства лесных дорог, а также не предлагавшей альтернативных вариантов местоположения строительства дороги. В такой ситуации ЗАО «Муром» обратилось с просьбой повторно рассмотреть свой вариант местоположения строительства дороги, расширив его дополнительной аргументацией. 25 сентября 2019 года ЗАО «Муром» вновь обратилось в Департамент лесного хозяйства по вопросу согласования местоположения дороги и дачи разъяснения по необходимости внесения изменений в проект освоения лесов в связи с необходимостью проведения дополнительных рубок, необходимых для строительства дороги. Поступивший ответ фактически содержит отказ в согласовании местоположения дороги основываясь на том, что строительство будет необоснованно дорого и согласно сведений лесохозяйственного регламента ГКУ ВО «....» обладает достаточно развитой сетью лесных дорог противопожарного назначения и основания внесения изменений в проект освоения лесов ЗАО «Муром» в этой части отсутствует.
Заявитель полагает, что им проведена вся необходимая работа по организации строительства дорог противопожарного значения на арендованной площади, но затягивание сроков согласования местоположения строительства дороги со стороны арендодателя не позволили арендатору своевременно провести данные мероприятия на арендованном участке, с учетом того, что все работы по реконструкции лесных дорог были выполнены в полном объеме, т.к. согласование их местоположения не требовалось.
Начальник отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием защитника Братушева П.В.
В судебном заседании защитник начальника отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1 - Братушев П.В. поддержал доводы жалобы, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав защитника начальника отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1 - Братушева П.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основывается на принципе, в частности, сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с ч.4 ст. 51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Из части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ Правительством РФ устанавливаются в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с под. «а» п.3 раздела 1 Правил Пожарной безопасности в лесах утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г № 417 меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушение лесных пожаров).
Согласно п.5 Правил пожарной безопасности в лесах - мерах пожарной безопасности в лесах, предусмотренная под. «а» п.3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Статьей 37 Федерального закона установлены права и обязанности организации в области пожарной безопасности, в т.ч. обязанность требования пожарной безопасности и выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц.
В соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статьей 53.1 Лесного кодекса РФ установлено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
К мерам противопожарного обустройства лесов относиться прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с Постановлением администрации Владимирской области от 10.04.2019 № 276 «О мерах по обеспечению предупреждения и тушения лесных и торфяных пожаров на территории области в 2019 году» с 15 апреля 2019 года на территории области установлен пожароопасный период.
Постановлением Администрации Владимирской области от 18 апреля 2019 года № 295 в границах территории Владимирской области с 19 апреля 2019 года установлен особый противопожарный режим до принятия решения об отмене особого противопожарного режима.
Часть 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
ЗАО «Муром» по договору аренды от 14.12.2015г. № 2 передан от ГКУ ВО «....» лесные участки в .... участковом лесничестве (33-43,47,49,50,54-57, 63, 64,69), в .... участковом лесничестве (70,72-74,89, 91-93, 95, 98-109), в .... участковом лесничестве (1-44). Общей площадью 11362,0 га.
Согласно проекта освоения лесов, разработанного ООО «Сервислеспроект» в 2018 году ЗАО «Муром» должно обеспечить на арендуемых земельных участках проведение мероприятий по противопожарному обустройству, а именно провести строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (таблица 11 проекта).
09 января 2020 года в 09 час. 00 мин. в лесном отделе ГКУ ВО «....» при проведении проверки исполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов на арендованном участке ЗАО «Муром в соответстии с проектом освоения лесов установлено, что арендатором не выполнены следующие мероприятия предусмотренные проектом освоения лесов (таблица 11 «Обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов», которая включает в себя - строительство лесных дорог противопожарного назначения - 1,3 км.
В связи с выявленными нарушениями 28 января 2020 года инженером по охране и защите леса 1 категории, государственным лесным инспектором составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении начальника отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности в лесах обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в протоколе.
Оснований не доверять сведениям инспектора о том, что на момент проведения проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в лесах, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергалось.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, с участием ФИО1, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной статье установлено, что руководители и иные работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
На основании приказа по ЗАО «Муром» о приеме на работу от 19.09.2018 №ТД93 ФИО1 принят на должность начальника отдела лесопользования ЗАО «Муром».
В соответствии с трудовым договором от 19.09.2018, заключенным между ЗАО «Муром» и ФИО1, последний принимается на работу в Закрытое Акционерное Общество «Муром» на должность начальника отдела лесопользования и на него возлагаются, в том числе, следующие обязанности: организовывать и контролировать работу по заготовке лесоматериалов (древесины) на участках лесного фонда, арендуемых ЗАО «Муром», обеспечивать соблюдение действующего законодательства, условий договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов; контролировать использование лесных ресурсов, соблюдение правил рубки и очистку мест рубок в лесах; обеспечивать соблюдение требований правил и норм пожарной безопасности на работах по лесопользованию.
В соответствии с должностной инструкцией от 12.09.2016, утвержденной генеральным директором ЗАО «Муром», начальник отдела лесопользования ЗАО «Муром» организует и контролирует работу по заготовке лесоматериалов (древесины) на участках лесного фонда, арендуемых работодателем, обеспечивает соблюдение действующего законодательства, условий договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов (п.3.2.1), контролирует использование лесных ресурсов, соблюдение правил рубок и очистки места рубок в лесах (п.3.2.4), обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на работах по лесопользованию (п.3.2.7), а также организует выполнение на арендуемых лесных участках лесохозяйственных мероприятий, предусмотренных Лесным Кодексом РФ (п.3.2.8).
Таким образом, начальник отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1, являясь ответственным должностным лицом, при исполнении своих обязанностей не организовал, не проконтролировал и не обеспечил до начала действия особого противопожарного режима, установленного постановлением Администрации Владимирской области от 18 апреля 2019 года № 295 в границах территории Владимирской области с 19 апреля 2019 года, не выполнены мероприятия предусмотренные проектом освоения лесов (таблица 11 «Обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов»), которые включают в себя - строительство лесных дорог противопожарного назначения - 1,3 км., тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, - нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Обстоятельства совершения данного правонарушения установлены следующими доказательствами:
- протоколом № 4 от 28 января 2020 года об административном правонарушении, составленном в отношении начальника отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1 инженером по охране и защите леса- государственным инспектором, согласно которому ЗАО «Муром» не выполнены мероприятия предусмотренные проектом освоения лесов таблица 11 обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которая включает в себя строительство лесных дорог противопожарного назначения -1,3 км.
- Проектом освоения лесов лесного участка в составе земель лесного фонда частей ...., ...., .... участковых лесничеств ГКУ ВО «....», предоставленного в аренду ЗАО «Муром» для заготовки древесины, от 2018 года;
- выпиской из приказа от 19.09.2018 о приеме ФИО1 в ЗАО «Муром» на должность начальника отдела лесопользования;
- выпиской из трудового договора от 19.09.2018, заключенного между ЗАО «Муром» и ФИО1, согласно которому последний принимается на работу в Закрытое Акционерное Общество «Муром» на должность начальника отдела лесопользования и на него возлагаются, в том числе, следующие обязанности: организовывать и контролировать работу по заготовке лесоматериалов (древесины) на участках лесного фонда, арендуемых ЗАО «Муром», обеспечивать соблюдение действующего законодательства, условий договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов; контролировать использование лесных ресурсов, соблюдение правил рубки и очистку мест рубок в лесах; обеспечивать соблюдение требований правил и норм пожарной безопасности на работах по лесопользованию;
- копией должностной инструкции от 12.09.2016, утвержденной генеральным директором ЗАО «Муром», согласно которой начальник отдела лесопользования ЗАО «Муром» организует и контролирует работу по заготовке лесоматериалов (древесины) на участках лесного фонда, арендуемых Работодателем, обеспечивает соблюдение действующего законодательства, условий договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов (п.3.2.1), контролирует использование лесных ресурсов, соблюдение правил рубок и очистки места рубок в лесах (п.3.2.4), обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на работах по лесопользованию (п.3.2.7), а также организует выполнение на арендуемых лесных участках лесохозяйственных мероприятий, предусмотренных Лесным Кодексом РФ (п.3.2.8). На листе ознакомления с инструкцией стоят подпись ФИО1, дата 19.09.2018;
- ответом ГКУ ВО «....» от 06.09.2019 года о невыполнении мероприятий по охране и защите лесов;
Доводы жалобы ФИО1 о том, что им были предприняты все меры для строительства дорог противопожарного назначения не находят своего подтверждения; сам ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении не отрицал наличие нарушений, указав в собственноручно написанном объяснении, что работы по обустройству дорог не проведены в виду отсутствия согласования местоположения дороги с лесничеством. При этом указанные ФИО1 в свою защиту обстоятельства не освобождают его от административной ответственности. Каких-либо данных об объективной невозможности проведения своевременного строительства дорог противопожарного назначения ни в Департамент лесного хозяйства, ни в суд не представлено.
Таким образом, заместителем директора департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - заместителем главного государственного лесного инспектора Владимирской области правильно установлены обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, дана оценка имеющимся доказательствам и правильно сделан вывод о доказанности вины заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
С учетом изложенного следует признать, что жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого акта.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л :
Постановление заместителя директора департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области - заместителя гласного государственного лесного инспектора Владимирской области ФИО2 от 26 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела лесопользования ЗАО «Муром» ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения или получения.
Судья С.М. Филатова