ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-65/2017 от 12.04.2017 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Краснодарский край, г. Новороссийск 12 апреля 2017 года

Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Гетманенко С.А.,

с участием: представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1,

специалиста-эксперта Новороссийского отдела Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2,

и.о. начальника Новороссийского отдела Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3,

при секретаре Лавровой М.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ООО «СеаТрейд» на постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 0043/03/3/ПР/2017 от 16.02.2017 г., которым ООО «СеаТрейд» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ООО «СеаТрейд» обратилось в суд с жалобой на постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 0043/03/3/ПР/2017 от 16.02.2017 г., которым ООО «СеаТрейд» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. В обоснование жалобы указано, что согласно судовому журналу т/х «Рене» с 04-00 ч. до 9-25 ч. 12.01.2017 г. на т/х «Рене» проводились погрузочные работы дизельного топлива в танкер № 7. При отборе проб ведро с дизельным топливом (7-10 л.) опрокинулось на палубу, попадания за борт не было. Экипажем т/х «Рене» была произведена уборка дизтоплива с палубы. Представители МСС (МСП АЧС ФБУ «Госморспасслужба»), находившиеся на причале в ожидании учений по ЛAPH по указанию представителя Росприроднадзора Шершень Ю.В. рассыпали сорбент в количестве 2 мешков вдоль правого борта судна. Катер МСС «Паркер» провел обследование водной поверхности судна и доложил, что следов нефтепродуктов не обнаружено. По информации начальника МСП АЧС ФБУ «ФИО5» ФИО4 на т/х «Рене» экипажем судна производились работы по очистке палубы от нефтепродуктов, между бортом и причалом имелось пятно нефтепродукта площадью 6 кв.м., которое обработано биосорбентом. При обследовании акватории установлено, что на воде между бортом судна и причалом на акватории применен сорбент, свободного растекания пятен дизтоплива не наблюдается, по носу и с левого борта судна акватория чистая. Был произведен осмотр бортов и водоотливных отверстий - видимых признаков протечки нефтепродуктов не выявлено. Согласно п. 4.39 Инструкции по приему, хранению, отпуску на суда и контролю качества топлив и смазочных материалов на нефтебазах и складах, в случае перелива на палубу судна нефтепродуктов во время грузовых (бункеровочных) операций капитан или вахтовый помощник капитана должен объявить общесудовую тревогу, прекратить грузовые операции и, соблюдая меры пожарной безопасности, организовать силами экипажа уборку разлитых нефтепродуктов. О переливе необходимо сообщить представителю нефтебазы, ответственному за погрузку (бункеровку) и пожарную охрану порта. Так как разлив из ведра на палубу т/х «Рене» произошел не при грузовых работах, то необходимости по уведомлению не возникло.

В судебном заседании представитель ООО «СеаТрейд» ФИО1 изложенные в жалобе доводы поддержала, просила постановление от 16.02.2017 г. отменить, производство по делу прекратить.

Специалист-эксперт Новороссийского отдела Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, просила оставить ее без удовлетворения. Пояснила суду, что разлив подтверждается отчетом о расследовании инцидента, который был предоставлен ФГУ «ФИО5», а также отчетом о проведении ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов с борта т/х «Рене» в акватории морского порта Новороссийск. Из отчета следует, что в результате осмотра места разлива нефтепродуктов в акватории морского порта Новороссийск обнаружен аварийный разлив нефтепродуктов у причала № 06 под бортом суда т/х «Рене», который произошел в результате отбора проб из сливного танка т/х «Рене», произошло загрязнение радужной пленкой, имеющей запах нефтепродуктов с борта т/х «Рене», ориентировочная площадь загрязнения около 8-10 м2. В соответствии с п.2.1 Инструкции о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды, сообщения о загрязнении окружающей среды передаются в случаях: инцидента с судном или иным объектом, повлекшего или могущего повлечь сброс нефти и других вредных веществ; обнаружения в море разлива нефти или других вредных веществ. В соответствии с п.3.1.1 Инструкции капитан судна или другого плавучего средства обязан помимо регистрации в судовых документах без задержки и в возможно более полном объеме сообщить сведения об инциденте с его судном, которое влечет загрязнение акватории порта. Однако, информация о загрязнении акватории Черного моря капитаном судна т/х «Рене» не передавалась.

И.о начальника Новороссийского отдела Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 с доводами жалобы не согласился, просил оставить ее без удовлетворения. Пояснил суду, что руководитель Новороссийского отдела Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шершень Ю.В. присутствовала на территории, примыкающей к причальным сооружениям, она была приглашена туда для проведения учений, то есть по другому поводу. Ей был доложен факт произошедшего инцидента с судном т/х «Рене». Она сообщила об инциденте ему, он дал распоряжение инспектору оповестить лабораторию и прибыть на место для отбора проб. В ходе административного расследования были установлены факты, свидетельствующие о том, что нарушение было совершено непосредственно ООО «СеаТрейд», в соответствии с Инструкцией они должны были сообщить о данном инциденте, чего сделано не было. Пробы отбирались непосредственно между бортом т/х «Рене» и причалом. Инцидент имел место, разлив нефтепродуктов был.

Обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса и исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Постановлением государственного инспектора РФ в области окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 0043/03/3/ПР/2017 от 16.02.2017 г. ООО «СеаТрейд» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Из обжалуемого постановления следует, что 12.01.2017 г. в Новороссийский отдел по надзору на море в телефонном режиме от и.о. заместителя руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шершень Ю.В. поступили сведения о том, что на причале № 06 АЧФ ФГБУ «Морспасслужба» Росморречфлота г. Новороссийска отшвартовано судно т/х «Рене» ООО «Сеатрейд», на палубе ведется зачистка от нефтепродукта с использованием опилок. В море между бортом судна и причалом наблюдается загрязнение нефтепродуктом (радужная пленка), а также пена белого цвета. После получения вышеуказанной информации, с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды был произведен выезд на место предполагаемого правонарушения. При проведении визуального осмотра было установлено, что в 10 часов 50 минут 12.01.2017 г. у причала № 06 АЧФ ФГБУ «Морспасслужба» (г. Новороссийск) правым бортом ошвартовано судно т/х «Рене» (IMO 8711849) ООО «Сеатрейд». В акватории Черного моря в районе указанного причала обнаружены следы применения сорбента. Специалистами ФГБУ «Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» 12.01.2017 г. для определения концентраций загрязняющих веществ в водном объекте произведен отбор пробы природной воды. На основании протокола количественного химического анализа морской воды от 13.01.2017 г. № 32 было установлено наличие нефтепродуктов в акватории Черного моря. В отчете о расследовании инцидента загрязнения акватории морского порта Новороссийск дизельным топливом 12.01.2017 г. (т/х «Рене», 6 причал АЧФ ФБУ ФИО5»), утвержденном Капитаном порта Новороссийск отражено, что в 09:50 по информации начальника МСП АЧФ ФБУ «ФИО5» ФИО4 на т/х «Рене» экипажем судна производятся работы по очистке палубы от нефтепродуктов, между бортом судна и причалом имеется пятно нефтепродукта площадью порядка 6 м2. АСФ МСП пятно обработано биосорбентом. Факт загрязнения акватории Черного моря отражен в п.7 Спецсообщения № 02/17 от 12.01.2017 г., в соответствии с которым установлено, что в процессе отбора проб нефтепродуктов из грузового танка т/х «Рене» сюрвейером ФИО6 (компания «Инспекторейт»), через смотровой люк, из-за неосторожных действий сюрвейера, произошло капельное забрызгивание палубы и попадание в море, в пространство между причалом и корпусом судна, порядка 50 миллилитров дизельного топлива. Письмом от 25.01.2017 г. № 134 АЧФ ФГБУ «Морспасслужба» представлен отчет о проведении 12.01.2017 г. ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов с борта т/х «Рене» в акватории морского порта Новороссийск филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Однако информация о загрязнении акватории Черного моря капитаном судна т/х «Рене» не передавалась.

Административная ответственность по ст.8.5 КоАП РФ наступает в случае сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажения сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. N7-ФЗ одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В соответствии с п.2.1 «Инструкции о порядке сообщений о загрязнении морской среды» сообщения о загрязнении морской среды передаются в случаях:

- инцидента с судном или иным объектом, повлекшего или могущего повлечь сброс нефти и других вредных веществ;

- обнаружения в море разлива нефти или других вредных веществ.

В соответствии с п.3.1.1. Инструкции капитан судна или другого плавучего средства:

- обязан, помимо регистрации в судовых документах, без задержки и в возможно более полном объеме сообщить сведения об инциденте с его судном, который влечет:

- сброс или возможность сброса нефти или перевозимых наливом вредных веществ в результате повреждения судна, или его оборудования, или в целях обеспечения безопасности судна, или спасения человеческой жизни на море.

Согласно п. 3.2.1. Инструкции, в случае обнаружения разлива нефти или других вредных веществ в море капитан судна без задержки сообщает о таком разливе в СКЦ и СПЦ.

Капитаном морского порта Новороссийск было подготовлено спецсообщение № 02/17 от 12.01.2017 г., которое было направлено в Новороссийский отдел Росприроднадзора, согласно которому в ходе проведения грузовых операций по приему дизельного топлива и мазута, при отборе проб нефтепродуктов из грузового танка т/х «Рене» из-за неосторожных действий сюрвейера, произошло капельное забрызгивайте палубы и попадание в море дизельного топлива. Экипаж судна т/х «Рене» произвел работы по очистке палубы от нефтепродуктов, пятно в море обработано биосорбентом.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с положениями «Инструкции о порядке сообщений о загрязнении морской среды» капитан судна т/х «Рене» должен был в установленном законом порядке письменно сообщить о загрязнении акватории Черного моря, однако этого не сделал, в связи с чем в действиях ООО «СеаТрейд» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что на месте инцидента присутствовал сотрудник Росприроднадзора, который был уведомлен о произошедшем, были выполнены его указания о применении абсорбента, приняты меры к недопущению негативных последствий. Эти обстоятельства существенно уменьшают степень вины ООО «СеаТрейд».

В обжалуемом постановлении необоснованно сделан вывод об отсутствии обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Смягчающим ответственность обстоятельством в соответствии с п.5 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ является предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение вредных последствий административного правонарушения.

При таких обстоятельствах назначенное наказание нельзя признать справедливым.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, принимая во внимание отсутствие возникновения конкретных негативных последствий для окружающей среды, суд полагает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным.

В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 0043/03/3/ПР/2017 от 16.02.2017 г., которым ООО «СеаТрейд» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей – отменить, производство по делу об административном правонарушении по ст.8.5 КоАП РФ прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Объявить ООО «СеаТрейд» устное замечание.

Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней, по правилам, установленным главой 30 КоАП РФ.

Судья: подпись

Копия верна: Судья С.А. Гетманенко