ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-65/2017 от 21.03.2017 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Р Е Ш Е Н И Е

21 марта 2017 года г. Пенза

Судья Первомайского районного суда г. Пензы Тарасова Л.А.,

рассмотрев жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы ФИО1 на постановление государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору УНДиПР г. Пензы ГУ МЧС России по Пензенской области ... от 07 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору УНДиПР г. Пензы ГУ МЧС России по Пензенской области ... от 07 февраля 2017 года директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением директор МБОУ «СОШ № 65/23» г. Пензы ФИО1 обратилась в суд с жалобой, указав, что вышеуказанное постановление вынесено с нарушениями, а именно, должностные лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Пензы УНД и ПР ГУ МЧС России по Пензенской области ФИО2 и ФИО3 не предоставили какую-либо информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством РФ, не предоставили возможность ознакомиться с результатами проверки, не предоставили информацию о дате, времени, продолжительности проведения проверки, не приложили к акту проверки объяснения лица, на которого возлагается ответственность за нарушение требований безопасности; не ознакомили с документами, подтверждающими обоснованность и правомерность проведения проверки, не вручили акт проверки непосредственно после ее завершения под роспись об ознакомлении, либо в отказе от ознакомления с актом проверки, не оформили акт проверки непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, впоследствии внесли в акт проведения внеплановой выездной проверки заведомо ложные данные о времени и продолжительности проведения проверки. Кроме того, протокол об административном правонарушении также составлен с нарушениями ст. 28.2КоАП РФ, а именно, в протоколе ... от 01.02.2017 г. заведомо ложно указано время совершения административного правонарушения, протокол не был составлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения, должностному лицу не были разъяснены права и обязанности, не было представлено право представления объяснений и замечаний по содержанию протокола. В связи с изложенным, ФИО1 считает, что протокол об административном правонарушении не может являться основанием для привлечения ее к административной ответственности, независимо от наличия или отсутствия вины.

Полагает, что в протоколе об административном правонарушении ... от 01.02.2017 внесены необоснованные сведения о нарушении обязательных требований пожарной безопасности, а именно: «Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Сигнал о срабатывании пожарной сигнализации поступает в Муниципальную пожарную часть г. Пензы (которая не является подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России. В соответствии с Расписанием выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований на тушение пожаров МБОУ «СОШ № 65/23» г. Пензы не относится к зоне ответственности Муниципальной пожарной части города Пензы), затем передается в ЕДДС г. Пензы МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы» (которое вообще не является подразделением пожарной охраны). После этого по телефону сигнал перенаправляется в Службу оперативного обеспечения (диспетчерской связи) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Пензенской области» (которое является подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России). Более того, в нарушение требований части 7 статьи 83 Федерального закона №2123-ФЗ от 22.07.2008 года ФЗ-№2123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в существующем механизме передачи сигнала присутствует «посредник» в лице ЕДДС г. Пензы МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы» и Муниципальной пожарной части г. Пензы».

В соответствии с требованиями ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1,Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется, в том числе на муниципальную пожарную охрану. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание муниципальной пожарной охраны. В соответствии с постановлением Главы администрации г. Пензы от 20.11.2008 г. №1947 «О создании подразделения муниципальной пожарной охраны г. Пензы» создано подразделение муниципальной пожарной охраны города Пенза. В соответствии с законодательством РФ объект защиты МБОУ «СОШ №65/23» г. Пензы оборудован сертифицированным оборудованием обеспечивающим незамедлительную передачу сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны (Муниципальная пожарная часть г. Пензы) без участия работников и соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Просит постановление государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору УНД и ПР г. Пензы ГУ МЧС России по Пензенской области ... от 07 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебном заседании директор МБОУ «СОШ № 65/23» г. Пензы ФИО1 и её защитники Пшеничников В.А., Кузнецова В.Ю., Голенко С.Н., действующие на основании доверенностей (доверенности в деле), поддержали доводы жалобы, дали пояснения, аналогичные ее содержанию.

Государственный инспектор по пожарному надзору УНД и ПР г. Пензы ГУ МЧС России по Пензенской области ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что все нарушения, указанные в постановлении, имели место на момент внеплановой проверки в отношении МБУО «СОШ №65/23» г. Пензы, считает постановлением законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях провозглашает принцип презумпции невиновности, согласно которому неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Часть 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года (в редакции от 09.05.2005 года), ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Судом установлено, что распоряжением заместителя Главного государственного инспектора Пензенской области по пожарному надзору К.Э.А.... от 16.12.2016 г. назначена проверка в отношении МБОУ «СОШ №65/23» г. Пензы с целью проверки сведений о нарушении требований пожарной безопасности в период с 10.01.2017 по 06.02.2017.

На основании протоколов об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.01.2017 г. и от 12.01.2017 г. должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Пензы УНД и ПР ГУ МЧС России по Пензенской области ФИО2 и ФИО3 составлен акт проверки по результатам внеплановой проверки в отношении МБОУ «СОШ №65/23» г. Пензы, согласно которому выявлены следующие нарушения: в здании школы по адресу: ... система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Сигнал о срабатывании пожарной сигнализации поступает в Муниципальную пожарную часть г. Пензы (которая не является подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России. В соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований на тушение пожаров МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы не относится к зоне ответственности Муниципальной пожарной части города Пензы), затем передается в ЕДДС г. Пензы МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы» (которое вообще не является подразделением пожарной охраны). После этого по телефону сигнал перенаправляется в Службу оперативного обеспечения (диспетчерской связи) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Пензенской области» (которое является подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России). Также из трех срабатываний пожарной сигнализации, произведенных 11.01.2017 г. в период проведения проверки МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы, а именно: в 11 ч. 37 м., 11 ч. 38 м., 11 ч. 40 м. (мск), из ЕДДС г. Пензы МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы» и МПЧ г. Пензы в Службу оперативного обеспечения (диспетчерской связи) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Пензенской области» поступил только один сигнал о срабатывании пожарной сигнализации, а именно: в 11 ч. 57 м. (мск) в здании МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы. Негативным последствием данного факта является задержка в передаче сигнала из образовательного учреждения в подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, и, как следствие, возможное получение травм и гибель детей и сотрудников образовательного учреждения. В нарушение требований части 7 статьи 83 Федерального закона №2123-ФЗ от 22.07.2008 года ФЗ-№2123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в существующем механизме передачи сигнала присутствует «посредник» в лице ЕДДС г. Пензы МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы» и Муниципальной пожарной части г. Пензы (основание: часть 7 статьи 83 Федерального закона N2123-ФЗ от 22.07.2008 года ФЗ-N2123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статья 22, 22.2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. l4.4 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; п. 2.1.9 приказа МЧС России от 05.05.2008 г. № 240 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ", приказ МЧС России от 05.04.2011 г. № 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны", п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. №794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п. 4.1, 4.2, 5.1, 5.2 ГОСТ Р 56935-2016 «Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»; письмо прокуратуры Пензенской области от 23.05.2016 г. № 7-21- 649-2016, письмо прокуратуры Пензенской области от 01.07.2016 г. № 7-17-152-2016).

В здании школы по адресу: ... система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Сигнал о срабатывании пожарной сигнализации поступает в Муниципальную пожарную часть г. Пензы (которая не является подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России. В соответствии с Расписанием выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований на тушение пожаров МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы не относится к зоне ответственности Муниципальной пожарной части города Пензы), затем передается в ЕДДС г. Пензы МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы» (которое вообще не является подразделением пожарной охраны). После этого по телефону сигнал перенаправляется в Службу оперативного обеспечения (диспетчерской связи) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Пензенской области» (которое является подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России). Также из трех срабатываний пожарной сигнализации, произведенных 12.01.2017 г. в период проведения проверки МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы, а именно: в 10 ч. 05 м., 10 ч. 06 м. 01 с., 10 ч. 06 м. 43 с. (мск), из ЕДДС г. Пензы МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы» и МПЧ г. Пензы в Службу оперативного обеспечения (диспетчерской связи) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Пензенской области» поступил только один сигнал о срабатывании пожарной сигнализации, а именно: в 10 ч. 05 м. (мск) в здании МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы. В нарушение требований части 7 статьи 83 Федерального закона №2123-ФЗ от 22.07.2008 года ФЗ-№2123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в существующем механизме передачи сигнала присутствует «посредник» в лице ЕДДС г. Пензы МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Пензы» и Муниципальной пожарной части г. Пензы (основание: часть 7 статьи 83 Федерального закона №2123-ФЗ от 22.07.2008 года ФЗ-№2123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статья 22, 22.2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», П.14.4 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; п. 2.1.9 приказа МЧС России от 05.05.2008 г. № 2240 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ", приказ МЧС России от 05.04.2011 г. № 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны", п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п. 4.1, 4.2, 5.1, 5.2 ГОСТ Р 56935-2016 «Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»; письмо прокуратуры Пензенской области от 23.05.2016 г. № 7-21- 649-2016, письмо прокуратуры Пензенской области от 01.07.2016 г. № 7-17-152-2016).

По указанному факту в адрес директора МБОУ «СОШ №65/23» г. Пензы ФИО1 вынесено предписание ... по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

07.02.2017 г. в адрес директора МБОУ «СОШ №65/23» г. Пензы ФИО1 направлено Представление ... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также вынесено постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется, в том числе на муниципальную пожарную охрану.

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.

В соответствии с постановлением Главы администрации г. Пензы от 20.11.2008 г. №1947 «О создании подразделения муниципальной пожарной охраны г. Пензы», создано подразделение муниципальной пожарной охраны города Пензы. Согласно п. 1.2. указанного постановления, Муниципальная пожарная часть г. Пензы (далее - МПЧ) является структурным подразделением, не наделенным правом ведения бухгалтерского учета, МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Пензы", создана и функционирует в целях защиты жизни и здоровья людей, осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города Пензы и в пределах границ обслуживания (далее - район выезда), определенных Расписанием выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в городе Пензе, согласованным с начальником Главного управления МЧС России по Пензенской области, начальником специального подразделения ФПС, дислоцированного на территории города Пензы, с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории города Пензы и утвержденного главой города Пензы, а также проведения работы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Пензы.

Согласно разъяснений Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России от 10.07.2014 г. № 19-2-13-2911 по порядку применения ч.7 ст.83 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и письма МЧС России в адрес Главы администрации города Пензы от 04.10.2016 за № 19-2-3-3999 в соответствии с ч. 7 ст. 83 Технического регламента на всех объектах класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Дублирование сигналов на пульт подразделения пожарной охраны может предусматриваться любым доступным способом, исключающим влияние «человеческого фактора», то есть без участия дежурного персонала. При этом, могут быть применены различные средства связи и оборудование, обеспечивающие эффективное дублирование сигнала и удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что МБОУ «СОШ №65/23» г. Пензы оборудовано сертифицированным оборудованием, обеспечивающим незамедлительную передачу сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения муниципальной пожарной охраны (Муниципальная пожарная часть г. Пензы) без участия работников объекта в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии с письмом ООО «Чернобылец», подрядной организации, осуществляющий в соответствии с договором монтаж системы пожарно-охранной сигнализации в МБОУ «СОШ « 65/23» г. Пензы в адрес главы администрации города Пензы, ООО «Чернобылец плюс» готово безвозмездно установить и адаптировать к требуемым условиям дополнительное оборудование в подразделениях пожарных частях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории города Пензы. Согласно письма ГУ МЧС России по Пензенской области от 11.08.2016 года № 5985-2-5 Главное управление МЧС России по Пензенской области сообщает, что установка дополнительного оборудования в подразделениях федеральной противопожарной службы г. Пензы нецелесообразна, поскольку в службе оперативного обеспечения ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Пензенской области» установлено оборудование, которое имеет возможность приема и обработки сигналов от систем автоматической пожарной сигнализации, смонтированных на объектах защиты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях директора МБОУ «СОШ № 65/23» г. Пензы ФИО1 отсутствует состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы ФИО1 предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения - прекращению.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы ФИО1 – удовлетворить.

Постановление государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору УНДиПР г. Пензы ГУ МЧС России по Пензенской области ... от 07 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы ФИО1 – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы ФИО1 прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья -