Дело № 12-65/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
Томская область, ЗАТО Северск
г. Северск 25 июня 2021 года
Судья Северского городского суда Томской области Бадалов Я.Д.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - начальника Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № 40 от 13 мая 2021 года, вынесенное заместителем главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» по пожарному надзору Д.,
у с т а н о в и л :
По постановлению по делу об административном правонарушении № 40 от 13 мая 2021 года, вынесенному заместителем главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» по пожарному надзору Д., должностное лицо - начальник Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с названным постановлением, должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 подал на него жалобу, в которой указал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу были представлены пояснения, в которых указано, что в соответствии с Уставом городского округа ЗАТО Северск Томской области Администрация ЗАТО Северск осуществляет организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности, согласно Перечню распределения задач по реализации первичных мер пожарной безопасности между структурными подразделениями Администрации ЗАТО Северск Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск участвует в организации обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, включая заключение договоров аренды муниципального имущества.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Считает, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом выступает АО «Северский водоканал», поскольку между Управлением имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск и АО «Северский водоканал» заключен договор аренды муниципального имущества - сетей инженерно-технического обеспечения, зданий и сооружений, используемых в процессе оказания коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, сбору, очистке, распределению воды, удалению сточных вод и отходов для потребителей ЗАТО Северск от 20 марта 2008 года № ** с дополнительным соглашением от 14 июня 2018 года, по которому сети водоснабжения городского кладбища по ул. Предзаводской, 10а, сооружение № 2В1, в состав которого согласно техническому паспорту от 01 августа 2012 года входит пожарный гидрант (ПГ № 2), переданы во владение и пользование АО «Северский водоканал».
По условиям договора аренды в качестве предмета договора аренды предусмотрена передача объектов инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства, в состав которых входят водопроводные и канализационные сети и иное имущество, перечень и описание которого приведены в Приложении 1 к договору аренды.
В соответствии с п. 2.2.5 договора аренды АО «Северский водоканал» - арендатор муниципального имущества приняло на себя обязательства содержать арендуемое имущество в полной исправности, технической готовности и сохранности, выполняя постоянное техническое обслуживание имущества за счет собственных средств; в соответствии с п. 2.2.6 и п. 2.2.7 установлена обязанность
АО «Северский водоканал» своевременно принимать все необходимые меры с целью предупреждения аварийных ситуаций и ликвидации их последствий, своевременно производить за счет средств заложенных в тарифе, текущий и капитальный ремонт имущества, а также всех относящихся к нему элементов оборудования, инвентаря и приспособлений и элементов благоустройства с учетом утвержденной производственной программы на текущий год.
Ссылаясь на п. 3 ч. 1 ст. 41.3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», указывает, что арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 данного Федерального закона, обязан поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Отмечает, что в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе на ином законном основании; своевременно ликвидировать аварии и повреждения. Руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети, обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью).
Из договора аренды муниципального имущества следует, что Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск передало на обслуживание пожарный гидрант АО «Северский водоканал», которое должно обеспечить своевременное обслуживание и ремонт ПГ №2, а также своевременно извещать подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся у него в пользовании.
Обращает внимание на то, что в ходе проводимых проверочных мероприятий ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» в адрес Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск никаких запросов не направляло, работоспособность ПГ № 2 с представителями Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск не проверялась, какие-либо документы не запрашивались.
Указывает, что в материалы дела были представлены доказательства исполнения им требований пожарной безопасности и возложенных муниципальным правовым актом задач, подтверждающие передачу сетей водоснабжения городского кладбища на ул. Предзаводской, 10а, сооружения 2В1 вместе с ПГ № 2 во владение и пользование АО «Северский водоканал» в рабочем и исправном техническом состоянии по акту приема-передачи от 14 июня 2018 года, в котором не имеется отметок или замечаний о ненадлежащем техническом состоянии переданных сетей водоснабжения, в состав которых входит ПГ № 2.
Информация о неисправности сети, о ее отключении от системы водоснабжения в адрес органа местного самоуправления и Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск от АО «Северский водоканал» не поступала; согласно объяснениям заместителя директора АО «Северский водоканал» К. от 11 мая 2021 года он выезжал на осмотр ПГ № 2 только 11 мая 2021 года, в то время как согласно акту проверки Администрации ЗАТО Северск проверка проводилась 14, 26, 27, 30 апреля 2021 года.
При этом обращает внимание на то, что не выяснено, каким образом при проверке должностным лицом установлено отсутствие воды в ПГ № 2 и, как следствие, нарушение требований пожарной безопасности, если сотрудники
АО «Северский водоканал» не присутствовали при ее проведении, и кто в этом случае осуществлял проверку подачи и наличия воды в ПГ № 2.
12 мая 2021 года по итогам технических испытаний ПГ №2 при очередной проверке АО «Северский водоканал» ПГ № 2 находился в исправном и рабочем состоянии.
Кроме того, отмечает, что начальник Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск не является субъектом административной ответственности данного административного правонарушения, так как не является руководителем Администрации ЗАТО Северск, в отношении которой проводилась плановая проверка.
Указывает, что с его стороны не допущено нарушений противопожарных требований, поэтому просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
В возражениях, изложенных в отзыве на жалобу, заместитель главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» по пожарному надзору Д. просит оставить вынесенное им постановление без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения, указывая, что ФИО1 является должностным лицом Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, ответственным за организацию обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, и обоснованно привлечен к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности; передача бремени содержания имущества арендатору не освобождает собственника, а также должностного лица, назначенного ответственным за пожарную безопасность собственником имущества, - начальника Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск от административной ответственности, не лишает его права контролировать надлежащее исполнение обязанностей по договору аренды и содержания имущества в надлежащем виде, за ним сохранена обязанность контролировать состояние пожарных гидрантов, переданных в аренду АО «Северский водоканал», однако такая обязанность им не исполнялась. Также отметил, что информация о неработоспособности пожарного гидранта по адресу: <...> поступила в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» 25 июня 2019 года, срок ввода в эксплуатацию не определен, информация о восстановлении работоспособности данного гидранта в период проведения плановой проверки не поступала, в связи с чем необходимости подтверждать неработоспособность гидранта не было. ФИО1 после составления протокола и до момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении документы, подтверждающие работоспособность пожарного гидранта, не представлены, и факт работоспособности мог быть подтвержден актом, составляемым работниками АО «Северский водоканал».
При этом п. 13 распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 30 марта 2021 года № 33 в отношении Администрации ЗАТО Северск содержит перечень документов, предоставление которых органом местного самоуправления необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, в п. 3 указано о необходимости предоставления документов о реализации мероприятий по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, чем является пожарный гидрант.
Указывает, что факт неработоспособности пожарного гидранта № 2 по адресу: <...> установлен документально, доказательств его работоспособности в ходе проверки и составления протокола № 40 от 04 мая 2021 года лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив дело в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, судья пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2021 года в 15 часов 00 минут в ходе плановой выездной проверки Администрации ЗАТО Северск по распоряжению главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» по пожарному надзору М. о проведении плановой выездной проверки органа местного самоуправления от 30 марта 2021 года № 33 установлено, что начальник Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 допускает нарушение требований пожарной безопасности к источникам противопожарного водоснабжения, не принял должных мер по его своевременному соблюдению, а именно в нарушение п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, не обеспечил исправность пожарного гидранта - ПГ № 2 (инв. № 101041555) на ул. Предзаводской, 10а
в г. Северске.
Согласно акту плановой выездной проверки органа местного управления № 33 от 30 апреля 2021 года выявлено, что начальник Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 нарушил п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, а именно не обеспечил исправность пожарного гидранта ПГ № 2 (инв. № 101041555) на ул. Предзаводской, 10а в г. Северске.
Установленные в ходе плановой выездной проверки обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем был составлен протокол об административном правонарушении № 40 от 04 мая 2021 года (л. д. 34-36).
В ходе производства по делу об административном правонарушении ФИО2, как защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, неоднократно были даны пояснения по существу дела, в том числе со ссылкой на договор аренды № ** от 20 марта 2008 года и дополнительное соглашение от 14 июня 2018 года к договору аренды № ** от 20 марта 2008 года, согласно которому Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск от имени городского округа ЗАТО Северск передало АО «Северский водоканал» в аренду сети водоснабжения городского кладбища протяженностью 1 118,9 м по адресу: Томская область, <...>, сооружение № 2В1, в которые входит пожарный гидрант - ПГ № 2.
При этом, ФИО2 как защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, была допущена к участию в деле об административном правонарушении должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, на основании доверенности № ** от 23 декабря 2020 года, выданной начальником Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, тогда как эта доверенность таких полномочий не содержит, и из материалов дела не следует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заявляло ходатайство о привлечении в качестве его защитника к участию в деле об административном правонарушении ФИО2
В силу положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться собственник имущества, а также арендатор как лицо, владеющее, пользующееся имуществом на законных основаниях и обязанное обеспечивать первичные меры пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, кем совершено противоправное, виновное действие.
Между тем должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не дана надлежащая оценка условиям договора аренды сети водоснабжения об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, в целях установления, чье именно противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
Кроме того, при производстве по делу об административном не дана надлежащая оценка доводам о проведении плановой выездной проверки без привлечения представителя арендатора - АО «Северский водоканал» по вопросу определения работоспособности пожарного гидранта на момент проведения проверки.
Указанные процессуальные нарушения, по мнению судьи, являются существенными и расцениваются как не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, как того требуют положения ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем вынесенное постановление нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление по делу об административном правонарушении № 40 от 13 мая 2021 года, вынесенное заместителем главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» по пожарному надзору Д., в отношении должностного лица - начальника Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск ФИО1 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить и возвратить дело должностному лицу ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России» на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Cудья Я.Д. Бадалов
УИД 70RS0009-01-2021-001641-13