38RS0003-01-2021-001149-85
РЕШЕНИЕ
г. Братск, 26 мая 2021 года
пр. Стройиндустрии, 16
Судья Падунского районного суда города Братска Иркутской области Пащенко Р.А., рассмотрев административный материал № 12-65/2021 по жалобе ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет» ФИО3 на постановление № о назначении административного наказания, вынесенное 26 февраля 2021 года государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2 в отношении должностного лица – ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет» ФИО3, (данные изъяты),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от 26 февраля 2021 года о назначении административного наказания, вынесенным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2, должностное лицо – ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВО «БрГУ») ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением № от 26 февраля 2021 года о назначении административного наказания, ректор ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление № от 26 февраля 2021 года о назначении административного наказания отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2 не принято во внимание, что ФГБОУ ВО «БрГУ» является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации. Изложенный в оспариваемом постановлении вывод о необходимости выплаты ФИО1 денежной компенсации основан на неверном толковании норм права. Кроме того, государственный инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2 не принято во внимание, что несмотря на необходимость немедленного исполнения решений судов о восстановлении работника на работе, решение суда от 23 декабря 2020 года по гражданскому делу № в законную силу не вступило. В данном случае, он, как должностное лицо ФГБОУ ВО «БрГУ», не допускал невыплату или неполную выплату ФИО1 в установленный срок заработной платы, других выплат. Напротив, работодатель ранее предусмотренного законом срока и в отсутствие предусмотренной законом процедуры обращения работника за выплатой взысканных судом денежных сумм, 18 января 2021 года произвел выплату в пользу ФИО1 выплату в полном объеме.
Ректор ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3, государственный инспектор труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте рассмотрения дела они своевременно были извещены и ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Потерпевший ФИО1 явился в судебное заседание, однако в дальнейшем покинул здание суда, не принимал участие в судебном заседании, что не препятствует рассмотрению дела по существу.
Изучив жалобу, проверив материалы дела об административном правонарушении, и дав им оценку, полагаю, что в удовлетворении жалобы следует отказать.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы судом были изучены материалы административного дела в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Как усматривается из материалов дела, решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 23 декабря 2020 года по гражданскому делу № исковые требования ФИО1 удовлетворены в части признания незаконным приказа (распоряжение) ФГБОУ ВО «БрГУ» от 13 марта 2020 года № о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО1; восстановления ФИО1 на работе в ФГБОУ ВО «БрГУ» в должности юрисконсульта I категории - помощника ректора по правовым вопросам; взыскания с ФГБОУ ВО «БрГУ» в пользу ФИО1 среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 227 590 руб. 56 коп., компенсации морального вреда в размере 27 000 рублей; судебных расходов в размере 690 руб. 24 коп., а всего 255 280 руб. 80 коп.
Приказом ректора ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 от 23 декабря 2020 года № отменен приказ от 13 марта 2020 года № о прекращении (расторжении) трудового договора с работником ФИО1, ФИО1 восстановлен на работе в ФГБОУ ВО «БрГУ» в должности юрисконсульта I категории - помощника ректора по правовым вопросам.
Согласно платежному поручению № ФГБОУ ВО «БрГУ» выплатило ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 227 590 руб. 56 коп. 18 января 2021 года.
В соответствии со ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.
Согласно ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
Учитывая изложенное, обязанность работодателя начислить и выплатить работнику, восстановленному по решению суда, заработную плату за время вынужденного прогула наступает одновременно с отменой работодателем приказа об увольнении и его восстановлением в прежней должности.
ФГБОУ ВО «БрГУ» является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения (п. 1.3 Устава ФГБОУ ВО «БрГУ»).
Согласно п. 6.14 Устава ФГБОУ ВО «БрГУ» финансовое обеспечение деятельности ФГБОУ ВО «БрГУ» осуществляется, в том числе за счет: субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания; субсидии из федерального бюджета на иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований на выполнение федеральной адресной инвестиционной программы.
В соответствии с п. 5.1 Положения об оплате труда работников ФГБОУ ВО «БрГУ» финансирование обеспечения оплаты труда работников осуществляется за счет следующих источников: федерального бюджета, средств от приносящей доход деятельности.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Согласно п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Таким образом, у ФГБОУ ВО «БрГУ» не имелось возможности произвести выплату ФИО1 денежных сумм, присужденных по решению суда, за счет средств федерального бюджета одновременно с отменой приказа об увольнении и восстановлении работника в прежней должности.
Однако, согласно Планам финансово-хозяйственной деятельности ФГБОУ ВО «БрГУ» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 года и на 2020 год и плановые периоды 2021 и 2022 годов у ФГБОУ ВО «БрГУ» должны были быть денежные средства от приносящей доход деятельности в размере, достаточном для выплаты ФИО1 присужденных по решению суда сумм, в связи с чем работодателем и была произведена соответствующая выплата в более ранний срок чем предусмотрен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение постановления, в жалобе не приведено.
С учетом изложенного, судья считает, что государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2 действия должностного лица – ректора ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 правильно квалифицированы по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Оценка доказательств виновности ректора ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, приведенная в постановлении государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2, соответствует требованиям ст. 26.11 КоАП РФ. Свой вывод о виновности ректора ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, должностное лицо обосновало ссылками на конкретные материалы дела.
Представленные в деле и исследованные в судебном заседании доказательства правильно оценены должностным лицом, как допустимые, подтверждающие вину ректора ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 в совершении правонарушения, с которыми судья в ходе рассмотрения жалобы соглашается.
Наказание ректору ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 вынесено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в пределах санкции ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, по которой должностное лицо – ректор ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 привлечен к административной ответственности.
Оснований для отмены или изменения постановления государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2№ от 26 февраля 2021 года в отношении ректора ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 не имеется.
Нарушений норм административного производства при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении должностным лицом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от 26 февраля 2021 года, вынесенное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2 о назначении административного наказания по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения в отношении должностного лица– ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет» ФИО3, оставить без изменения, а жалобу ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет» ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Р.А. Пащенко