ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-65/2022 от 04.02.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

КОПИЯ

УИН: 89RS0005-01-2022-000350-50

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

"4" февраля 2022 г. город Ноябрьск, проспект Мира, дом 39

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Авдеенко Ю.О.,

с участием:

законного представителя юридического лица Чернышевой Г.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление должностного лица Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением главного специалиста Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее – ОАО "РЖД", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ноябрьский городской суд, общество ставит вопрос об отмене принятого по делу постановления, указывая на то, что канализационные очистные сооружения (далее – КОС) ст. Ноябрьск-1 поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), которому присвоена II категория. В соответствии с действующим законодательством обществом одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду в Северо-Уральское Управление Росприроднадзора представляются также нормативы допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов (далее – НДС), расчеты которых проводятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сборов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118. Величины НДС определяются расчетным путем исходя из нормативов качества воды водного объекта с учетом фонового состояния водного объекта по загрязняющим веществам, характеризующим применение технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации – водопользователя. Сброс сточных вод в болото без названия (бассейн р. Пур) осуществляется обществом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ и декларации о воздействии на окружающую среду для объекта "КОС ст. Ноябрьск-1". При этом общество в своей деятельности руководствуется расчетами НДС, представленными с декларацией, согласно которым превышение установленных нормативов воздействия количества загрязняющих веществ в сточных водах за 4 квартал 2020 года отсутствует. В случае, если судом будет усмотрен в действия ОАО "РЖД" признаки административного правонарушения, просит рассмотреть вопрос об уменьшении административного штрафа в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела законный представитель общества Чернышева Г.В. на жалобе настаивала, поддержав изложенные в ней доводы.

Выслушав законного представителя юридического лица, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации).

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).

Как следует из пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов в окружающую среду.

В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона об охране окружающей среды нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

Из материалов дела следует, что на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "РЖД" в пользование на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен водный объект – болото без названия (бассейн р. Пур), <адрес>, для сброса сточных вод с использованием "КОС-1600", от станции Ноябрьск-1, муниципальное образование <адрес>, <адрес>

Подпунктом 13 пункта 2.3 данного решения установлены показатели максимального содержания загрязняющих веществ в воде в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект.

Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных вод за четвертый квартал 2020 года, выявлен факт превышения максимального содержания загрязняющих веществ в воде в месте их сброса, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование ДД.ММ.ГГГГ, по следующим показателям: медь в 53 раза, фосфаты по фосфору в 1,04 раз, хлориды в 1,99 раз, сухой остаток в 1,1 раз, что фактически обществом не оспаривается.

Подобное превышение показателей нормативов допустимого воздействия приводит к ухудшению качества воды в водном объекте, так как они устанавливаются исходя из нормативов качества окружающей среды.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ОАО "РЖД" протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; информацией за 4 квартал 2020 года о водопользователях от ДД.ММ.ГГГГ; решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ; поквартальным графиком сброса сточных вод на 2019-2021 годы в болото без названия КОС-1600; планом водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране болота без назначения (бассейн реки Пур); сведениями о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте (болото без названия) и иными материалами, которым административным органом дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ОАО "РЖД" правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами законодательства.

Довод жалобы относительно соблюдения обществом нормативов НДС, являющихся приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, на квалификацию совершенного юридическим лицом деяния не влияет, поскольку с учетом положений части 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации при водопользовании должны в императивном порядке и постоянно соблюдаться требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод, указанные в решении о предоставлении водного объекта в пользование нормативы допустимого воздействия, и превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, свидетельствует о нарушении установленных нормативов. При том, что решение в части установления нормативов допустимого воздействия на водный объект, которые являлись условиями его использования, недействительным не признано, его действие не было прекращено, каких-либо изменений в данной части не вносилось.

Таким образом, общество наделено обязанностью по соблюдению нормативов допустимого воздействия на водные объекты при осуществлении использования водного объекта, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Несогласие юридического лица с выводами должностного лица и оценкой имеющихся в деле доказательств, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является. Оснований для освобождения ОАО "РЖД" от административной ответственности не усматривается.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО "РЖД" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие меры по их соблюдению.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

В указанных обстоятельствах юридическое лицо правомерно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных должностным лицом обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения и являющихся основанием для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Основания для назначения ОАО "РЖД" административного наказания с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер наложенного штрафа ниже низшего предела, не установлено, документов, подтверждающих тяжелое имущественное и финансовое положение, в материалах дела не имеется.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление главного специалиста Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги", оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: (подпись)

Подлинник решения хранится в Ноябрьском городском суде в деле № 12-65/2022.