Дело № 12-65/2022
21RS0023-01-2021-008593-10
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
05 июля 2022 года гор. Козловка
Судья Чувашской Республики Ефимов О.Н., рассмотрев жалобу М. на постановление заместителя начальника управления – начальника ЦПРР Управления Росгвардии по Чувашской Республике – Чувашии ФИО1 от о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя начальника управления – начальника ЦПРР Управления Росгвардии по Чувашской Республике – Чувашии от начальник стрелковой команды станции Тюрлема Казанского отряда межведомственной охраны М. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения патронов к оружию, выразившееся в использовании для их хранения металлического шкафа (сейфа) с толщиной стенок 2 мм, выявленное в 11 часов 30 минут .
Не согласившись с данным постановлением, М. обжаловал его в суд, считая, что в его действиях отсутствует состав и событие административного правонарушения. По мнению автора жалобы, комиссия Управления Росгвардии по Чувашской Республике при проведении проверки руководствовалась Инструкцией по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России № 288 от 12.04.1999 г., в то время как порядок учета, хранения, выдачи, использования и транспортировка специальных средств, боевого стрелкового и служебного оружия и патронов к нему в подразделениях ведомственной охраны ФГП ВО ЖДТ России регламентирован специальным нормативным актом – Инструкцией о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему», утвержденной Приказом Росжелдора от 24.05.2011 г. № 232 и зарегистрированной Минюстом России от 05 июля 2011 года № 21272.
Хранение оружия и патронов к нему в стрелковой команде на станции Тюрлема организовано в соответствии с пунктом 3.7 вышеуказанной инструкции, утвержденной Приказом Росжелдора от 24.05.2011 г. № 232, который предусматривает возможность хранения оружия и патронов в металлических шкафах (сейфах), толщина стенок которых составляет не менее 2-х мм.
На момент проверки в комнате хранения оружия стрелковой команды станции Тюрлема оружие и патроны хранились в отдельном оружейном сейфе ОШ-1, прошедшем сертификацию, толщиной стенки 2мм, толщиной двери 3 мм.
В дополнениях к жалобе М. ссылается на изменения, внесенные в п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814, которые более не содержат обязательных требований, в соответствии с которыми толщина стенки сейфа для хранения патронов должна быть не менее 3 мм, что по мнению М., отменяет административную ответственность за указанное в протоколе административное правонарушение.
М. в суде доводы жалобы поддержал и просил прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Из объяснений М., данных в суде, следует, что несмотря на то, что он является должностным лицом, ответственным за хранение оружия и патронов в комнате хранения оружия стрелковой команды станции Тюрлема, он не уполномочен заниматься материальным обеспечением комнат хранения оружия, вследствие чего при исполнении своих должностных обязанностей по обеспечению условий хранения оружия и патронов лишен возможности использовать иные металлические шкафы (сейфы), кроме тех, что есть в наличии. Кроме того, он обязан руководствоваться Инструкцией о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему», утвержденной Приказом Росжелдора от 24.05.2011 г. № 232.
Заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", положения которого, исходя из преамбулы к названному Федеральному закону, распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.
В соответствии со статьей 22 данного Федерального закона хранение служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение оружия; служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц; требования к условиям хранения различных видов служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Указанные Правила в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.
Пунктом 55 названных Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 12.05.2018 N 573, действовавшей по состоянию на 12 октября 2021 года) предусмотрено, что оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 16 июля 2015 г. N 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. N 122-О, от 19 ноября 2015 г. N 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 2735-О).
С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом и содержащего обязательные для исполнения правила хранения оружия и патронов к нему, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила хранения оружия и патронов, могут являться основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Действительно пункт 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему в ныне действующей редакции (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2021 N 2158) допускает хранение оружия и патронов в помещениях для хранения оружия и патронов вне сейфов или металлических шкафов (ящиков) - на стеллажах (поддонах для размещения грузов) в заводских упаковках.
Вместе с тем, хранение патронов россыпью по-прежнему допускается только в закрытых на замок сейфах или металлических шкафах (ящиках).
Кроме того, внесенными изменениями в указанные Правила повышены требования к безопасности самих комнат для хранения оружия.
В этой связи и поскольку М. вменено нарушение правил хранения патронов, выразившееся в хранении их россыпью в металлическом шкафе толщиной стенок 2 мм, вышеуказанные изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему нельзя рассматривать как исключающие административную ответственность за вмененное нарушение.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 (далее - Приказ) утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Инструкция № 288).
Инструкция в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" регулирует вопросы, связанные с выдачей лицензий на коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, а также устанавливает требования к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, направленные на исключение доступа к ним посторонних лиц; разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов; определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием; устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов (пункт 1).
Пунктом 166 Инструкции № 288 предусмотрено, что металлические шкафы и ящики для хранения оружия должны закрываться на замок и иметь толщину не менее 2 мм, для хранения порохов, патронов и изделий, содержащих пиротехнический заряд либо пиротехническое метаемое снаряжение, - не менее 3 мм, а используемые для перевозки оружия воздушным транспортом - не менее 1,6 мм.
Из материалов дела видно, что на станции Тюрлема Казанского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения филиала ФГП «ВО ЖДТ России» на Горьковской железной дороге в 11 часов 30 минут выявлено хранение патронов россыпью в металлическом шкафе с толщиной стенок 2 мм.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении, составленным , рапортом старшего инспектора ЦПРР Управления Росгвардии по Чувашской Республике, паспортом оружейного сейфа (ОШ-1), содержащим сведения о характеристиках оружейного шкафа (толщина стенок 2 мм), и не оспариваются самим М.
Приказом начальника Казанского отряда ведомственной охраны № 321 от 01 апреля 2020 года (л.д. 32-33) начальник стрелковой команды М. назначен ответственным за учет, хранение, выдачу, использование, транспортировку оружия, патронов и специальных средств.
Установив данные обстоятельства, заместитель начальника управления – начальник ЦЛРР Управления Росгвардии по Чувашской Республике признал М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, с указанными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из имеющихся в деле объяснений М. следует, что хранение патронов россыпью в металлическом шкафе с толщиной стенок 2 мм, признается им в качестве нарушения приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, однако о характеристиках выделенного ему для хранения боеприпасов оружейного шкафа он не знал.
В судебном заседании М. пояснил, что в силу своих должностных полномочий он не отвечает за уровень материально-технического оснащения комнат для хранения оружия и вынужден при исполнении служебных обязанностей использовать для хранения патронов лишь те металлические шкафы, которые имеются в наличии.
Вышеуказанные объяснения М. о вынужденном хранении патронов в металлическом шкафе с толщиной стенок 2 мм в отсутствие металлических шкафов с иными характеристиками надлежащей оценки должностным лицом не получили.
Поскольку материалы дела не содержат каких бы то ни было доказательств наличия на станции Тюрлема Казанского отряда межведомственной охраны металлических шкафов и ящиков, толщиной стенок 3 мм, что могло бы свидетельствовать о произвольном выборе со стороны начальника стрелковой команды места хранения патронов в пользу места, заведомо не соответствующего требованиям пункта 166 Инструкции № 288, в условиях, когда сам М. не является ответственным за материально-техническое оснащение комнат для хранения оружия, выводы о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, не соответствуют принципам справедливости и законности.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 года N 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта.
В соответствии п. 19 указанного Положения перечень работников ведомственной охраны, обеспечиваемых в установленном порядке огнестрельным оружием, патронами к нему и специальными средствами, а также инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему утверждаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Приказом Росжелдора от 24 мая 2011 года N 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2011 N 21272) (далее - Инструкция N 232).
Указанная инструкция в соответствии с ее пунктом 1.2 устанавливает единый порядок учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему в федеральном государственном предприятии «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Пунктом 3.7 Инструкции N 232 установлено, что оружие и патроны должны храниться в металлических шкафах (сейфах), толщина стенок которых должна быть не менее 2-х мм с надежным внутренним или навесным замком, опечатанными мастичными печатями или пломбами, образцы которых должны находиться на стенде документации.
Таким образом, содержание вышеуказанного пункта Инструкции противоречит пункту 166 Инструкции № 288 в части требований к минимальной толщине стенок металлических шкафов, используемых для хранения патронов.
В условиях, когда Федеральное агентство железнодорожного транспорта, во исполнение пункта 19 Постановления Правительства РФ от 27.06.2009 N 540 утвердив Инструкцию № 232, фактически создало юридическую коллизию, при которой начальник стрелковой команды М., оказался в ситуации необходимости исполнения требований двух противоречащих друг другу актов, обладающих нормативными свойствами, будучи при этом обеспеченным металлическими шкафами для хранения патронов к оружию, соответствующими требованиям лишь одного из них.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии его вины в нарушении правил хранения патронов, что является основанием для прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление заместителя начальника управления – начальника ЦЛРР Управления Росгвардии по Чувашской Республике – Чувашии ФИО1 от о назначении начальнику стрелковой команды станции Тюрлема Казанского отряда межведомственной охраны М. административного наказания по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии путем подачи жалобы через Козловский районный суд.
Судья Ефимов О.Н.
Решение12.07.2022