РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Нижнеудинск 23 мая 2022 года
Судья Нижнеудинского городского суда Иркутской области Богданов Д.Ю., рассмотрев дело №12-65/2022 по жалобе должностного лица Ширгазина Д.С. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора Муниципального казенного учреждения «Центр комплексного обслуживания» Ширгазина Д.С., вынесенное 16.06.2021 государственным инспектором труда Скоскиной О.А.,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным государственным инспектором труда Скоскиной О.А. 16.06.2021 директор Муниципального казенного учреждения «Центр комплексного обслуживания» (далее по тексту (МКУ «ЦКО») Ширгазин Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Ширгазин Д.С. обратился в Нижнеудинский городской суд с жалобой, в которой просит постановление от 16.06.2021 отменить. В обоснование жалобы указал, что главным распорядителем бюджетных средств является администрация Алзамайского муниципального образования. Вопрос о несвоевременности выплаты заработной платы постоянно выносился на обсуждение на планерных совещаниях при администрации. В недоведении бюджетных ассигнований на выплату заработной платы до МКУ «ЦКО» его вины нет. Своевременность и полнота финансирования зависит от главного распорядителя бюджетных средств, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. На этапе составления проекта бюджета Алзамайского муниципального образования были известны все сведения об объёмах необходимых бюджетных ассигнований для МКУ «ЦКО». При поступлении от главного распорядителя бюджетных средств на лицевой счет МКУ «ЦКО», перечисление заработной платы работником производится незамедлительно. Фактов несвоевременной выплаты заработной платы по вине директора не было, иного материалы дела не содержат. МКУ «ЦКО» неоднократно обращались с просьбой о финансировании заработной платы, но лимитов бюджетных средств не имелось. В постановлении указано, что к ответственности привлекается Ширгазин Д.С. как физическое лицо, а не должностное лицо, что является процессуальным нарушением.
Ширгазин Д.С. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные пояснения, согласно которым поддерживает доводы жалобы. МКУ «ЦКО» не является главным распорядителем бюджетных средств бюджета Алзамайского Муниципального образования, является лишь получателем бюджетных средств. Фонд заработной платы МКУ «ЦКО» формируется и выплачивается из средств местного бюджета. В недоведении бюджетных ассигнований на выплату заработной платы до МКУ «ЦКО» его вины нет. При поступлении средств на выплату заработной платы МКУ «ЦКО» незамедлительно выплачивали средства работникам. В постановлении по делу об административном правонарушении указано, что к ответственности привлекается Ширгазин Д.С. как физическое лицо, а не должностное лицо.
Изучив материалы дела об административном правонарушении номер обезличен, жалобу Ширгазина Д.С., письменные пояснения Ширгазина Д.С., прихожу к следующим выводам.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 16.06.2021 Нижнеудинской межрайонной прокуратурой организована проверка по поступившей информации из администрации Алзамайского МО о нарушении трудовых прав и иным вопросам. Проверкой установлено, что в ноябре-декабре 2020 года в МКУ «ЦКО» всего осуществляет трудовую деятельность 23 работника. В нарушение ст.22, ч.6 ст. 136 ТК РФ директор МКУ «ЦКО» Ширгазин Д.С. допустил задолженность по заработной плате перед 23 работниками за период с дата обезличена по дата обезличена в общем размере 364 342, 45 руб. Указанная задолженность погашена лишь дата обезличена. Задолженность по заработной плате перед 23 работниками учреждения за период с дата обезличена по дата обезличена составляет 572342, 45 рублей. Задолженность по заработной плате перед 23 работниками учреждения за период с дата обезличена по дата обезличена, с 05.12. по дата обезличена составляет <данные изъяты> рублей. В связи с этим в действиях директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неуплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Частью 6 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положениям ст.136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором.
В подтверждение виновности должностного лица - директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. в совершении указанного административного правонарушения представлены следующие материалы дела:
-постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное Нижнеудинским межрайоным прокурором дата обезличена,
-распоряжение главы Алзамайского МО номер обезличен-р о назначении на должность директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. с дата обезличена,
-приложение номер обезличен «Информация о наличии задолженности по заработной плате за ноябрь 2020 года, которое не заверено надлежащим образом,
-приложение номер обезличен «Информация о наличии остатков на счета Алзамайского МО по состоянию на дата обезличена и дата обезличена, а также поступление доходов в бюджет Алзамайского МО за ноябрь-декабрь 2020 г.», которое не заверено надлежащим образом,
-приложение номер обезличен «Информация о произведенных расходах за ноябрь-декабрь 2020 года», которое не заверено надлежащим образом,
-приложение номер обезличен «Безвозмездные поступления в бюджет Алзамайского МО», которое не заверено надлежащим образом,
-приложение номер обезличен «Размер годового фонда оплаты труда за 2020 год», которое не заверено надлежащим образом,
-отчет о финансировании заработной платы с начислениями на нее по состоянию на 22 число месяца - на дата обезличена- Алзамайское поселение, который не заверено надлежащим образом,
-отчет о финансировании заработной платы с начислениями на нее по состоянию на 10 число месяца - на дата обезличена- Алзамайское поселение, который не заверено надлежащим образом,
-ответ директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. на запрос в адрес Нижнеудинского межрайоного прокурора, согласно которому в соответствии с Бюджетным кодексом РФ МКУ «ЦКО» не является распорядителем бюджетных средств бюджета Алзамайского МО,
- копия приказа директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. номер обезличен от дата обезличена, согласно которому с дата обезличена заработная плата работникам выплачивается за первую половину 20-го числа, за вторую половину месяца - 5 числа следующего месяца,
-положение о правилах внутреннего трудового распорядка МКУ «ЦКО»
Иных доказательств виновности должностного лица - директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. не имеется.
Согласно п.18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3 ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В постановлении по делу об административном правонарушении от 16.06.2021 государственным инспектором труда Скоскиной О.А. не дана оценка письменным доводам должностного лица - директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. о том, что МКУ «ЦКО» не является главным распорядителем бюджетных средств бюджета Алзамайского Муниципального образования, является лишь получателем бюджетных средств, а также не дана оценка предоставленным доказательствам.
Государственным инспектором труда вынесено решение по представленным прокурором материалам. Оригиналы или надлежащим образом заверенные копии данных документом не истребованы и не исследованы при рассмотрении дела.
Так, решение принято государственным инспектором труда на основании приложения номер обезличен «Информация о наличии задолженности по заработной плате за ноябрь 2020 года, приложения номер обезличен «Информация о наличии остатков на счета Алзамайского МО по состоянию на дата обезличена и дата обезличена, а также поступление доходов в бюджет Алзамайского МО за ноябрь-декабрь 2020 г.», приложения номер обезличен «Информация о произведенных расходах за ноябрь-декабрь 2020 года», которое не заверено надлежащим образом, приложения номер обезличен «Безвозмездные поступления в бюджет Алзамайского МО», которое не заверено надлежащим образом, приложения номер обезличен «Размер годового фонда оплаты труда за 2020 год», которое не заверено надлежащим образом, отчета о финансировании заработной платы с начислениями на нее по состоянию на 22 число месяца - на дата обезличена- Алзамайское поселение, который не заверено надлежащим образом, отчета о финансировании заработной платы с начислениями на нее по состоянию на 10 число месяца - на дата обезличена- Алзамайское поселение, который не заверено надлежащим образом. Все приложения не подписаны и не заверены, не установлено, к какому документы относятся данные приложения, отчеты не подписаны и не заверены.
Согласно ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Постановление по делу об административном правонарушении от 16.06.2021 в отношении должностного лица - директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. не отвечает требованиям ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку в нем не указаны обстоятельства правонарушения, постановление не мотивированное, должностным лицом не исследованы доказательства, им не даны анализ и оценка.
В материалах дела отсутствует сведения о том, что 23 работниками за указные периоды работы несвоевременно выплачена заработная плата. Платежные ордера, расчетные листы о получении заработной платы работниками в указанный период, табели учета рабочего времени, пояснениями работников МКУ «ЦКО», другие документы, подтверждающие начисление заработной платы 23 работникам МКУ «ЦКО» и ее выплаты в нарушение установленных сроков в материалах дела отсутствуют.
Согласно ч.1 ст.161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно ч.7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Согласно п.1.3 Устава МКУ «ЦКО» учредителем учреждения являете Алзамайское муниципальное образование.
Согласно п.1.6 Устава учреждений е обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведённых до него бюджетных обязательств.
Согласно распоряжению главы Алзамайского МО Лебедева А.В. номер обезличен от дата обезличена Ширгазин Д.С. назначен на должность директора МКУ «ЦКО» с 09.11.2016.
Согласно приказу директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С.номер обезличен от дата обезличена, с дата обезличена заработная плата работникам выплачивается за первую половину месяца 20-го числа, за вторую половину месяца - 5 числа следующего месяца.
Признаю доводы должностного лица - директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. о том, что МКУ «ЦКО» не является главным распорядителем бюджетных средств бюджета Алзамайского Муниципального образования, является лишь получателем бюджетных средств, в связи с чем несвоевременное перечисление средств из бюджета Алзамайского Муниципального образования послужило причиной несвоевременной выплаты заработной платы работникам.
В соответствии со ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В силу ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные требования Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. не выполнены.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Согласно ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая положения ст.49 Конституции РФ, а также ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья полагает, что при указанных обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора МКУ «ЦКО» Ширгазина Д.С. от 16.06.2020 не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья
решил:
жалобу должностного лица Ширгазина Д.С. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Муниципального казенного учреждения «Центр комплексного обслуживания» Ширгазина Д.С., вынесенное 16 июня 2021 года государственным инспектором труда Скоскиной О.А., удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором труда Скоскиной О.А. в отношении должностного лица - директора Муниципального казенного учреждения «Центр комплексного обслуживания» Ширгазина Д.С. по ч.6 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением ему наказания в виде предупреждения, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить в связи с отсутствием в действиях должностного лица - директора Муниципального казенного учреждения «Центр комплексного обслуживания» Ширгазина Д.С. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения, с принесением жалобы через Нижнеудинский городской суд Иркутской области.
Судья: Д.Ю. Богданов