ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-660/2021 от 12.07.2021 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

№ 12-660/2021

43RS0002-01-2021-003295-74

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров, ул. Московская, 70 12 июля 2021 года

Мотивированное решение оглашено 12.07.2021.

Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Мильчакова С.А.,

с участием представителя Акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» Зоновой О.С., Холкиной Е.Г.,

рассмотрев жалобу директора Акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» Макурова Сергея Анатольевича на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Безденежных М.А. от 05.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» Макурова Сергея Анатольевича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Безденежных М.А. о назначении административного наказания № 13-26/11-21 по делу № 02-13/148-21 от 05.05.2021 директор Акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» (далее по тексту АО «КЗОЦМ») Макуров Сергей Анатольевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10.000 руб.

На указанное выше постановление директором АО «КЗОЦМ» подана жалоба, в которой он просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе указано, что с вменяемым правонарушением он не согласен, т.к. в соответствии с действующим законодательством, нормируется негативное воздействие на окружающую среду. При этом, видом негативного воздействия является размещение отходов. Само по себе образование отходов не является видом негативного воздействия на окружающую среду.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются в отношении лиц, образующих отходы, для целей нормирования количества размещаемых отходов, способных оказать вредное воздействие на качественное состояние окружающей среды. При этом, нормативы образования отходов в качестве самостоятельного норматива допустимого воздействия (без лимитов на размещение) не устанавливаются.

Образование отходов, которые не подлежат размещению, не является нарушением действующего законодательства. С учетом указанных обстоятельств, считает, что в материалах проверки не имеется каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель директора АО «КЗОЦМ» Макурова С.А., по доверенности Зонова О.С. и Холкина Е.Г., в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Так же просили, что в случае, если суд сочтет о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, то применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Представитель Западно-Уральского межрегионального Управлении Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв, из которого следует, что доводы директора АО «КЗОЦМ» Макурова С.А. не состоятельны, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Со стороны Макурова С.А. не представлено доказательств невиновности, либо иных доказательств незаконности и необоснованности вынесенного постановления. Вынесенное постановление является законным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Просит оставить оспариваемое постановление без изменения, а жалобу Макурова С.А. – без удовлетворения.

Выслушав представителя Макурова С.А., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1-3 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Согласно п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ, юридическим лицам, осуществляющим деятельность на объектах I категории, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что в 14 час. 00 мин. 17.03.2021 по результатам плановой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства АО «КЗОЦМ», осуществляющего деятельность на объекте Код 33-0143-000086-П, расположенного по адресу: <адрес>, установлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Объект HBOC: ОАО «КЗОЦМ» 18 - 33-0143-000086-П, I-я категория объекта, категория риска - 2 (Высокая), место нахождения: <адрес> включен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № CCOFPV41 от 27.02.2018.

АО «КЗОЦМ» осуществляет производственную деятельность, в результате которой образуются отходы I - V классов опасности.

По данным статистического отчета по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020 и данным учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 2020 на предприятии образовалось: 18.3 т. отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязнённые ФККО 4 34 110 02 29 5, передано для утилизации 18,3 т. (2,0 т. в 1 квартале 2020 года, 2,6 т. во 2 квартале 2020, 6,3 т. в 3 квартале 2020); 5 т. отходы полипропиленовой тары незагрязнённой ФККО 4 34 120 04 51 5, передано для утилизации 5 т. (1,3 т. в 1 квартале 2020 года, 2,1 т. в 3 квартале 2020 года).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для данных видов отходов не установлены.

В соответствии с п. 3.1 Программы производственного экологического контроля АО «КЗОЦМ», утвержденной директором АО «КЗОЦМ» Макуровым С.А. 20.10.2020 «Перечень видов отходов, образующихся в процессе хозяйственной и/или иной деятельности образуется 35 вида отходов I - V классов опасности, включая: отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязнённые ФККО 4 34 110 02 29 5; отходы полипропиленовой тары незагрязнённой ФККО 4 34 120 04 51 5.

Согласно справке АО «КЗОЦМ» от 24.02.2021 № З-31 в 2020 проведена инвентаризаций отходов производства и потребления. В результате чего выявлено два вида отхода: отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, ФККО 4 34 110 02 29 5, отходы полипропиленовой тары незагрязненной, ФККО 4 34 120 04 51 5.

С целью дальнейшей подготовки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) учет в части обращения с данными видами отходов осуществлялся в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом МПР РФ № 721 от 01.09.2011.

Данные отходы являются отходами пятого класса опасности и передаются с целью утилизации в сторонние организации: ООО «Кремль-плюс» и ООО «Вторма».

Для разработки нового ПНООЛР и согласования расчета нормативов образования отходов требуются финансовых затраты, которые были запланированы на 2021.

Таким образом, АО «КЗОЦМ» осуществляет производственную деятельность, в результате которой образуются отходы - отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязнённые ФККО 4 34 ПО 02 29 5, отходы полипропиленовой тары незагрязнённой ФККО 4 34 120 04 51 5 без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Указанные действия являются нарушением ч. 1, 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

В совокупности материалы административного дела полностью устанавливают вину должностного лица: директора АО «КЗОЦМ» Макурова С.А. в совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Указанные доказательства оценены государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Безденежных М.А. в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. При рассмотрении дела государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора пришел к выводу о наличии в действиях директора АО «КЗОЦМ» состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, им вынесено постановлении о назначении директору АО «КЗОЦМ» Макурову С.А. административного наказания в виде административного штрафа в размере 10.000 руб. При назначении наказания учтены все обстоятельства по делу, наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено. Каких-либо существенных противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности АО «КЗОЦМ» в совершении правонарушения, предусмотренного статьей ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не усматривает.

Пояснения представителя заявителя, данные в ходе рассмотрения дела, не свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения, в силу действующего законодательства.

Согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 18 вышеназванного ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Таким образом, законодательно закреплено установление нормативов образования отходов для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.

П. 6, п. 7 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются единым документом - комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143.. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на период действия комплексного экологического разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления комплексного экологического разрешения, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143.

Согласно п. 3 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории.

Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Обращение с отходами подразумевает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Таким образом, не все отходы подлежат размещению на объектах размещения отходов, однако в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ нормативы образования отходов устанавливаются для каждого вида отхода.

Отсутствие установленных нормативов образования отходов АО «КЗОЦМ» - отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязнённые ФККО 4 34 110 02 29 5, отходы полипропиленовой тары незагрязнённой ФККО 4 34 120 04 51 5 образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как верно указано административным органом объектом правонарушений в области охраны окружающей среды является стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований в части отсутствия установленных нормативов образования отходов. Несоблюдение требований природоохранного законодательства нарушает не только права и законные интересы, но и право на безопасные условия проживания и благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.

Доводы жалобы не опровергают наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд также не находит оснований для признания административного правонарушения малозначительным и снижения размера административного штрафа.

В связи с изложенным, суд находит постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Безденежных М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора АО «КЗОЦМ» Макурова С.А., обоснованным и справедливым, вынесенным на основании тщательно исследованных доказательств, не находя оснований для удовлетворения жалобы директора АО «КЗОЦМ» Макурова С.А.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Безденежных М.А. от 05 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» Макурова Сергея Анатольевича - оставить без изменения, а жалобу директора Акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» Макурова Сергея Анатольевича без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья С.А. Мильчакова