ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-661/19 от 14.10.2019 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-661/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобам на постановления об административном правонарушении

424028

г. Йошкар-Ола 14 октября 2019 года

ул. Баумана д. 91-А

Судья Йошкар - Олинского городской суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием Торощина А.А. - Ковиной Н.В.,

представителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Боева О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе Торощина А.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Кропотовой Е.Г. от 30 августа 2019 года, которым

Торощин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес><адрес>, исполнявший обязанности министра финансов Республики Марий Эл на момент совершения административного правонарушения, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшийся,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Кропотовой Е.Г. от 30 августа 2019 года Торощин А.А., как должностное лицо, привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Торощин А.А. обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что условия предоставления бюджетных кредитов определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 1567 «Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год» (в части кредита 2015 года) и пунктом 5 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1482 (далее - Правила), а также соглашениями о предоставлении указанных бюджетных кредитов.

Кредит, который был привлечен в 2015 году, предоставлялся в целях финансирования дефицита бюджета, и в соглашении о предоставлении указанного кредита условия по уровню долга и размеру дефицита бюджета отсутствуют.

В части параметров государственного долга по кредитам, привлеченным в 2017 году Правилами установлены следующие условия:

поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к 1 января 2018 г. до уровня не более 60 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 год, к 1 января 2019 г. - до уровня не более 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год;

обеспечение на 1 января 2018 г., на 1 января 2019 г., на 1 января 2020 г., на 1 января 2021 г. и на 1 января 2022 г. неувеличения показателя соотношения объема государственного долга субъекта Российской Федерации к объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 - 2021 годы соответственно по сравнению с показателем на 1 января 2017 г. - для субъекта Российской Федерации, объем государственного долга которого на 1 января 2017 г. составил более 50 процентов суммы доходов бюджета этого субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год.

Указанные показатели Республики Марий Эл по итогам 2018 года были выполнены.

По кредитам, полученным в 2017 году, дополнительными соглашениями, подписанными в декабре 2017 года, в соответствии с которыми была проведена реструктуризация задолженности, предусмотрено, что отдельные пункты соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, в том числе и те, которыми были установлены требования к уровню государственного долга, не подлежат исполнению заемщиком (пункт 7 дополнительных соглашений).

Условия по уровню долговой нагрузки, которые не были достигнуты по итогам 2018 года, установлены в связи с реструктуризацией задолженности по бюджетным кредитам, о чем и указано в пункте 4 дополнительных соглашений. Указанные условия установлены в соответствии с пунктом 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1531.

В соответствии со ст. 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации под реструктуризацией государственного долга понимается основанное на соглашении изменение условий исполнения обязательств (погашения задолженности), связанное с предоставлением отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, изменением объемов и (или) сроков уплаты процентов и (или) иных платежей, предусмотренных действующими договорами (соглашениями) и иными документами, из которых вытекают указанные обязательства.

Кроме того, условия реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам принимались республикой по времени уже после получения бюджетных кредитов, что также исключает возможность приравнивать их к условиям предоставления бюджетного кредита.

Таким образом, реструктуризация государственного долга по своей правовой природе не является предоставлением бюджетного кредита, а значит несоблюдение условий ее проведения не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.15.2 КоАП Российской Федерации.

Кроме того, Торощин А.А. не может являться субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.15.2 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 г. № 42-3 «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл» Министерство финансов Республики Марий Эл осуществляет государственные заимствования от имени Республики Марий Эл. Все права и обязанности по соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов, соглашениям о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, возникают у Республики Марий Эл, а не у Министерства финансов Республики Марий Эл.

Верхний предел государственного долга Республики Марий Эл, объемы привлечения и погашения логовых обязательств Республики Марий Эл определяются законом о республиканском бюджете Республики Марий Эл (статьи 110.1, 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Министерство финансов Республики Марий Эл в пределах своей компетенции от имени Республики Марий Эл осуществляет привлечение и погашение государственных долговых обязательств в соответствии с параметрами, утвержденными законом о республиканском бюджете. Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» принят Государственным Собранием Республики Марий Эл.

По условиям подписанных дополнительных соглашений о реструктуризации по итогам 2018 года республика была обязана обеспечить долговую нагрузку на республиканский бюджет Республики Марий Эл на уровне 84%, по рыночным обязательствам - 42 %, для чего необходимо сформировать профицит бюджета в размере 856 млн. рублей и направить его на погашение долговых обязательств.

По состоянию на сентябрь 2018 года в соответствии с прогнозом поступления доходов в республиканский бюджет Республики Марий Эл до конца 2018 года уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2019 года прогнозировался в размере 92,1 %, по рыночным обязательствам - 50,3 %. Для достижения установленных соглашениями параметров по объему государственного долга республики в 2018 году по уточненным данным республике необходимо было сократить расходы республиканского бюджета Республики Марий Эл на 1217 млн. рублей и высвободившиеся средства направить на погашение рыночных долговых обязательств.

Таким образом, исполнение условий соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в 2018 году невозможно было произвести без внесения соответствующих изменений в закон о республиканском бюджете на 2018 год, в том числе, и в части изменения основных характеристик бюджета.

В соответствии со статьей 74 Конституции Республики Марий Эл Министерство финансов Республики Марий Эл не обладает правом законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Марий Эл.

В судебное заседание Торощин А.А., надлежаще извещенный не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.

Защитник Ковина Н.В. поддержала доводы и требования жалобы.

Представитель УФК по Республике Марий Эл Боев О.Л., полагает, что оснований для отмены постановления не имеется, постановление является законным и обоснованным.

Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, дополнительные материалы, проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ, нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из материалов дела, проверкой выполнения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, заключенных в 2017-2018 годах, за 2018 год в Министерстве финансов Республики Марий Эл (далее - Минфин Республики Марий Эл), проведенной с 25 июня по 12 июля 2019 года (акт от 12 июля 2019 года), установлено неисполнение предельных значений по объему государственного долга долговых обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам на 01 января 2019 года.

В соответствии с Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года №1531 (далее - Правила проведения в 2017 году реструктуризации обязательств №1531), в 17-2018 годах между Минфином России и Минфином Республики Марий Эл заключены дополнительные соглашения от 26 декабря 2017 года и от 29 декабря 2018 к соглашению о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл от 21 декабря 2015 года ; от 26 декабря 2017 года и от 29 декабря 2018 года к Соглашению от 13 июля 2017 года ; от 29 декабря 2017 года и 29 декабря 2018 года к Соглашению от 25 декабря 2017 года .

Согласно пункту 2 дополнительных соглашений, обязательства (задолженность) заемщика по Соглашениям от 21 декабря 2015 года в сумме 755 466 000 рублей, от 13 июля 2017 года в сумме 3 389 695 000 рублей, от 25 декабря 2017 года в сумме 2 137 652 000 рублей консолидируются и представляют собой реструктурированную задолженность. Всего реструктурированная задолженность составила 6 282 813 000 рублей.

Подпунктом В. пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств № 1531, подпунктом В. пункта 4 дополнительных соглашений от 26 декабря 2017 года и от 29 декабря 2017 года установлено, что Минфин Республики Марий Эл обязан обеспечить на 01 января 2019 года долю общего объема государственного долга не более 84% суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год, в том числе долю общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 42% суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.

Согласно данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317) на ДД.ММ.ГГГГ доходы республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений составили 15 529 318 671,04 рублей.

В соответствии с Реестром государственных долговых обязательств Республики Марий Эл по состоянию на 01 января 2019 года государственный долг Республики Марий Эл составлял 13 283 837 686,64 рублей, объем долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам составил 7 181 180 050 рублей.

Проверкой установлено, что доля общего объема государственного долга Республики Марий Эл на 01 января 2019 года составила 86% (13 283 837 686,64 / 15529 318 671,04 х 100%) или предельные значения превышены на 2%; доля общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл по кредитам кредитных организаций и ценным бумагам по состоянию на 01 января 2019 года составила 46% (7 181 180 050 / 15 529 318 671,04 х 100%) или предельные значения превышены на 4%.

Минфином России на основе данных годового отчета об исполнении консолидированного бюджета и данных долговых книг на 01 января 2019 года проведен мониторинг выполнения Республикой Марий Эл основных параметров дополнительных соглашений о проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, по результатам которого отмечено превышение предельных значений, установленных дополнительными соглашениями по отношению к государственному долгу и долговым обязательствам в виде государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и кредитов, полученных субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

Согласно письму Минфина России от 13 мая 2019 года за подписью первого заместителя министра финансов Российской Федерации в адрес Главы Республики Марий Эл, по результатам проведенного Минфином России мониторинга превышение предельных значений составило: доли общего объема государственного долга Республики Марий Эл - 2% или 239 млн. рублей; доли общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл по кредитам кредитных организаций и ценным бумагам - 4% или 659 млн. рублей.

Согласно расчету Минфина России, с учетом пункта 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств № 1531, общий объем досрочного погашения Республикой Марий Эл в срок до 1 июля текущего года задолженности по бюджетным кредитам за неисполнение предельных значений составил 489 381,5 тыс. рублей.

Таким образом, Минфином Республики Марий Эл нарушены подпункт В. пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств, подпункт В. пункта 4 дополнительных соглашений от 26 декабря 2017 года и от 29 декабря 2017 года и допущено в 2018 году невыполнение условий предоставления бюджетных кредитов по Соглашениям от 21 декабря 2015 года , от 13 июля 2017 года , от 25 декабря 2017 года с учетом дополнительных оглашений к ним от 26 декабря 2017 года и от 29 декабря 2017 года .

Минфином Республики Марий Эл произведено досрочное погашение задолженности по бюджетным кредитам за неисполнение предельных значений перечислением на счет Минфина России средств в сумме 489 381 500 рублей по платежным поручениям от 25 июня 2019 года: в сумме 60 564 600 рублей по Соглашению от 21 декабря 2015 года ; в сумме 257 444 400 рублей по Соглашению от 13 июля 2017 года ; в сумме 171 372 500 рублей по Соглашению от 25 декабря 2017 года .

Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда ф. 0503317) на 01 января 2019 года подписан временно исполняющим обязанности министра финансов Республики Марий Эл Торощиным А.А.

Согласно норм статьи 11 БК РФ, Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 93.3 БК РФ, бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете.

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств № 1531, которые устанавливают порядок проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, меры ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации условий реструктуризации и обязательств, включенных в дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов, реструктуризации подлежит задолженность по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, срок погашения которых наступает в 2018 - 2019 и 2021 - 2022 годах.

Согласно пункта 4 указанных Правил, реструктуризация оформляется дополнительными соглашениями к действующим соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе в целях погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и кредитам, полученным субъектами Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предусматривающими в том числе изменение графика погашения задолженности по бюджетным кредитам и меры ответственности (далее соответственно - действующее соглашение, дополнительное соглашение, должник). Задолженность по бюджетным кредитам признается реструктурированной с даты подписания обеими сторонами дополнительного соглашения.

Дополнительные соглашения заключаются в соответствии с формой, определяемой Министерством финансов Российской Федерации и содержащей установленные настоящими Правилами требования и обязательства должника.

В соответствии с подпунктом В пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств № 1531, реструктуризация проводится при условии принятия должником обязательств, подлежащих включению в дополнительные соглашения: обеспечение субъектами Российской Федерации, у которых показатель доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2017 г. составил более 140 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2018 г. не более 140 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 год, на 1 января 2019 г. не более 120 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год, на 1 января 2020 г. не более 100 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, а также ежегодного снижения на 1 января 2021 г., на 1 января 2022 г., на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г. и на 1 января 2025 г. не менее чем на 2 процента показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 - 2024 годы соответственно.

Обеспечение субъектами Российской Федерации, у которых показатель доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2017 г. составил от 100 до 140 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, по состоянию на 1 января 2018 г. выполнения показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации, предусмотренного действующими соглашениями, на 1 января 2019 г. снижения общего объема государственного долга субъекта Российской Федерации не менее чем на 2 процента в относительном выражении к показателю на 1 января 2018 г. и достижения на 1 января 2020 г. доли государственного долга субъекта Российской Федерации не более 100 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, а также ежегодного снижения на 1 января 2021 г., на 1 января 2022 г., на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г. и на 1 января 2025 г. не менее чем на 2 процента показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 - 2024 годы соответственно.

Обеспечение субъектами Российской Федерации, у которых показатель доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2017 г. составил от 50 до 100 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, по состоянию на 1 января 2018 г. выполнения показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации, предусмотренного действующими соглашениями, а также ежегодного снижения на 1 января 2019 г., на 1 января 2020 г., на 1 января 2021 г., на 1 января 2022 г., на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г. и на 1 января 2025 г. не менее чем на 2 процента показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 - 2024 годы соответственно.

Обеспечение субъектами Российской Федерации, у которых показатель доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2017 г. составил менее 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, по состоянию на 1 января 2018 г. выполнения показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации, предусмотренного действующими соглашениями, на 1 января 2019 г. не более 50 процентов от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год, и дальнейшего неувеличения на 1 января 2020 г., на 1 января 2021 г., на 1 января 2022 г., на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г., на 1 января 2025 г. указанного показателя.

Обеспечение субъектами Российской Федерации с долей дотаций из федерального бюджета в региональных бюджетах в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет более 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации:

у которых показатель доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2017 г. составил более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2018 г. не более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 год, на 1 января 2019 г. не более 60 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год, на 1 января 2020 г. не более 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, а также ежегодного снижения на 1 января 2021 г., на 1 января 2022 г., на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г. и на 1 января 2025 г. не менее чем на 2 процента доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 - 2024 годы соответственно;

у которых показатель доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2017 г. составил от 60 до 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, ежегодного снижения не менее чем на 2 процента доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений и достижения доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2020 г. не более 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, а также ежегодного снижения на 1 января 2021 г., на 1 января 2022 г., на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г. и на 1 января 2025 г. не менее чем на 2 процента доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 - 2024 годы соответственно;

у которых показатель доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2017 г. составил от 50 до 60 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, ежегодного снижения не менее чем на 1 процент объема государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений и достижения доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2020 г. не более 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, а также ежегодного снижения на 1 января 2021 г., на 1 января 2022 г., на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г. и на 1 января 2025 г. не менее чем на 2 процента доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 - 2024 годы соответственно;

у которых показатель доли государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января 2017 г. составил менее 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, исполнения обязательств, предусмотренных абзацем четвертым настоящего подпункта.

При таких обстоятельствах, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о том, что в действиях ТорощинаА.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ.

В соответствие со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с Указом Главы Республики Марий Эл от 13 июня 2018 года на Торощина А.А. возложено временное исполнение обязанностей министра финансов Республики Марий Эл.

Согласно Положения о Министерстве финансов Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 января 2008 г. №4 «Вопросы Министерства финансов Республики Марий Эл», Министерство финансов Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов Республики Марий Эл.

В соответствии с пунктом 12 Положения о Министерстве финансов Республики Марий Эл, Министр финансов Республики Марий Эл осуществляет общее руководство деятельностью Министерства финансов Республики Марий Эл на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Министерством финансов Республики Марий Эл задач.

Факт совершения Торощиным А.А. административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 23 августа 2019 года; соглашением от 21 декабря 2015 года , соглашением от 13 июля 2017 года , соглашением от 25 декабря 2017 года ; дополнительным соглашением от 26 декабря 2017 года и от 29 декабря 2018 к соглашению от 21 декабря 2015 года ; дополнительным соглашением от 26 декабря 2017 года и от 29 декабря 2018 года к Соглашению от 13 июля 2017 года ; дополнительным соглашением от 29 декабря 2017 года и дополнительным соглашением 29 декабря 2018 года к Соглашению от 25 декабря 2017 года ; реестром государственных долговых обязательств Республики Марий Эл по состоянию на 01 января 2019 года; отчетом об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; письмом от 13 мая 2019 года и другими материалами дела.

Доводы заявителя, что реструктуризация государственного долга по своей правовой природе не является предоставлением бюджетного кредита, а значит несоблюдение условий ее проведения не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ, признаются не состоятельными.

Так, в соответствии со статьей 306.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушение условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе использование соответствующих средств бюджета на цели, не предусмотренные правовым актом (договором), являющимся основанием для предоставления указанных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, и (или) платы за пользование ими и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Реструктуризация государственного долга проведена в соответствии с дополнительными соглашениями именно к Соглашениям о предоставлении бюджету Республики Марий Эл бюджетного кредита из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл.

Доводы жалобы о том, что исполнение условий соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в 2018 году невозможно было произвести без внесения соответствующих изменений в закон о республиканском бюджете на 2018 год, в том числе, и в части изменения основных характеристик бюджета, отклоняются.

Согласно Положения о Министерстве финансов Республики Марий Эл, Министерство финансов Республики Марий Эл организует составление и составляет проект республиканского бюджета Республики Марий Эл, представляет его в Правительство Республики Марий Эл; исполняет республиканский бюджет Республики Марий Эл в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами бюджетного законодательства; устанавливает порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл, осуществляемый главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Марий Эл; осуществляет управление доходами, расходами и источниками финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл; устанавливает порядок исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл по расходам;

Вместе с этим, совершенное правонарушение нельзя признать и малозначительным, поскольку состав предъявленного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.2 КоАП РФ, является формальным и окончен с момента нарушения требований, установленных бюджетным законодательством. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, государственное регулирование в этой области обусловлено важностью единой государственной бюджетной политики и влияет на устойчивость бюджетной системы Российской Федерации в целом, что имеет повышенное общественно значение.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, не нахожу оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что обжалуемое постановление вынесено с соблюдением процессуальных требовании, является законным, обоснованным, вынесенное с учетом характера совершенного правонарушения и личности виновного.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Кропотовой Е.Г. от 30 августа 2019 года о признании и.о. министра финансов Республики Марий Эл Торощина А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, жалобу Торощина А.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов