№ 12-662/2020 (24RS0056-01-2020-004603-52)
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск «18» сентября 2020 года
ул.Коммунистическая, 1
Судья Центрального районного суда города Красноярска Агапова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № заместителя руководителя Красноярского УФАС России ФИО13 от 09.06.2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя комиссии заместителя руководителя Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» ФИО1,
установил:
Постановлением № заместителя руководителя Красноярского УФАС России ФИО14 от 16.12.2019 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 06.05.2020 года постановление № заместителя руководителя Красноярского УФАС России ФИО15 от 09.06.2020 года – отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Красноярский УФАС России.
Постановлением №024/04/7.30-2434/2020 заместителя руководителя Красноярского УФАС России ФИО16 от 09.06.2020 года, председатель комиссии заместителя руководителя ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой, в которой поставлен вопрос о его отмене и прекращении производства по делу. Указывает, что согласно материалам дела, он, как член аукционной комиссии, якобы незаконно отказал в допуске к участию в электронном аукционе первую часть заявки ООО «<данные изъяты>», поскольку участник закупки указал сведения по показателю площадь световозвращающего элемента с одной стороны световозвращателя КД5-БК2 в нарушении ГОСТ Р 50971-2011. В постановлении установлено, что в техническом задании (приложение № 1 к проекту государственного контракта) указано, что световозвращатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 32866-2014. В силу пунктов 5.1.1 и 5.1.2 ГОСТ 32866- 2014 установлены требования к форме и цвету, а также размеру корпусов световозвращателей. В самом постановлении признается, что положения ГОСТ 32866-2014 не содержат требований к площади световозвращающего элемента с одной стороны световозвращателя, а также каких-либо формул вычисления такой величины. В данной ситуации в отношении показателей, требования к которым не предусмотрены в ГОСТ 32866-2014, но предусмотрены в иных нормативно-правовых актах, нужно руководствоваться этими актами. В разделе 2 аукционной документации имеется инструкция по заполнению заявки участником электронного аукциона, согласно последнего абзаца данной инструкции конкретные показатели не должны противоречить требованиям, установленным приложением № 4 к проекту государственного контракта. В приложении № 4 к проекту государственного контракта "Перечень нормативнотехнических документов, обязательных при осуществлении проектных и дорожных работ" определены нормативно-технические акты, которые должен соблюдать подрядчик в ходе выполнения работ. Так, в позиции №388 указан ГОСТ Р 50971-2011. Таким образом, при выполнении работ подрядчик обязан выполнять требования не только ГОСТ 32866-2014 (в части требований к указанным в нем показателям), но также и требования ГОСТ Р 50971-2011 (в части требований к иным показателям). В соответствии с окончанием таблицы А1 приложения А ГОСТ Р 50971-2011 установлено, что для световозвращателя КД5-БК2 площадь световозвращающего элемента должна быть не менее 50 см2. В заявке ООО "<данные изъяты>" была указана площадь световозвращающего элемента с одной стороны световозвращателя КД5-БК2 - 26,24 см2, что ниже чем 50 см2. Тем самым ООО "<данные изъяты>" нарушило требования ГОСТ Р 50971-2011 и требования последнего абзаца инструкции по заполнению заявки. На основании изложенного ООО "<данные изъяты>" предоставило сведения, что будет выполнять работы в нарушение ГОСТ Р 50971-2011 и условий контракта, тем самым комиссия приняла правильное решение об отклонении первой части заявки ООО "<данные изъяты>". По данному факту он предоставлял пояснения перед возбуждением административного производства, а также при повторном рассмотрении дела, но административный орган данные пояснения не принял во внимание, а просто их проигнорировал при принятии решения. В его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ. Просит отменить постановление от 09.06.2020 года и прекратить производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Представитель УФАС России по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем, полагаю возможным провести судебное заседание без участия указанных лиц.
В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям.
Прокурор возражал против доводов жалобы заявителя, указывая о законности и обоснованности вынесенного по делу постановления.
Заслушав в судебном заседании прокурора, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 (одного) процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Центрального района г. Красноярска проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства о закупках при реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства.
В ходе проверки установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.07.2019 года, составленному единой комиссией в составе: председателя комиссии ФИО1; заместителя председателя комиссии ФИО4; членов комиссии: ФИО5, ФИО6, заявка № ООО «<данные изъяты>» не допущена до участия в электронном аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ от 0504.2013 года, требованиям документации электронного аукциона, а именно: в позиции товара «световозвращатели» показатель «Площадь световозвращающего элемента с одной стороны световозвращателя 26,24» указан в нарушение пункта 5.1.2 ГОСТ 328662014; нарушение пункта 1.2 раздела 2 и приложения № документации об электронном аукционе, нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 ФЗ №44 –ФЗ от 0504.2013 года».
Протокол от 16.07.2019 года подписан единой комиссией, в составе которой действовал ФИО1
26.11.2019 года заместителем прокурора Центрального района г. Красноярска Кобелевым М.А. в отношении должностного лица – заместителя руководителя Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ – отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
09.06.2020 года заместителем руководителя Красноярского УФАС России ФИО18 вынесено обжалуемое постановление.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к описанию объекта закупки, установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований к описанию объекта закупки (в том числе, правил и ограничений или требований к форме его описания) законодательством о контрактной системе не предусмотрено и, учитывая, что пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику, при необходимости, излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, установлено, что раздел 2 документации содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкцию по ее заполнению, а именно: «Заявка должна состоять из двух частей.
1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В приложении №1 к проекту государственного контракта установлено «Техническое задание», в котором даны технические условия на дорожные ограждения, согласно которым конструкции ограждений должны быть оборудованы световозвращателями. Световозвращатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 32866-2014. Световозвращатели дорожные типа КД – 5, должны быть изготовлены из стали толщиной не менее 3 мм в соответствии с ГОСТ 32866-2014.
Таким образом, заказчик в документации указал, что световозвращатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 32866-2014.
Товары и их характеристики, которые необходимо указывать в первой части заявки, содержатся в приложении №2 документации об электронном аукционе и в инструкции по заполнению заявки».
В пункте 1.2.1 аукционной документации указано, что работы выполняются в соответствии с условиями, изложенными в проекте контракта и его приложениях (Приложение №1 к документации об электронном аукционе), с требованиями Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение №3 к проекту Контракта), Календарным графиком выполнения работ (Приложение №2 к проекту Контракта) и Техническим заданием (приложение №1 к проекту Контракта). Качество выполняемых работ должно быть не менее требуемых норм и значений на выполнение указанных видов работ, установленных законами Российской Федерации, нормативными актами, строительными и санитарными нормами и правилами, техническими регламентами, а также государственными стандартами, относящимся к выполнению видов работ, предусмотренных документацией об аукционе. Требования к безопасности работ и к их результату должны соответствовать условиям документации об аукционе. Результаты выполненных работ должны удовлетворять установленным настоящей документацией об аукционе требованиям, в том числе, по качеству и объему, а также требованиям, установленным контрактом (проект прилагается).
Приложение 2 к документации об электронном аукционе приведены характеристики показатели товара, используемые при выполнении работ.
В пункте 2 таблице заказчик устанавливает, что «Световозвращатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 32866-2014. Световозвращатели типа КД5».
Как указано в разделе 2 «Инструкция по заполнению заявки участником электронного аукциона» конкретные показатели не должны противоречить требованиям, установленным приложением №4 к проекту государственного контракта. Приложение № 4 к проекту государственного контракта является «Перечень нормативно-технических документов, обязательных при осуществлении проектных и дорожных работ» в данном Перечне установлены нормативно-технические акты, которые должен соблюдать подрядчик в ходе исполнения работ. В позиции № 863 установлен ГОСТ 32866-2014. Заместитель руководителя Красноярского УФАС России установил, что заказчиком дано прямое указание о соответствии «Световозвращателей» именно ГОСТ 32866-2014.
В силу пунктов 5.1.1, 5.1.2 ГОСТ 32866-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования» форма и цвет световозвращателей должны соответствовать указанным в таблице А. 1 (Приложение А). Размеры корпусов световозвращателей и световозвращающих элементов должны соответствовать рисункам Б.1 - Б.6 (Приложение Б).
При этом указанные положения ГОСТа не содержат требований к площади световозвращающего элемента с одной стороны световозвращателя, а также, каких-либо формул вычисления такой величины.
Заместитель руководителя Красноярского УФАС России считает возражения ФИО1 о применении ГОСТ Р 50971-2011 не состоятельным так как заказчиком в аукционной документации указано какому ГОСТ 32866-2014 должны соответствовать световозвращатели. Соответственно аукционная комиссия при рассмотрение заявок также должна руководствоваться аукционной документацией и установленными требованиями заказчика. Однако в указанном случае аукционная комиссия нарушила положена статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.07.20Г указано, что заявка № ООО «<данные изъяты>» не допущена до участия в электронном аукционе в виду следующего: «Несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона №44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п.2 ч.4 ст.67 44-ФЗ) Причина отказа: Несоответствие информации части 3 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 года требованиям документации электронного аукциона: в позиции товара «Световозвращатели» показатель «Площадь световозвращающего элемента с одной стороны световозвращателя 26,24» указан в нарушение пункта 5.1.2 ГОСТ 32866-2014. Нарушение пункта 1.2 раздела 2 и приложения №2 документации об электронном аукционе, нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 года».
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
не предоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно первой части заявки № ООО «<данные изъяты>», Общество указало следующие характеристики товара «Световозращатели: Ширина световозвращателя (между двумя кромками, перпендикулярными уровню дороги) - 105 мм. Ширина световозвращателя (длина перпендикулярной дороге кромки световозвращателя) 59 мм. Расстояние от края световозвращающего элемента до параллельного края световозвращателя 5 мм. Площадь световозвращающего элемента с одной стороны световозвращателя 26,24 см2.
Как указано в Техническом задании, заказчику необходимо указать следующие характеристики товаров: «Световозращатели - Ширина световозвращателя (между двумя кромками, перпендикулярными уровню дороги) от 100 до 105 мм. Ширина световозвращателя (длина перпендикулярной дороге кромки световозвращателя) от 59 до 65 мм. Расстояние от края световозвращающего элемента до параллельного края световозвращателя не более 5 мм. Площадь световозвращающего элемента с одной стороны световозвращателя не более 52,48 см2».
Согласно Инструкции по заполнению заявки, участником электронного аукциона в случае, если в Приложении 2 к документации о проведении электронного аукциона указаны максимальные (не более, менее, до, не выше, максимальное) и/или минимальные (не менее, более, от, свыше) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные «тире», «дефисом» - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания слов «не менее/не более», «менее/более», «максимальное допустимое», «минимальное значение», «от», «до», «тире», «дефис», «не выше», «свыше». Конкретные показатели не должны противоречить требованиям, установленным приложением № 4 к проекту государственного контракта.
Таким образом, предложенное в заявке значение показателя «Площадь светововзращающего элемента с одной стороны световозвращателя 26,24 см2», соответствует требованиям документации о проведении электронного аукциона.
В силу п.5.1.2 ГОСТ 32866-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования» размеры корпусов световозвращателей и световозвращающих элементов должны соответствовать рисункам Б.1 - Б.6 (Приложение Б).
При этом указанные положения ГОСТа не содержат требований к площади световозвращающего элемента с одной стороны световозвращателя, а также, каких либо формул вычисления такой величины.
Единая комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров.
Учитывая изложенное, предложенное в заявке значение показателя «Площадь световозвращающего элемента с одной стороны Участником аукциона ООО «<данные изъяты>» показатель - площадь световозвращающего световозвращателя 26,24 см2, соответствует требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Аукционная комиссия при рассмотрении заявок должна руководствоваться аукционной документацией и установленными требованиями заказчика, однако, в данном случае, комиссия нарушила положения статьи 67 Закона о контрактной системе.
Данные выводы подтверждаются имеющимся в материалах дела решением УФАС России по делу № от 24.07.2019 года, по результатам рассмотрения жалобы ООО «Точинвест Установка» на действия аукционной комиссии.
При таких обстоятельствах, должностное лицо административного органа правильно пришло к выводу о том, что в действиях ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежат должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временное или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Членам комиссии по осуществлению закупок, при выполнении своих обязанностей надлежит соблюдать требования действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на момент рассмотрения ими заявок, поступивших на участие в конкурсе.
Приказом от 13.08.2018 года № 137-П, создана Единая комиссия ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов, котировок, запросов предложений, в состав которой входит ФИО1
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от 16.07.2019 года следует, что ФИО1 подписал указанный документ.
Действия ФИО1, как должностного лица – председателя единой комиссии, выразившиеся в отказе в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления каких-либо неблагоприятных последствий.
Санкцией части 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Учитывая цену контракта, которая составляет 33 356 000, 00 руб., назначенное должностному лицу наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, является справедливым, соразмерным содеянному.
При рассмотрении настоящего дела судом, заявителем не представлено каких-либо документов, свидетельствующие о наличии смягчающих обстоятельств, подлежащих обязательному учету при назначении наказания ФИО1 за совершенное правонарушение, и при этом не учтенных при вынесении обжалуемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление № заместителя руководителя Красноярского УФАС России ФИО19 от 09.06.2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя комиссии заместителя руководителя Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» ФИО1, - оставить без изменения, а жалобу ФИО1, - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.
Судья Г.В. Агапова