ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-662/2021 от 07.12.2021 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

дело № 12-662/2021

УИД 91RS0002-01-2021-007459-59

РЕШЕНИЕ

07 декабря 2021 года г. Симферополь

Судья Киевского районного суда города Симферополя Серикова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГУП РК «Крымэкоресурсы» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополь Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 №10-82-216-ФР от 17.08.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении ГУП РК «Крымэкоресурсы»,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополь Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 №10-82-216-ФР от 17.08.2021 года ГУП РК «Крымэкоресурсы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ГУП РК «Крымэкоресурсы» подало в суд жалобу, в которой просит, постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Основные доводы жалобы сводятся к тому, что региональным оператором ГУП РК «Крымэкоресурсы» соблюдается территориальная схема потоков твёрдых коммунальных отходов, утверждённая Советом министров Республики Крым от 29.06.2020 г. № 375, действующих объектов обработки твердых коммунальных отходов, включенных в Территориальную схему в г. Симферополе не имеется, более того, в Территориальной схеме отсутствует объект обработки твёрдых коммунальных отходов ООО «ЭкоПром Крым». В рамках ТСОО предлагается на базе данного объекта предусмотреть строительство мусороперегрузочной станции с элементами сортировки для обслуживания г. Симферополя. То есть, такой объект еще не построен, а тем самым не может быть включен в вышеуказанную территориальную схему и соответственно принят к исполнению. ООО «ЭкоПром Крым» наряду с другими предприятиями, лишь включено в таблицу 7.4. территориальной схемы «Сведения о предприятиях, осуществляющих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности», в которой отражены данные о предприятиях имеющих лицензию на сбор, транспортирование отходов I-IV классов опасности, обработку, утилизацию отходов III-IV классов опасности.

В судебном заседании представитель ГУП РК «Крымэкоресурсы» ФИО2 доводы жалобы поддержал и пояснил, что действительно безвозмездный договор с ООО «ЭкоПром Крым» имел место, как экспериментальный, однако ООО «ЭкоПром Крым» не справлялось с выполнением обязанностей в полном объёме, последующее коммерческое предложение о заключении договора с ООО «ЭкоПром Крым» не представилось заключить, поскольку учредитель ГУП РК «Крымэкоресурсы» отказал в заключении сделки.

Иные лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещенные о рассмотрении дела в соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к обязанностям региональных операторов относится сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

В силу пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно Соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО на территории логистических зон (кластеров) Республики Крым № 1, 3, 4, 5, 6 от 12.07.2018, заключенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым с ГУП РК "Крымэкоресурсы", ГУП РК "Крымэкоресурсы" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Республики Крым.

Разделом I пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 4 Правил, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641"), региональный оператор обязан:

принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору;

обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.06.2020 №375 утверждена территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Крым (ТСОО). Существующая ТСОО включает в себя анализ сведений о действующих на территории Республики Крым объектах обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в адрес Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Южное Управление Росприроднадзора) от Генерального директора ООО «ЭкоПром Крым» ФИО3 поступило обращение о наличии признаков административного правонарушения в действиях юридического лица ГУП РК «Крымэкоресурсы». Из обращения следует, что региональным оператором ГУП РК «Крымэкоресурсы» фактически не исполняется территориальная схема обращения с отходами, получаемые отходы, размещаются на полигон ТКО, минуя объект обработки отходов в целях выделения из состава твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации, проведения сортировки, разборки и очистки.

22.06.2021 г. должностным лицом Южного Управления Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении № 10-82-216-ФР в отношении юридического лица ГУП РК «Крымэкоресурсы» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

В ходе проведения административного расследования установлено, что плановый срок ввода в эксплуатацию объекта - мусороперерабатывающая станция г. Симферополь с элементами сортировки отходов в 2021 году (таб. 10.1 (ст. 247) ТСОО).

Согласно договору на безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) от 27.01.2021 № 16з-16/21, заключенного между ООО «Экопром Крым» и ГУП РК «Крымэкоресурсы», услуги по обработке твёрдых коммунальных отходов осуществляет ООО «Экопром Крым», так исполнитель обязуется обработать ТКО IV-V класса опасности, образованных на территории г. Симферополь, на объекте обработки отходов расположенном по адресу: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, в районе ул. Жени Дерюгиной и ул. Кубанской с приложением актов сдачи-приёмки отходов прошедших обработку твердых коммунальных отходов. Срок действия договора с 01.02.2021 по 01.04.2021 г.

Между тем региональным оператором ГУП РК «Крымэкоресурсы» не исполняются требования утвержденной территориальной схемы обращения с отходам, получаемые отходы, размещаются на полигон ТКО, минуя объект обработки отходов ООО «ЭкоПром Крым», ввод в эксплуатацию которого подтверждается договором от 27.01.2021 № 16з-16/21, а также актами сдачи-приёмки отходов.

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления 10.08.2021 г. в отношении ГУП РК «Крымэкоресурсы» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица 17.08.2021 г. к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Проверяя дело об административном правонарушении по жалобе представителя общества, судья Киевского районного суда г. Симферополя соглашается с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, изложенными в постановлении от 17.08.2021 г.

Фактические обстоятельства совершения обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вывод должностного лица о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Деяние общества правильно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Доводы настоящей жалобы, в том числе о том, что общество не является субъектом административного правонарушения, отсутствует состав административного правонарушения, отсутствует объект ООО «ЭкоПром Крым» в Территориальной схеме и иные, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки Южного Управления Росприроднадзора, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ГУП РК «Крымэкоресурсы» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,-

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и г. Севастополь Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 №10-82-216-ФР от 17.08.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ГУП РК «Крымэкоресурсы» оставить без изменения, жалобу ГУП РК «Крымэкоресурсы» - без удовлетворения.

На решение может быть принесена жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья Серикова В.А.