ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-662/2021 от 25.10.2021 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-662/2021

РЕШЕНИЕ

25 октября 2021 года г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Богомолова Л.А.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой А.В.,

с участием защитника Н.Т.,

представителя ГУ МЧС России по Пермскому краю С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, составившего протокол об административном правонарушении - начальника отделения лицензионного контроля, организации контроля за оборотом пожарно-технической продукции и представления государственных услуг УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю В.Б. на постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г. Перми от Дата, которым в отношении директора ООО «Фокус СБ» В.А. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г. Перми от Дата в отношении директора ООО «Фокус СБ» В.А. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, начальник отделения лицензионного контроля, организации контроля, организации контроля за оборотом пожарно-технической продукции и представления государственных услуг УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю В.Б. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что в отношении ООО «Фокус СБ» проведена плановая выездная проверка, с целью контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В ходе проверки установлено, что директором ООО «Фокус СБ» В.А. допущены нарушения лицензионных требований, а именно: отсутствие у лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств. Деятельность осуществляется в жилом помещении (квартире) по адресу: .... По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от Дата по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Дата мировым судьей вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения. Мировой судья пришел к выводу, что нарушений со стороны ООО «Фокус- СБ» при использовании жилого помещения для осуществления лицензируемого вида деятельности не установлено, доказательств подтверждающих несоответствие арендуемого помещения по месту осуществления лицензируемого вида деятельности лицензионным требованиям в части невозможности его использования для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств не представлено. Требования о статусе помещения, используемого с целью осуществления профессиональной деятельности, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Согласно абз.2 п.3 ст. 288 ГК РФ, размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Пункт 2 статьи 671 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Требованиями п.1 ст.17 ЖК РФ установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Положением п.2 ст.17 ЖК РФ установлено, что использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается только проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Жилое помещение может использоваться для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности только с соблюдением требований, установленных частями 2, 3, 4 ст.17 ЖК РФ.

Директор ООО «Фокус СБ» В.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил письменные возражения.

ФИО1 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что осуществление деятельности в жилом помещении не может быть квалифицировано по ст.14.1 КоАП РФ, заключения Инспекции жилищного надзора в части нарушения требований жилищного законодательства отсутствует. Обществу выдана лицензия на осуществление деятельности именно по данному адресу, в связи с чем, отсутствует нарушение условий и требований, предусмотренных лицензией.

Представитель ГУ МЧС России по Пермскому краю С.Д. на доводах жалобы настаивал, пояснил, что с января 2021 года вступили в силу изменения в законодательстве, предусматривающие наличие у лицензиата помещений для осуществления деятельности, при этом данное помещение не должно быть жилым.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ определено, что лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с ч.1, 3 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования, в том числе: наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Согласно п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензированию подлежит в том числе деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, пунктом 4 которого в числе лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности указано наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств.

Из материалов дела следует, что ООО «Фокус СБ» зарегистрировано в качестве юридического лица, с Дата имеет лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в качестве места осуществления деятельности указан адрес: ....

Руководителем ООО «Фокус СБ» является В.А.

В ходе плановой выездной проверки, проведенной сотрудниками ГУ МЧС России по Пермскому краю в период с Дата по Дата по контролю за соблюдением лицензионных требований в области пожарной безопасности ООО «Фокус СБ» по адресу: ..., установлено, что лицензируемая деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется обществом в жилом помещении, о чем Дата составлен соответствующий акт проверки . Установлено, что отсутствие у лицензиата помещения по месту осуществлении лицензируемого вида деятельности, принадлежащее лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств (осуществляется использование жилого помещения для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств при осуществлении лицензируемого вида деятельности). Иных нарушений не установлено.

В подтверждение факта совершения правонарушения в материалы дела представлены: распоряжение о проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица от Дата; лицензия от Дата; решение участника общества о назначении директора; договор безвозмездного пользования квартирой от Дата; договор аренды квартиры от Дата; акт проверки от Дата с фототаблицей; извещение о явке для составления протокола об административном правонарушении; протокол об административном правонарушении от Дата.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора ООО «Фокус СБ» - В.А. протокола от 14.07.2021об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что В.А. как руководителю лицензиата как следует из содержания протокола вменено только осуществление лицензируемого вида деятельности в помещении, которое является жилым, нарушений при использовании данного помещения не установлено, В.А., как руководителю юридического лица, соответственно не вменено, доказательств не представлено, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается вынесение нового решения по существу дела, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения директора ООО «Фокус СБ» В.А. к административной ответственности истек, в связи с чем, за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности возможность правовой оценки действий директора ООО «Фокус СБ» В.А. на предмет наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, соблюдения порядка привлечения его к административной ответственности, утрачены.

При таком положении, с учетом невозможности в силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу было прекращено, основания для отмены постановления и удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Адрес от Дата, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Фокус СБ» В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, жалобу начальника отделения лицензионного контроля, организации контроля за оборотом пожарно-технической продукции и представления государственных услуг УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю В.Б. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья (подпись)

Копия верна. Судья Л.А. Богомолова