дело № 12-662/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Уфа, ул.А.Матросова, д.1 2 сентября 2022 г.
Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Добрянская А.Ш., рассмотрев жалобу ФГКОУ ВО УЮИ МВД России на постановление мирового судьи судебного участка № 8 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, в отношении федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2022 года ФГКОУ ВО УЮИ МВД России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением мирового судьи, начальник ФГКОУ ВО УЮИ МВД России Ханахмедов А.С. подал жалобу, в которой просит об отмене вынесенного по делу судебного постановления как незаконного и необоснованного, поскольку отсутствует событие административного правонарушения.
В судебное заседание защитник ФГКОУ ВО УЮИ МВД России по доверенности Кудина С.А. жалобу поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в ней.
Прокуратура Промышленного района г.Оренбурга извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив и оценив материалы административного дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, в их совокупности, прихожу к следующему.
Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что приказом УМВД России по Оренбургской области от 9 июля 2020 г. №л/с Ержанова Ж.А. уволена с должности следователя отделения по расследованию преступлений неочевидной направленности 4 отдела (по расследованию преступлений на территории Промешенного района <адрес>) следственного управления МУ МВД России «Оренбургское», а приказом ФГКОУ ВО УЮИ МВД России от 16 октября 2020 г. № л/с назначена на должность преподавателя – методиста отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела ФГКОУ ВО УЮИ МВД России.
Рассмотрев 17 мая 2022 года данное дело об административном правонарушении, мировой судья судебного участка № по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан привлек ФГКОУ ВО УЮИ МВД России к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Признавая ФГКОУ ВО УЮИ МВД России виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья не приял во внимание обстоятельства имеющее значения по делу.
В соответствии с пунктами 1, 9, 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее – сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел; МВД России, в том числе, организует кадровое обеспечение системы МВД России, в том числе подготовку кадров путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России; организует дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел, включенных в список кадрового резерва МВД России; обеспечивает в соответствии с международными договорами Российской Федерации подготовку кадров для правоохранительных органов иностранных государств.
Согласно пункту 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, в состав органов внутренних дел входят образовательные организации системы МВД России.
Таким образом, ФГКОУ ВО УЮИ МВД России, как образовательная организация системы МВД России, относится к числу государственных органов, действующих в соответствии с установленной компетенцией, в том числе в части подготовки кадров для системы МВД России путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
Также согласно вопросу третьему обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.), обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы у представителя нанимателя (работодателя) не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении. Такое несообщение не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Таким образом, обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на ФГКОУ ВО УЮИ МВД России.
Также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» такие ограничения для государственных гражданских служащих установлены в случаях замещения должности и выполнения работы на условиях гражданско-правового договора с коммерческими и некоммерческими организациями.
С учетом положений статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иных нормативных правовых актов, регламентирующих правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти, к категории организаций не могут быть отнесены федеральные органы исполнительной власти.
В связи с этим ограничения, установленные статьей 12 Закона о противодействии коррупции, не распространяются на случаи перехода гражданина на работу по трудовому договору (служебному контракту) в другой государственный орган (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 №70-АД14-4).
Аналогичная позиция доведена до сведения прокуроров в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.07.2013 № 86-382-2013 «О практике надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
Кроме того, согласно преамбуле Закона о противодействии коррупции устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно статьи первой Закона о противодействии коррупции под коррупцией понимается:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
Под противодействием коррупции понимается - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Норма, предусмотренная статьей 12 Закона о противодействии коррупции, направлена на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2013 № 334-О).
В соответствии с Положением Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, утвержденного приказом МВД России от 3 августа 2017 г. № 599 УМВД России по <адрес> является территориальным органом МВД России на региональном уровне входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется МВД России.
Согласно Уставу Уфимского ЮИ МВД России, утвержденного приказом МВД России от 25 июня 2015 г. № 709, учредителем и собственником имущества Уфимского ЮИ МВД России является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет МВД России в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, УМВД России по <адрес> и Уфимский ЮИ МВД России входят в единую систему органов МВД России.
Как пояснила защитник юридического лица Кудина С.А., при подписании Ержановой Ж.А. контракта в Уфимском ЮИ МВД России, личное дело было запрошено и перенаправлено из УМВД России по <адрес> в Уфимский ЮИ МВД России, стаж по прежнему месту работы учтён, звание восстановлено. Фактически Ержанова Ж.А. продолжила прохождение службы в системе органов МВД России.
Таким образом, следуя буквальному толкованию требований федерального законодательства о противодействии коррупции, факт прохождения службы в рамках двух подразделений одного ведомства не может порождать коррупционных проявлений порождающих необходимость противодействию коррупции.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 8 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2022 года, вынесенное в отношении ФГКОУ ВО УЮИ МВД России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения,
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Жалобу начальника ФГКОУ ВО УЮИ МВД России Ханахмедова А.С. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 8 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2022 г, вынесенное в отношении ФГКОУ ВО УЮИ МВД России, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и его правомочны пересмотреть судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции и Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Добрянская А.Ш.