ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-662/2022 от 02.09.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 12-662/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Уфа, ул.А.Матросова, д.1 2 сентября 2022 г.

Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Добрянская А.Ш., рассмотрев жалобу ФГКОУ ВО УЮИ МВД России на постановление мирового судьи судебного участка № 8 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, в отношении федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2022 года ФГКОУ ВО УЮИ МВД России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением мирового судьи, начальник ФГКОУ ВО УЮИ МВД России Ханахмедов А.С. подал жалобу, в которой просит об отмене вынесенного по делу судебного постановления как незаконного и необоснованного, поскольку отсутствует событие административного правонарушения.

В судебное заседание защитник ФГКОУ ВО УЮИ МВД России по доверенности Кудина С.А. жалобу поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в ней.

Прокуратура Промышленного района г.Оренбурга извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

Изучив и оценив материалы административного дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, в их совокупности, прихожу к следующему.

Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что приказом УМВД России по Оренбургской области от 9 июля 2020 г. л/с Ержанова Ж.А. уволена с должности следователя отделения по расследованию преступлений неочевидной направленности 4 отдела (по расследованию преступлений на территории Промешенного района <адрес>) следственного управления МУ МВД России «Оренбургское», а приказом ФГКОУ ВО УЮИ МВД России от 16 октября 2020 г. л/с назначена на должность преподавателя – методиста отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела ФГКОУ ВО УЮИ МВД России.

Рассмотрев 17 мая 2022 года данное дело об административном правонарушении, мировой судья судебного участка по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан привлек ФГКОУ ВО УЮИ МВД России к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Признавая ФГКОУ ВО УЮИ МВД России виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья не приял во внимание обстоятельства имеющее значения по делу.

В соответствии с пунктами 1, 9, 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее – сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел; МВД России, в том числе, организует кадровое обеспечение системы МВД России, в том числе подготовку кадров путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России; организует дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел, включенных в список кадрового резерва МВД России; обеспечивает в соответствии с международными договорами Российской Федерации подготовку кадров для правоохранительных органов иностранных государств.

Согласно пункту 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, в состав органов внутренних дел входят образовательные организации системы МВД России.

Таким образом, ФГКОУ ВО УЮИ МВД России, как образовательная организация системы МВД России, относится к числу государственных органов, действующих в соответствии с установленной компетенцией, в том числе в части подготовки кадров для системы МВД России путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).

Также согласно вопросу третьему обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.), обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы у представителя нанимателя (работодателя) не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении. Такое несообщение не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.

Таким образом, обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на ФГКОУ ВО УЮИ МВД России.

Также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» такие ограничения для государственных гражданских служащих установлены в случаях замещения должности и выполнения работы на условиях гражданско-правового договора с коммерческими и некоммерческими организациями.

С учетом положений статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иных нормативных правовых актов, регламентирующих правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти, к категории организаций не могут быть отнесены федеральные органы исполнительной власти.

В связи с этим ограничения, установленные статьей 12 Закона о противодействии коррупции, не распространяются на случаи перехода гражданина на работу по трудовому договору (служебному контракту) в другой государственный орган (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 №70-АД14-4).

Аналогичная позиция доведена до сведения прокуроров в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.07.2013 № 86-382-2013 «О практике надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».

Кроме того, согласно преамбуле Закона о противодействии коррупции устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно статьи первой Закона о противодействии коррупции под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Под противодействием коррупции понимается - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Норма, предусмотренная статьей 12 Закона о противодействии коррупции, направлена на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2013 № 334-О).

В соответствии с Положением Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, утвержденного приказом МВД России от 3 августа 2017 г. № 599 УМВД России по <адрес> является территориальным органом МВД России на региональном уровне входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется МВД России.

Согласно Уставу Уфимского ЮИ МВД России, утвержденного приказом МВД России от 25 июня 2015 г. № 709, учредителем и собственником имущества Уфимского ЮИ МВД России является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет МВД России в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, УМВД России по <адрес> и Уфимский ЮИ МВД России входят в единую систему органов МВД России.

Как пояснила защитник юридического лица Кудина С.А., при подписании Ержановой Ж.А. контракта в Уфимском ЮИ МВД России, личное дело было запрошено и перенаправлено из УМВД России по <адрес> в Уфимский ЮИ МВД России, стаж по прежнему месту работы учтён, звание восстановлено. Фактически Ержанова Ж.А. продолжила прохождение службы в системе органов МВД России.

Таким образом, следуя буквальному толкованию требований федерального законодательства о противодействии коррупции, факт прохождения службы в рамках двух подразделений одного ведомства не может порождать коррупционных проявлений порождающих необходимость противодействию коррупции.

Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 8 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2022 года, вынесенное в отношении ФГКОУ ВО УЮИ МВД России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения,

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Жалобу начальника ФГКОУ ВО УЮИ МВД России Ханахмедова А.С. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 17 мая 2022 г, вынесенное в отношении ФГКОУ ВО УЮИ МВД России, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и его правомочны пересмотреть судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции и Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Добрянская А.Ш.