ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-663/17 от 04.12.2017 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-663/2017

РЕШЕНИЕ

04 декабря 2017 года г. Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Новоселовой Д.В.

при секретаре Лекомцевой С.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «НХП-РОЗНИЦА» на постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края К.Д.В. от Дата о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от Дата старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды К.Д.В. общество с ограниченной ответственностью «НХП-РОЗНИЦА» (далее – общество, ООО «НХП-РОЗНИЦА») привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Согласно постановлению, общество по результатам проведенной Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края по согласованию с прокуратурой Пермского края проверки деятельности автозаправочной станции по адресу: Адрес, в период с Дата не организовало мероприятия по получению от территориального органа федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии информации о неблагоприятных метеорологических условиях, допустило несоблюдение плана мероприятий на период неблагоприятных метеорологических условий, а именно, отсутствие в журнале записи предупреждений (оповещений) о неблагоприятных метеорологических условиях (далее - НМУ) сведений о соблюдении режима НМУ в периоды НМУ, что привело к нарушению условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Не согласившись с постановлением, Общество обратилось с жалобой, согласно которой вынесенное старшим государственным инспектором постановление считает незаконным и необоснованным. Обществом получено разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Превышения гигиенических нормативов качества загрязняющих веществ при отборе проб не зафиксировано. Признает свою вину в том, что журнал предупреждений (оповещений) о НМУ велся не верно. Считает, что имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ – несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружений и иных объектов капительного строительства. Просит производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитники ООО «НХП-РОЗНИЦА» на доводах жалобы настаивали. Показали, что в период, за который вменяется нарушение, а именно Дата при сливе нефтепродуктов с Дата превышения нормативов выброса вредных веществ допущено не было. При квалификации действий по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ необходимым условием является наличие выброса вредных веществ в атмосферный воздух, т.е. вредное физическое воздействие на него. Поскольку вредных последствий не наступило, считают возможным применение ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

Старший государственный инспектор Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края К.Д.В. с доводами жалобы не согласен, показал, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный именно ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ. Мероприятия по урегулированию выбросов при НМУ определены в проекте нормативов ПДВ (предельно допустимых выбросов), несоблюдение проекта является нарушением условий специального разрешения. Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух не является обязательным признаком состава административного правонарушения.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ наступает за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) неблагоприятные метеорологические условия - это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 22 Закона N 96-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 19 Закона N 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статьей 1 указанного закона определено, что предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 5 указанного закона, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Постановлением Правительства Пермского края от 07.04.2016 № 196-п утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Пермского края, согласно п. 1.2 которого его действие распространяется на юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм) и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов на территории Пермского края (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели).

В соответствии с п. 1.6 данного Порядка, в период действия прогноза НМУ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов.

Согласно п.п. 2.4 и 2.5 указанного Порядка, утвержденные мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ согласовываются с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не подлежащими федеральному государственному экологическому надзору, в порядке, установленном Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Инспекции. Утвержденные мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, согласовываются Инспекцией в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления в Инспекцию соответствующего обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Из материалов дела следует, что Общество имеет разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными по адресу: Адрес, выданное Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края Дата

В Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края поступило обращение Б.Б.А. о загрязнении атмосферного воздуха при деятельности автозаправочной станции по вышеуказанному адресу, принадлежащей ООО «НХП-РОЗНИЦА».

Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края организована внеплановая проверка деятельности автозаправочной станции по адресу: Адрес, которая согласована с прокуратурой Пермского края.

В ходе проверки установлено, что в журнале записи предупреждений (оповещений) о НМУ отсутствуют сведения о соблюдении режима НМУ в периоды НМУ, Общество не обеспечило ведение журнала фиксации прогнозов неблагоприятных метеорологических условий и ввода мероприятий, как это предусмотрено действующим законодательством.

Согласно плану мероприятий в период НМУ, являющемуся составной частью утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, в период НМУ обществу необходимо не проводить слив продукта (топлива) в цистерны.

Период НМУ 1 степени опасности, по данным Пермского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среду, объявлен на территории Пермского края с ...

В эти дни ООО «НХП-РОЗНИЦА» при эксплуатации автозаправочной станции по адресу: Адрес, обязано не проводить слив продукта в цистерны, что означало бы соблюдение условий действующего разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, с отражением проведенных мероприятий в журнале НМУ.

Проверкой выявлено, что в журнале для записи предупреждений (оповещений) о НМУ автозаправочной станции (далее - АЗС) по указанному адресу не содержит информации о соблюдении периода НМУ, что свидетельствует о несоблюдении условий выданного разрешения.

Вина общества, в совершении правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений и территорий и находящихся там вещей и документов, фототаблицей к нему, актом обследования территорий на предмет соблюдения природоохранного законодательства, обращением Б.Б.А. пояснениями Общества.

Источниками выброса вредных веществ на АЗС являются емкости с бензином и дизельным топливом, проливы топлива, заправка автомобилей.

Для соблюдения условий выданного разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух необходимо получать информацию о периодах НМУ и не производить сливы продукта в цистерны в периоды НМУ с отображением указанных процессов в журнале для записи предупреждений (оповещений) о НМУ.

Учитывая изложенное, государственный инспектор пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.

Доводы жалобы Общества об отсутствии состава административного правонарушения не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе материалами проверки, и подтверждаются признанием обществом вины в неправильном ведении журнала.

Не может быть принят во внимание довод об отсутствии вредного воздействия на здоровье человека и окружающей среды, поскольку отсутствие превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в период отбора проб не исключает отсутствие вредного воздействия в период НМУ при сливе топлива в цистерны. Кроме того отсутствие вредного физического воздействия на атмосферный воздух не является обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ. Доводы Общества основаны на неверном толковании норм материального права. В данном случае в вину обществу вменяется нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Отсутствие работы АЗС в период НМУ не подтверждается материалами дела, опровергается журналом учета предупреждений в период НМУ, журналом учета поступивших нефтепродуктов.

Наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей назначено Обществу в минимальном размере предусмотренным санкцией ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.

Доводы Общества о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ так же не могут быть приняты судом во внимание.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Обществом совершено административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования и представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 8.21 КоАП Российской Федерации, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушений является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере охраны окружающей среды и соблюдению экологических требований, что в свою очередь может повлечь возможность наступления вреда, как для окружающей среды, так и для человека.

Руководствуясь ст. 30.7- 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление от Дата старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО9 о привлечении ООО «НХП-РОЗНИЦА» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 80000 рублей – оставить без изменения, жалобу ООО «НХП-РОЗНИЦА» без удовлетворения.

Решение в срок 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми со дня получения копии решения.

Судья Д.В.Новоселова