ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-663/18 от 30.10.2018 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 12-663/2018

РЕШЕНИЕ

город Волжский Волгоградской области 30 октября 2018 года

Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Наталья Георгиевна, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности начальника Волжского таможенного поста Астраханской таможни № 10311000-2234/2018 от 18 октября 2018 года о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности начальника Волжского таможенного поста Астраханской таможни майора таможенной службы ФИО2 № 10311000-2234/2018 от 18 октября 2018 года ФИО1, как должностное лицо – <...> (сокращенное наименование – <...>) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Не согласившись с данным постановлением, считая его неправомерным, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой, не оспаривая события и состава административного правонарушения, просит постановление № 10311000-2234/2018 от 18 октября 2018 года отменить и освободить ее от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, указав в обоснование, что она полностью признает свою вину, административное правонарушение совершено ею впервые, с отсутствием умысла, с незначительным периодом просрочки, составившим один день, ввиду того, что она устроилась на работу на предприятие 28 мая 2018 года, а к исполнению обязанностей по предоставлению статотчетности приступила только 01 октября 2018 года, ранее подобными отчетами никогда не занималась, кроме того, очень загружена по своим основным должностным обязанностям; также указывает, что правонарушение относится к формальным, поскольку оно реально не затронуло чьих-либо интересов и не принесло материального и морального вреда; назначенное наказание в виде штрафа в размере <...> рублей несоразмерно велико для нее, поскольку ее средняя заработная плата составляет <...> рублей, она имеет на иждивении малолетнего ребенка и уплата назначенного наказания повлияет на материальное положение ее семьи.

Заявитель ФИО1 в ходе судебного разбирательства поддержала изложенные в жалобе доводы, пояснила, что не оспаривает наличие в ее действиях состава административного правонарушения, просила с учетом конкретных обстоятельств дела, ее имущественного и семейного положения, постановление о назначении административного наказания № 10311000-2234/2018 от 18 октября 2018 года отменить, прекратить производство по делу ввиду малозначительности впервые совершенного ею правонарушения.

Старший уполномоченный по особо важным делам по административным расследованиям Волжского таможенного поста Астраханской таможни ФИО3, составивший протокол об административном правонарушении, в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что действия ФИО1, как должностного лица <...>, несвоевременно представившей в таможенный орган статистические формы учета перемещения товаров <номер> и <номер> за сентябрь 2018 года, по сроку предоставления не позднее 10 октября 2018 года, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, что явилось основанием для составления в отношении нее протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении был составлен им в присутствии ФИО1, ранее не привлекавшейся к административной ответственности, процессуальные права и обязанности, положения ст. 51 Конституции РФ ей были разъяснены, копия протокола вручена после ознакомления. Возражал против удовлетворения жалобы ФИО1, полагая, что оснований для признания правонарушения малозначительным заявителем в жалобе не приведено.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав заявителя, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные доказательства, прихожу к следующему.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в функции (обязанности) таможенных органов, в том числе, входит ведение таможенной статистики внешней торговли, статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики.

Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2016 года № 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".

В соответствии с частями 2, 3 статьи 104 Федерального Закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.

Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 07 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Согласно подпунктам 1, 3, 4 пункта 5, пункту 6 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.

Статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем.

Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

В силу подпунктов 1, 3, 4 пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

При рассмотрении дела и жалобы установлено, <...>, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>, <дата> ему присвоен основной государственный регистрационный номер <номер>; основным видом деятельности общества является производство стальных труб, полых профилей и фитингов, <...> является ФИО1, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ в отношении <...>, копиями трудового договора №40-18 от 28 мая 2018 года, приказа о приеме работника на работу №40 от 28 мая 2018 года (л.д. 65, 66-70).

Постановлением исполняющего обязанности начальника Волжского таможенного поста Астраханской таможни № 10311000-2234/2018 от 18 октября 2018 года должностное лицо – <...> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило несвоевременное представление 11 октября 2018 года <...> в лице <...> ФИО1 на Волжский таможенный пост Астраханской таможни статистических форм учета перемещения товаров <номер> согласно счету-фактуре <номер> от 19 сентября 2018 года и <номер> согласно счету-фактуре <номер> от 04 сентября 2018 года в рамках договора на поставку металлопродукции <номер> от 13 февраля 2017 года, заключенного между <...> и <...> (Р. Казахстан), за сентябрь 2018 года, по сроку представления не позднее 10 октября 2018 года, что является нарушением пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза».

Указанные обстоятельства не оспаривались заявителем в ходе судебного разбирательства, и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств по делу, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, копии которого приобщены к жалобе, в том числе: договора на поставку металлопродукции <номер> от 13 февраля 2017 года, заключенного между <...> и <...> (Р. Казахстан) (л.д. 47-51), счет-фактуры <номер> от 04 сентября 2018 года (л.д. 54-55), товарной накладной <номер> от 04 сентября 2018 года (л.д. 52-53), дубликата накладной (для отправителя) <номер> (л.д. 56-57), счет-фактуры <номер> от 19 сентября 2018 года (л.д. 60-61), товарной накладной <номер> от 19 сентября 2018 года (л.д. 58-59), дубликата накладной (для отправителя) <номер> (л.д. 62-63), приказа генерального директора <...><номер> от 01 октября 2018 (л.д. 71), статистической формы учета перемещения товаров <номер> за сентябрь 2018 года, подписанной и представленной <...> ФИО1 11 октября 2018 года (л.д. 30, 31), статистической формы учета перемещения товаров <номер> за сентябрь 2018 года, подписанной и представленной <...> ФИО1 11 октября 2018 года (л.д. 32, 33), объяснений <...> ФИО1 от 15 октября 2018 года (л.д. 72-73); а также протоколом об административном правонарушении <номер> от 15 октября 2018 года, содержащим описание вышеуказанных событий (л.д.21-28), и иными доказательствами.

Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает. Всем доказательствам должностным лицом Астраханской таможни, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ; оспариваемое постановление полностью отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, являются должностные лица и юридические лица.

Статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В ходе рассмотрения дела и жалобы при соблюдении требований ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ установлено, что ФИО1, являющаяся <...>, в должностные обязанности которой согласно приказу генерального директора <...> о возложении обязанностей <номер> от 01 октября 2018 года входит выполнение работы по оформлению и сопровождению документации таможенного оформления на товары, перемещаемые через таможенную границу, не предприняла всех необходимых мер по соблюдению установленных пунктом 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза», и 11 октября 2018 года несвоевременно представила на Волжский таможенный пост Астраханской таможни статистические формы учета перемещения товаров <номер> согласно счету-фактуре <номер> от 19 сентября 2018 года и <номер> согласно счету-фактуре <номер> от 04 сентября 2018 года в рамках договора на поставку металлопродукции <номер> от 13 февраля 2017 года, заключенного между <...> и <...> (Р. Казахстан), за сентябрь 2018 года, по сроку представления не позднее 10 октября 2018 года, что привело к совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения <...> ФИО1 требований пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза», за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, и принятия всех зависящих от нее мер по их соблюдению, при рассмотрении дела и жалоб не установлено, заявителем не представлено, в связи с чем должностное лицо Астраханской таможни пришло к правильному и обоснованному выводу о том, что в действиях должностного лица ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и вынесло постановление о назначении административного наказания № 10311000-2234/2018 от 18 октября 2018 года, которое отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностных лиц административного органа при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Неустранимых сомнений по делу не усматривается.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Вместе с тем, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, оценив характер совершенного нарушения, судья приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации возможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 21 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе, состав которого имеет формальный характер.

В настоящем случае судья приходит к выводу, что совершенное правонарушение является малозначительным, поскольку не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Установив наличие в действиях ФИО1 состава вышеуказанного правонарушения, исполняющий обязанности начальника Волжского таможенного поста Астраханской таможни неверно оценил характер и степень общественной опасности правонарушения, необоснованно не принял во внимание то, что данные действия не нанесли существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям. Абсолютная определенность санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ не свидетельствует о тяжести административного правонарушения.

В данном случае при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, совершенное ФИО1 нарушение, заключающееся в несвоевременном представлении в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров <номер> и <номер> за сентябрь 2018 года, с нарушением срока представления на один день, не содержит какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества, государства.

Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, роль правонарушителя, отсутствие каких бы то ни было вредных последствий, считаю возможным совершенное ФИО1 правонарушение квалифицировать как малозначительное и на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление исполняющего обязанности начальника Волжского таможенного поста Астраханской таможни майора таможенной службы ФИО2 № 10311000-2234/2018 от 18 октября 2018 года, вынесенное в отношении <...> ФИО1 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности начальника Волжского таможенного поста Астраханской таможни майора таможенной службы ФИО2 № 10311000-2234/2018 от 18 октября 2018 года о признании <...> ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ей административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за малозначительностью правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись