ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-663/20 от 07.12.2020 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

УИД 79RS0002-01-2020-007628-30

Дело № 12-663/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

07 декабря 2020 года г. Биробиджан

Судья Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области Бирюкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – главного бухгалтера государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» Гончаровой Юлии Николаевны на постановление заместителя председателя комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО8 от 16.09.2020 № 26 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного бухгалтера государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» Гончаровой Юлии Николаевны,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя председателя комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО1 от 16.09.2020 № 26 должностное лицо – главный бухгалтер государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (далее – ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», предприятие) Гончарова Ю.Н. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, должностное лицо Гончарова Ю.Н. подала жалобу, в которой просила его отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания. Жалобу мотивировала тем, что годовая бухгалтерская отчетность формировалась на основании данных, отраженных в соответствующих журналах операций по счетам, достоверность которых подтверждена иным лицом, исполняющим обязанности главного бухгалтера в 2019 году, путем проставления подписи во всех журналах за соответствующий период времени. В ходе осуществления экономической деятельности все операции хозяйственной жизни совершаются непрерывно. Ни одна хозяйственная операция, осуществляемая экономическим субъектом, не может быть совершена без документального подтверждения. Бухгалтерский учет позволяет осуществлять постоянный контроль за различными хозяйственными операциями, происходящими на предприятии. В свою очередь, любая хозяйственная операция отражается в бухгалтерском учете с помощью первичных учетных документов, которые являются источником определенных сведений о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в целях экономического анализа. Проставляя свою подпись в журналах операций по счетам, формируемых по итогам хозяйственной жизни предприятия за предыдущий период (месяц), лицо, исполняющее обязанности главного бухгалтера в 2019 году, понимало и осознавало юридическую ответственность за достоверность информации, отраженной в них, закрепленную в должностных обязанностях. Оснований для признания записей, произведенных в 2019 году, недостоверными не имелось, обязанность осуществлять проверку правильности и своевременности отражения фактов хозяйственной жизни в 2019 году не возлагалась. Вина в правонарушении, допущенном в 2020 году, в части недостоверности отражения по данным бухгалтерского учета операций, лицом признана. При этом в текущем отчетном периоде (2020 год) произведены соответствующие корректировочные записи, в связи с чем необоснованный рост тарифов и необоснованная плата за отопление холодную воду и водоотведение потребителями не допущены.

В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Гончарова Ю.Н. требования и доводы жалобы поддержала.

Выслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетеля, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление вынесено должностным лицом 16.09.2020, копия постановления получена Гончаровой Ю.Н. 22.09.2020, жалоба Гончаровой Ю.Н. поступила в суд 02.10.2020, т.е. в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок.

Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29 - 7.32, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Ответственность по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также с определением полномочий органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении», теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Часть 1 ст. 7 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относит, в том числе обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и платы за подключение к системе теплоснабжения.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования, в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения (п. 7 Основ ценообразования).

Пунктом 9 Основ ценообразования № 1075 определено, что в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается.

Пунктами 10, 11 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов с дифференциацией, в том числе по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организации, теплосетевых организаций.

Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

Согласно п. 2 Приказа Федеральной службы по тарифам от 12.04.2013 № 91, раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

Из п. 4 Приказа № 91 следует, что ведение раздельного учета осуществляется на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учета) рабочего плана счетов бухгалтерского учета регулируемой организации, утвержденного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Также приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно п.п. 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций.

Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31.10.200 № 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Пунктом 7 Единой системы классификации и раздельного учета установлено, что в случае установления регулируемой организации тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) определены элементы и виды затрат, по которым ведется раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности.

В соответствии с п. 12 ст. 31 Федерального закона от 07.11.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Минстроя России от 25.01.2014 № 22/пр утвержден данный Порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение.

Пунктом 2 Порядка определено, что ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о затратах организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - регулируемые организации), на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по осуществляемым видам деятельности, централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, и другим критериям, установленным настоящим Порядком.

Согласно п. 7 Порядка Раздельный учет затрат ведется регулируемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, то есть способами, предусмотренными законодательством о бухгалтерском учете.

Пунктом 14 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения определено, что если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, то расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются.

В соответствии с Положением о комитете тарифов и цен Правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 321-пп, комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории области.

ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» является теплоснабжающей организацией, а также организацией осуществляющей холодное, горячее водоснабжение и водоотведение на территории ЕАО.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения врио губернатора области Гольдштейна Р.Э. от 04.06.2020 № 251-рп создана рабочая группа для проведения выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» за 2019 год и январь-апрель 2020 года, в ходе которой установлено, что в нарушение установленного порядка ценообразования ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» допущено несоблюдением требований о раздельном учете расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения за 2019 год и за январь - апрель 2020 года, а именно:

- В 2019-2020 гг. ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» осуществляет реализацию электрической энергии ООО «Деонис» и ООО «СМУ-861». За 2019 год предприятие реализовало электрической энергии на сумму 339,04 тыс. руб., за январь-апрель 2020 года – 204,29 тыс. руб., всего 543,33 тыс. руб. (без учета НДС). При этом расходы по приобретению электрической энергии у ПАО «ДЭК» для нужд ООО «Деонис» и ООО «СМУ-861» в бухгалтерском учете предприятия отнесены на себестоимость по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а именно: оказание регулируемых услуг водоотведения, водоснабжения, теплоснабжения в муниципальном образовании «Бирофельдское сельское поселение», а также теплоснабжения в муниципальном образовании «Птичнинское сельское поселение» (котельная «БДРСУ» с. Птичник);

- В 2019-2020 гг. ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» были произведены корректировки по оказанным услугам водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения за 2018 - 2019 гг. по объемным и стоимостным показателям. Согласно данным, оборотно-сальдовых ведомостей по счету 91.01. и по счету 91.02. за 2019 год, а также за январь 2020 г. - апрель 2020 г. выделено субконто «Корректировка реализации (но основной деятельности». Прочие внереализационные расходы доходы (расходы) без распределения по регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в том числе по дифференциации по системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Кроме того, как установлено в ходе проведения проверки ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» не обобщило информацию об объеме коммунальных услуг за 2018 год, скорректированном в 2019 году в бухгалтерском учете (в сумме 3,076 тыс. руб.), как и за 2019 год, скорректированном в 2020 году (в сумме (-) 2 960,7 тыс. руб.), учтенных по субконто «Корректировка реализации (по основной деятельности», Прочие внереализационные расходы доходы (расходы)» счета 91.01. и счета 91.02. за 2019 год и январь 2020-апрель 2020 года;

- Отнесены на себестоимость по регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения расходы по приобретению путевки для работника предприятия в сумме 72,1 тыс. руб., которая в последствии была удержана из заработной платы работника с января по май 2020 года, что свидетельствует о несоблюдении требований об обобщении информации об объеме расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

Вместе с тем в 2019-2020 годах ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» осуществляло такие нерегулируемые виды деятельности как техническое обслуживание спецтехники, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, сдачу в аренду ООО «Трансуголь79» автотранспорта <данные изъяты> (самосвал), изготовление установки по просеиванию, дроблению угля для ИП ФИО5 При этом в бухгалтерском учете на данные виды затрат не осуществлялось формирование себестоимости.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 27.07.2020 и послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом - начальником отдела контроля (надзора) и реестров Комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО6 протокола об административном правонарушении (дело № 36/2020) от 04.09.2020 в отношении в отношении главного бухгалтера ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» Гончаровой Ю.Н., квалифицировав ее действия по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела контроля (надзора) и реестров Комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО6 в судебном заседании указала на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Пояснила, что на основании распоряжения врио губернатора области Гольдштейна Р.Э. была создана рабочая группа для проведения выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» за 2019 год и январь-апрель 2020 года, в ходе которой установлено, что главным бухгалтером ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» Гончаровой Ю.Н. допущено нарушение установленного порядка ценообразования, выразившиеся в несоблюдении требований о ведении раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения за 2019 год и за январь - апрель 2020 года, связанное с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем председателя комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО1 вынесено постановление от 16.09.2020 № 26, которым должностное лицо – главный бухгалтер ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» Гончарова Ю.Н. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Фактические обстоятельства дела и вина главного бухгалтера ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» Гончаровой Ю.Н. в совершении административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Ссылка заявителя Гончаровой Ю.Н. на то, что она является должностным лицом, отвечающим за порядок ценообразования с января 2020 г. и не может быть привлечена к административной ответственности за нарушения, допущенные в 2019 г., несостоятельна по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что приказом ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» от 24.01.2020 на должность главного бухгалтера назначена Гончарова Ю.Н.

Согласно положению о бухгалтерии ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» от 24.01.2020 главный бухгалтер: осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и финансового положения; осуществляет внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности; организует ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование; формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском и налоговом учете учетную политику, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации, а также осуществляет работу по ее поддержанию в актуальном состоянии; возглавляет работу по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки, по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа; руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям; обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов и др.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в качестве субъектов административной ответственности положения гл. 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4. КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку гл. 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (ч. 4 ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 8 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при наличии в штате организации должности главного бухгалтера, именно он несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Та же обязанность предусмотрена п. 5.1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» был продлен на три месяца срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 г.

Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» за 2019 год должна была быть подготовлена и представлена в налоговый орган до 31.06.2020.

Годовая бухгалтерская отчетность ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» за 2019 год была представлена в налоговый орган 07.04.2020, то есть в период, когда главным бухгалтером ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» являлась Гончарова Ю.Н., в обязанности которой входила подготовка к сдаче годовой отчетности предприятия.

Данная обязанность указана в Положении о бухгалтерии, утвержденном генеральным директором ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО7 24.11.2020 и подписанным главным бухгалтером Гончаровой Ю.Н.

Таким образом, несмотря на то, что в 2019 году Гончарова Ю.Н. не осуществляла полномочия главного бухгалтера ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», вместе с тем в ее обязанности входил внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Гончаровой Ю.Н. в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.4 - 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя председателя комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО1 от 16.09.2020 № 26 по делу об административном правонарушении о привлечении должностного лица – главного бухгалтера государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» Гончаровой Юлии Николаевны к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Гончаровой Юлии Николаевны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский городской суд ЕАО в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.А. Бирюкова