Мировой судья Соловьев М.В. Дело № 12-664-16
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 августа 2016 года <...>
Судья Центрального районного суда г. Читы Аксёнова Е.С.,
при секретаре Вохмяниной О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, по апелляционной жалобе ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Центрального района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, как должностное лицо Министерства финансов Забайкальского края привлечен к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ за принятие бюджетных обязательств в размере 1 595 588 748 рублей 53 копейки, что превышает утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на 2015 год (а также превышает общую сумму бюджетных ассигнований и общую сумму лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на 2014 и 2015 годы).
С таким решением мирового судьи не согласился ФИО1. В жалобе ФИО1 поставил вопрос об отмене постановления, указывая на то, что в постановлении не установлено, что им совершено действие или бездействие, что говорит о не исследовании материалов дела и вынесении постановления по формальным признакам. Кроме того, ссылается, что в отношении средств казны Забайкальского края Министерство финансов края получателем бюджетных средств не является. Следовательно, требования о соответствии размера принимаемых бюджетных обязательств размеру доведенных до получателя лимитов к правоотношениям, вытекающим из требований к казне Забайкальского края, не применяются. Прямых норм бюджетного законодательства, запрещающих либо ограничивающих возможность заключения мирового соглашения не имеется. При этом, доводы КСП Забайкальского края об аналогии мирового соглашения и гражданско-правовой сделки приняты судом во внимание, а доводы о применении аналогии дальше, и рассмотрении вопроса о том, что Минфином края соблюдена процедура получения разрешения Правительства края на заключение мирового соглашения во внимание не приняты. В результате заключения мирового соглашения урегулирован гражданский спор в размере вышеуказанной суммы. Указанная сумма была бы взыскана за счет казны и предъявлена к исполнению уже в 2014 году. Такие действия значительно усугубили бы ситуацию с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы и не позволили бы исполнить нормативные публичные обязательства Забайкальского края. При заключении мирового соглашения он действовал по доверенности как представитель государственного органа, которому поручено представлять интересы казны Забайкальского края, ни каких распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости не имел. Все действия совершались по поручению руководства края (Губернатор Забайкальского края и его первый заместитель) и руководителя Министерства финансов края. Полномочий на принятие и учет бюджетных обязательств и лимитов бюджетных обязательств в его должностных обязанностях не имеется, поэтому, не является субъектом правонарушения. Оценка его доводов в постановлении мировым судьей не исследована.
Представитель Контрольно-счетной палаты Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
ФИО1 поддержал доводы жалобы.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что основанием для составления протокола о привлечении заместителя Министерства финансов Забайкальского края ФИО1 к административной ответственности послужил результат годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств - Министерства финансов Забайкальского края за 2015 год, осуществленной Контрольно-счетной палатой Забайкальского края, в результате которой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кредиторская задолженность Министерства составляет 1 628 006,06 тыс. руб.
Согласно пояснительной записке, представленной Министерством финансов Забайкальского края в составе бюджетной отчетности за 2015 год, основную долю в кредиторской задолженности Министерства составила задолженность перед ОАО «МРСК Сибири» в размере 1 595 588,7 тыс.руб.
В целях установления обстоятельств принятия Министерством финансов Забайкальского края бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных назначений проведено выездное контрольное мероприятие. Согласно акту проверки Контрольно-счетной палаты Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№/КФ-А-КСП установлено следующее.
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании за счет казны Забайкальского края убытков, причиненных в результате издания Приказа РСТ Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», рассчитанных методом доходности инвестиционного капитала (RAB) на 2011 -2015 годы» (дело № А78-94/2012).
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено в связи с заключением Истцом (ОАО «МРСК Сибири») и Ответчиком (Забайкальским краем в лице Министерства финансов Забайкальского края) мирового соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. По условиям пунктов 2 и 4 заключенного мирового соглашения ответчиком приняты на себя обязательства добровольно оплатить истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ сумму в размере 595 588 748 рублей 53 копейки в счет возмещения Истцу признанных ответчиком убытков.
Согласно ответа Министерства финансов Забайкальского края на запрос Контрольно-счетной палаты Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ обязательства принятые Министерством от имени Забайкальского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не исполнены.
Таким образом, Министерство финансов Забайкальского края действовавшим от имени Забайкальского края, на основании принципа определения условий по усмотрению сторон (свободы договора) было заключено соглашение и приняты бюджетные обязательства по оплате юридическому лицу в согласованных сторонами финансовых годах денежных средств в размере 1595 588 748 рублей 53 копейки за счет средств бюджета Забайкальского края.
В ходе контрольного мероприятия, проведенного в Министерстве финансов Забайкальского края, Контрольно-счетной палатой Забайкальского края установлено, что принятие бюджетных обязательств по заключенному мировому соглашению было осуществлено Министерством с превышением утвержденных ему в порядке установленном действующим законодательством РФ бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Так, согласно Ведомственным структурам расходов бюджета края, утвержденным приложениями 14 и 15 к Закону Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», Министерству как главному распорядителю бюджетных средств были утверждены следующие бюджетные ассигнования по коду бюджетной классификации <данные изъяты>
на 2014 год - 227 807 800 рублей (Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» бюджетные ассигнования Министерству по данному коду бюджетной классификации уменьшены на 200 000 руб.);
на плановый период 2015 года - 234 957 100 рублей.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пд «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Забайкальского края и бюджетных росписей главных распорядителей бюджета Забайкальского края (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Забайкальского края)» до Министерства доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, что подтверждается выписками из сводной бюджетной росписи бюджета Забайкальского края; выпиской из бюджетной росписи Министерства финансов Забайкальского края, лимитами бюджетных обязательств на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, бюджетной сметой Министерства финансов Забайкальского края.
Из указанного контрольно- счетной палатой сделан вывод, что Министерством финансов Забайкальского края в нарушение положений действующего законодательства РФ допущено принятие бюджетных обязательств в размере 1 595 588 748 рублей 53 копейки, что превышает утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на 2015 год (а также превышает общую сумму бюджетных ассигнований и общую сумму лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на 2014 и 2015 годы).
Поскольку мировое соглашение со стороны Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, заключено ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра финансов Забайкальского края ФИО1, который действуя от имени ответчика, представил суду на утверждение мировое соглашение, подтвердив намерение сторон закончить производство по делу примирением сторон, то в отношении него составлен административный протокол, за совершение противоправного, виновного действия (бездействия), выразившееся в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.15.10. КоАП РФ.
К административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП РФ подлежит привлечению лицо, имеющее право не принимать бюджетные обязательства в размере, превышающем лимиты бюджетных обязательств.
Однако, вывод о виновности ФИО1 в совершении правонарушения сделан мировым судьей без учета имеющих значение обстоятельств и не обоснован, действиям ФИО1 дана неправильная юридическая оценка.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно 219 ч.3 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В статье 6 Бюджетного кодекса РФ содержатся следующие понятия: бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; бюджетные ассигнования (лимиты) - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, являющиеся ключевыми в диспозиции ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Как указано в постановлении, ФИО1, являясь заместителем министра финансов Забайкальского края, подписал от имени действовавший от имени Забайкальского края, мировое соглашение, при этом принял бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Между тем, имевший место спор вытекал из требований о причинении в результате принятия Региональной службой по тарифам незаконных правовых актов хозяйствующему субъекту - ОАО «МРСК Сибири» убытков, которые в силу статьи 1069 ГК РФ возмещаются за счет казны Забайкальского края. Учитывая результаты рассмотрения спора судом первой и апелляционной инстанций, позицию Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, выраженные по жалобам, как Минфина края, так и МРСК Сибири, результаты проведения экспертизы по делу Губернатором края было принято решение о возможности заключения мирового соглашения с отсрочкой его исполнения на 1,5 года и с возможностью его исполнения иным не запрещенным законом способом, в том числе с возможностью передачи МРСК Сибири в счет долга имеющегося у Забайкальского края имущества. Распоряжением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р Министерству финансов Забайкальского края разрешено заключить с ОАО «МРСК Сибири» мировое соглашение. Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края № от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение Правительства Забайкальского края согласовано Законодательным Собранием Забайкальского края. В настоящее время работа по подготовке и передаче имущества продолжается, требования об уплате денежных средств по мировому соглашению не предъявлены. Таким образом, в результате заключения мирового соглашения урегулирован гражданский спор в размере вышеуказанной суммы.
В соответствии со статьей 6 БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
В силу статьи 242.2 БК РФ финансовый орган субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.9 Положения о Министерстве финансов Забайкальского края Министерство финансов выступает от имени казны края в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за ее счет, если в соответствии с действующим законодательством эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Поскольку причинение ОАО «МРСК Сибири» убытков связано с принятием Региональной службой по тарифам незаконных правовых актов, то на основании статьи 1069 ГК РФ, в случае вынесения решения арбитражным судом убытки были взысканы также с Министерства финансов Забайкальского края.
Поэтому доводы ФИО1 о том, что не подписание данного мирового соглашения, могло привести к более тяжким последствиям для бюджета края, после предъявления исполнительного листа для исполнения заслуживают внимания.
Согласно пункту 6.1. должностного регламента заместителя Министра финансов Забайкальского края ФИО1 в его должностные обязанности входит обеспечение законности деятельности Министерства, а также защита прав и законных интересов Министерства в судебных органах при рассмотрении дел, связанных с гражданско-правовыми спорами и другими правовыми вопросами в пределах полномочий Министерства. Поскольку вышестоящими должностными лицами было согласовано подписание данного мирового соглашения, ФИО1 не вправе был отказаться от участия в арбитражном процессе для подписания мирового соглашения, поскольку он действовал с определенными полномочиями по доверенности и по поручению руководства края и руководителя Министерства финансов края. При этом также следует учитывать, что полномочий на принятие и учет бюджетных обязательств и лимитов бюджетных обязательств в должностных обязанностях у ФИО1 не имеется, соответственно, он не является субъектом вменяемого правонарушения.
В этой связи в действиях должностного лица, заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО1 не усматривается состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ. Постановление мирового судьи подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Ответственность главных распорядителей средств ограничена статьей 160 БК РФ в пределах утвержденных федеральным законом лимитов ассигнований в бюджете на текущий год.
В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В связи с чем, довод жалобы о том, что в отношении средств казны Забайкальского края Министерство финансов края получателем бюджетных средств не является, а требования о соответствии размера принимаемых бюджетных обязательств размеру доведенных до получателя лимитов к правоотношениям, вытекающим из требований к казне Забайкальского края, не должны применяться, суд находит не состоятельными в силу следующего. Министерству финансов края как главному распорядителю бюджетных средств выделяются бюджетные ассигнования по коду бюджетной классификации <данные изъяты> – «иные бюджетные ассигнования. Исполнение судебных актов» с детализацией по элементу вида расходов 831 «Исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий(бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений». До Министерства финансов Забайкальского края доводятся бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. Нормы БК РФ, в том числе ст. 242 БК РФ не содержит положений, позволяющих участникам бюджетных отношений, в том числе главному распорядителю бюджетных средств, принимать бюджетные обязательства в неограниченном размере.
Таким образом, мировой судья не исследовал доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и вопросы, связанные с причинами и условиями совершения административного правонарушения, тем самым нарушил требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы о нарушении процессуальных норм в ходе рассмотрения дела, а именно, что при смене судьи, судебное заседание не было начато сначала, опровергается протоколом судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится постановление об изменении решения по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Настоящее решение вступает в силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в порядке надзора.
Судья Аксёнова Е.С.