ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-664/2017 от 28.06.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«28» июня 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу защитника ФИО3 на постановление Административной комиссии при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 03 мая 2017 года о привлечении Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» к административной ответственности по ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Административной комиссии при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее-Административная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго») привлечено к административной ответственности за нарушение ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях», назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.

Не согласившись с постановлением, защитник ФИО3 обратилась в суд с жалобой об отмене постановления, изложив в жалобе, в частности, следующие доводы. В ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения, однако административным органом в адрес Общества определение об отказе в удовлетворении ходатайства не направлено. Протокол осмотра территории составлен должностным лицом в отсутствие представителя Общества, фотографии, являющиеся приложением к протоколу осмотра, не могут являться надлежащими доказательствами, поскольку отсутствуют сведения о лице, осуществившим фотосъемку, запись о месте проведения фотосъемки, что является нарушением ст. 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на длящийся характер совершенного Обществом правонарушения, в то время как, в постановлении об этом указано. Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошла авария кабельной линии электропередач напряжением 0,4 кВ (далее - КЛ-0,4 кВ) ТП-104, питающей электроэнергией ЦТП-517 по <адрес>, от которого получают тепловую энергию жилые дома (КЛ-0,4 кВ передана в аренду Обществу по договору от ДД.ММ.ГГГГ/ар-06, заключенному с Комитетом по управлению имуществом ПКГО). Сведения о произошедшей аварии зафиксированы в Оперативном журнале подразделения филиала ПАО «Камчатскэнерго» филиал ЦЭС «<адрес> электрических сетей». Согласно журналу учета работ по нарядам и распоряжениям ПРЭС ЦЭС, персоналом участка по ремонту и монтажу кабельных линий ПРЭС ЦЭС проведены аварийные работы по ремонту поврежденной КЛ-0,4 кВ. ДД.ММ.ГГГГ сотрудники участка по ремонту и монтажу КЛ ПРЭС установили временное питание от электрических сетей, находящихся в эксплуатации у ОАО «Оборонэнерго», определили место повреждения КЛ, питающей ЦТП-517. С 16 по ДД.ММ.ГГГГ производились работы по очистке от снега участка местности, где должны производиться земляные работы; ДД.ММ.ГГГГ определено второе повреждение КЛ. Расстояние между первым и вторым повреждением составило 20 м; персонал ЦЭС ПРЭС стал производить раскопку (земляные работы) мест повреждений; принято решение раскопать траншею глубиной 0,5 м от одного до второго места повреждения и заменить поврежденный участок новым кабелем; ДД.ММ.ГГГГ проведение земляных работ окончено (засыпка котлована). Ремонт повреждений проводился Общество в соответствии с нормами Правил установления охранных зон (далее - 03) объектов электросетевого хозяйства (далее - объекты ЭСХ) и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Правила ). Пунктом 18 Правил предусмотрено, что работы по предотвращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах ЭСХ могут проводиться без предварительного

уведомления собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. При проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ. Таким образом, Правила не предусматривают при проведении аварийных работ обязательного сообщения о проведении аварийных работ по ремонту электрических сетей в адрес МКУ «Территориальный центр управления кризисными ситуациями» и уполномоченного органа администрации ГО в сфере контроля и благоустройства до начала проведения таких работ; получение при проведении аварийных работ по ремонту кабельных линий электропередач ордера на проведение земляных работ; проведение таких работ только при наличии ордера.

Законный представитель ПАО «Камчатскэнерго» генеральный директор ФИО4 в судебном заседании участия не принимал, извещен, ходатайств не направлял.

Защитник ФИО5, действующая на основании доверенности № КЭ-18-18-16/159Д от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что защитник ФИО3 участия в рассмотрении жалобы принимать не будет, доводы жалобы поддержала, полагала, что в действиях ПАО «Камчатскэнерго» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, в связи с возникшей аварийной ситуацией юридическое лицо не могло бездействовать, чтобы не перемерзли коммунальные инженерные сети, пришлось вести работы без ордера на проведение земляных работ. ДД.ММ.ГГГГ поступило сообщение об аварии, ДД.ММ.ГГГГ установлено временное питание от электрических сетей, находящихся в эксплуатации у ОАО «Оборонэнерго», с 16 по ДД.ММ.ГГГГ велась очистка участка от снега, где впоследствии велись земляные работы, которые начались ДД.ММ.ГГГГ. Считала, что время совершения административного правонарушения определено неверно.

Защитник ФИО3 участия в рассмотрении жалобы не принимала, извещена, ходатайств не направляла.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав защитника ФИО5, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 21 Закона Камчатского края «Об административных правонарушениях», производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 10 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» (далее - Закон Камчатского края «Об административных правонарушениях») устанавливает ответственность за нарушение правил благоустройства территорий городских округов и поселений, утвержденных органами местного самоуправления городских округов и поселений в Камчатском крае.

В силу положений ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Протоколом осмотра территории Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалом, установлено, что в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, проводились земляные работы, на участке имеется ленточное ограждение, оставшееся после проведения работ, нарушенное благоустройство не восстановлено, по всему участку проведения земляных работ лежат ветви деревьев. Почвенный слой не восстановлен, мусор не убран (л.д.37).

По данному факту главным специалистом-экспертом отдела контроля благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа составлен протокол об административном правонарушении Ю/Л от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ПАО «Камчатскэнерго» ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 14 мин. в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, совершило административное правонарушение, выразившееся в неисполнении обязанности при проведении аварийных работ в течение рабочего дня, следующего за днем начала проведения аварийных работ обратиться в уполномоченный орган администрации городского округа в сфере градостроительства для получения ордера на проведение земляных работ, в неосуществлении сообщения в уполномоченный орган администрации городского округа в сфере контроля благоустройства до начала проведения аварийных работ, проведении земляных работ без ордера.

В подтверждение совершения ПАО «Камчатскэнерго» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края «Об административных правонарушениях», представлены собранные по делу доказательства: протокол об административном правонарушении Ю/Л от ДД.ММ.ГГГГ, протокол осмотра территории Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, фото-таблица.

Административная комиссия на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых приведены в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, пришла к выводу о виновности ПАО «Камчатскэнерго» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края «Об административных правонарушениях».

Однако, постановление Административной комиссии нельзя признать законным и обоснованным на основании следующих доводов.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения, которые в силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях относятся к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.

По смыслу закона выяснение наличия события административного правонарушения предполагает выяснение вопроса о времени совершения административного правонарушения.

Время совершения правонарушения имеет существенное значение как для квалификации административного правонарушения (в соответствии с действующим на момент его совершения законодательством), так и для определения сроков давности для привлечения лица к административной ответственности.

Данные требования Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Камчатскэнерго» Административной комиссией не соблюдены, при рассмотрении дела допущены нарушения

процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выразившиеся в нижеследующем.

Привлекая ПАО «Камчатскэнерго» к административной ответственности, Административная комиссия исходила из выявленного ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки нарушения ч.ч. 1, 5, 6 ст. 14 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-нд «О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающей территории», выразившееся в неисполнении обязанности при проведении аварийных работ в течение рабочего дня, следующего за днем начала проведения аварийных работ обратиться в уполномоченный орган администрации городского округа в сфере градостроительства для получения ордера на проведение земляных работ, в неосуществлении сообщения в уполномоченный орган администрации городского округа в сфере контроля благоустройства до начала проведения аварийных работ, проведении земляных работ без ордера.

В соответствии с постановлением, временем совершения ПАО «Камчатскэнерго» административного правонарушения является дата его обнаружения - ДД.ММ.ГГГГ. Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ также не содержит указание на время совершения ПАО «Камчатскэнерго» административного правонарушения, поскольку и в протоколе имеется ссылка на дату его обнаружения - ДД.ММ.ГГГГ.

Устанавливая время совершения ПАО «Камчатскэнерго» административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, Административная комиссия пришла к выводу о том, что совершенное административное правонарушение является длящимся.

Согласиться с выводом Административной комиссии в части определения времени совершения правонарушения нельзя, в связи с тем, что время совершения административного правонарушения не тождественно времени обнаружения административного правонарушения.

Как установлено п. 5 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-нд «О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающей территории», аварийные работы, связанные с ремонтом подземных и надземных инженерных сетей, проводятся без предварительного согласования с уполномоченным органом администрации городского округа в сфере градостроительства, с обязательным сообщением в муниципальное казенное учреждение «Территориальный центр управления кризисными ситуациями» и уполномоченный орган администрации городского округа в сфере контроля благоустройства до начала проведения работ.

В силу п. 6 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-нд «О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающей территории», аварийные работы проводятся непрерывно (круглосуточно), в том числе в выходные и праздничные дни. В течение рабочего дня, следующего за днем начала проведения аварийных работ организации, осуществляющие проведение аварийных работ, обязаны обратиться в уполномоченный орган администрации городского округа в сфере градостроительства для получения ордера на проведении земляных работ.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (ч. 1 ст. 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В ходе производства по делу об административном правонарушении главным специалистом-экспертом отдела контроля благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа опрошен старший мастер ПАО «Качматскэнерго» филиал ЦЭС ФИО6, который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ произошла авария кабельной линии 0,4 киловольта находящейся в аренде у ПАО «Качматскэнерго» питающая ЦТП-517 по адресу <адрес>, от которой запитаны жилые дома. ДД.ММ.ГГГГ участок по ремонту и монтажу кабельных линий ПРЭС остановили временное питание от сетей ОАО «Оборонэнерго», а также было определенно место повреждение данной кабельной линии. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производились работы по отчистке от снега участка местности, где должны

были производиться земляные работы. ДД.ММ.ГГГГ определено участком оборудования ПРЭС второе повреждение данной кабельной линии. Расстояние между первым и вторым повреждением составило 20 м. ДД.ММ.ГГГГ начали проводить раскопку (земляные работы) мест повреждений (л.д.48).

Показания старшего мастера ПАО «Качматскэнерго» филиал ЦЭС ФИО6 являются допустимым доказательством, поскольку свидетель предупрежден по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Таким образом, с учетом начала ДД.ММ.ГГГГ проведения земляных работ, ПАО «Камчатскэнерго» надлежало обратиться в уполномоченный орган администрации городского округа в сфере градостроительства для получения ордера на проведении земляных работ, в течение рабочего дня, следующего за днем начала проведения аварийных работ (п. 6 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-нд), то есть ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абз. 3 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В силу изложенного, правонарушение совершенное ПАО «Камчатскэнерго» выразившееся в осуществлении земляных работ в отсутствие ордера на их проведение не является длящимся, поскольку ордер надлежало получить в срок, предусмотренный п. 6 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-нд.

При таких обстоятельствах, временем совершения ПАО «Камчаткэнерго» административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, как о том указано в обжалуемом постановлении.

Фактически, в ходе рассмотрения дела неверно установлено время совершения ПАО «Камчатскэнерго» административного правонарушения, что является существенным процессуальным нарушением, а также повлекло нарушение права юридического лица на защиту.

На основании изложенного, постановление Административной комиссии о привлечении ПАО «Камчаткэнерго» к административной ответственности по ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» нельзя признать законным и обоснованным.

В силу п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Как следует, при рассмотрении дела об административном правонарушении по правилам ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вопрос о привлечении к административной ответственности разрешается административным органом с учетом проверки правильности составления самостоятельного протокола об административном правонарушении.

Согласно положениям ст. 29.4, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и разъяснениям данным Пленумом Верховного Суда РФ в абз. 4 и 5 п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению.

Допущенное при составлении протокола об административном правонарушении процессуальное нарушение обязывало Административную комиссию при подготовке дела к рассмотрению вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении в отношении ПАО «Камчатскэнерго» должностному лицу, которым он составлен, для устранения недостатков, однако этого сделано не было. На стадии рассмотрения настоящей жалобы на постановление такая возможность утрачена, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к рассмотрению.

Вышеизложенные обстоятельства при подготовке дела к рассмотрению не разрешались, дело рассмотрено с вынесением обжалуемого постановления, в связи с чем, у судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края отсутствуют правовые основания для возвращения протокола должностному лицу его составившему.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях», не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ПАО «Камчатскэнерго» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях», имели место ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносятся: решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах, постановление Административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ПАО «Камчатскэнерго» к административной ответственности по ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края «Об административных правонарушениях», подлежит отмене, а производство по данному делу, подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ФИО3 - удовлетворить.

Постановление Административной комиссии при администрации Петропавловск - Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» к административной ответственности по ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» - отменить.

Прекратить производство по настоящему делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.П. Лаевская