УИД: 56RS0018-01-2023-005518-24
№ 12-664/2023
РЕШЕНИЕ
26 сентября 2023 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г.Оренбурга Катеринин В.В.,
при секретаре Захаровой И.Ю.,
с участием защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» на постановление и представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3N от ... ООО «Оренбург Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Одновременно должностным лицом внесено представление об устранении причин и условий совершения административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, ООО «Оренбург Водоканал» обратилось с жалобой в Ленинский районный суд г.Оренбурга, в которой просило постановление и представление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитники юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали, просили постановление и представление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ООО «Оренбург Водоканал» состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ. В соответствии с положениями пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ, виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, заключается в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Федеральным законом от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) дается определение - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя: наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах; сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях; сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления; сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду; сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду; сведения о программе производственного экологического контроля и результатах ее осуществления; сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям; информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления; сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора; информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (п.4 ст.69 Федерального закона №7-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом № 7-ФЗ, Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года №572.
Документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, подаются в тот территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был поставлен на государственный учет указанный объект НВОС.
При актуализации учетных сведений об объекте НВОС территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте НВОС в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте (пункты 9, 10 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, пункт 31 Правил, форма свидетельства об актуализации - приложение 2).
Судом установлено, что в период с ... Южно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена плановая выездная проверка на основании решения от 16 мая 2023 года N РШ) соблюдения ООО «Оренбург Водоканал» требований природоохранного законодательства Российской Федерации при эксплуатации объекта I категории «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал».
В рамках проведенной проверки установлено, что ООО «Оренбург Водоканал» осуществляет свою деятельность согласно уставу Общества, утвержденного решение ООО «РВК-Инвест» от ...N.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности: производственная эксплуатация водопроводно-канализационного комплекса (ВКХ) муниципального образования, с осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения потребителям; организация и реализация экономически целесообразных, выгодных надежных и эффективных систем водоснабжения и водоотведения различных потребителей жилищно-коммунального хозяйства и иных хозяйствующих субъектов, и другие виды деятельности.
Объект негативного воздействия на окружающую среду ООО «Оренбург Водоканал» - «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал» поставлен на учет как объект федерального государственного экологического надзора с присвоением кода: NП и является объектом негативного воздействия на окружающую среду I категории.
В 2019 году ООО «Оренбург Водоканал» проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
В соответствии с проведенной инвентаризацией в атмосферу поступает ... загрязняющих вещества из ... источников выбросов (...).
Управлением установлены нормативы предельно допустимых выбросов (решение N-П от ...) ООО «Оренбург Водоканал» в составе проекта нормативов ПДВ на срок с ... по ... с валовым выбросом ... т/год – в 2019 году, ... т/год – в 2020-2025 годах, на основании которых выдано разрешение N от ... на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на объектах предприятия.
Согласно отчету по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязяющих) веществ в атмосферный воздух для объектов 1 категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», утвержденного генеральным директором ФИО4..., в результате деятельности очистных сооружений атмосферный воздух г. Оренбурга выбрасываются 24 наименования загрязняющих веществ, таких как азота диоксид, аммиак, азота оксид, сероводород, метан, предельные углеводороды С6-С10, фенол, формальдегид, смесь природных меркаптанов и предельные углеводороды С12-С19, от 32 источников выбросов, в том числе от 23- организованных, 9- неорганизованных.
... ООО «Оренбург Водоканал» в связи с изменениями в технологической схеме обработки осадка – выводом из эксплуатации метантенков на ОСК г. Оренбург, а также в связи с модернизацией системы отвода надиловой воды и установкой щелевых колодцев, вводом новой ГОУ, вводом новой блочной-модульной котельной проведена актуализация инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выбросов от них.
Инвентаризацией установлено, что в результате деятельности объектов 1 категории НВОС Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал» в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества 24 наименований от ... источников выбросов, из них организованных источником – ..., неорганизованных – ..., суммарный выброс загрязняющих веществ атмосферный воздух составляет – ... т/год, из них ЦОСК – от ... источников – ... т/год, иловые поля – от ... источников ... т/год.
Согласно сведениям, представленным в отчет по инвентаризации стационарных и передвижных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Корректировка данных, инвентаризация источников выбросов и загрязняющих веществ проведена по данным 2022 года.
Согласно паспорту безопасности химической продукции органические удобрения на основе осадков сточных вод «Супер Флора», утвержденным исполнительным директором ООО «Оренбург Водоканал» ФИО5, основным опасным компонентом для которого установлено ПДК рабочей зоны в составе органического удобрения на основе осадков сточных вод «Супер Флора» является пыль растительного и животного происхождения – 4 класса опасности.
Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды г. Оренбурга поступают в приемный резервуар городских очистных сооружений, где происходит усреднение стоков по входящим концентрациям и неравномерному притоку сточных вод. Далее сточные воды проходят механическую очистку на решетке тонкой очистки (мелкопрозорные) (4 решетки) и самотеком поступают в горизонтальные песколовки (3 галереи), где происходит выделение из стоков крупных загрязнений минерального происхождения.
Загрязняющие вещества, выделяющиеся при обработке сточных вод, от приемной камеры, песколовок и камеры механической очистки (мелкопрозорные решетки) сточных вод, по системе трубопроводов отводятся на газоочистную установку (далее - ГОУ) Салфокс. Принцип работы ГОУ Салфокс заключатеся в очистке воздуха от различных дурнопахнущих компонентов в жидкостном хемосорбционном скруббере, где в присутствии специализированного раствора катализаторов марок «Салфокс» осуществляется окисление кислородом воздуха сероводорода и летучих органических соединений с дальнейшим окислением до нелетучих соединений (сера). Воздух приводится в движение вентилятором.
Производительность ГОУ Салфокс по воздуху на входе и выходе 10000 куб. м/час, эффективность очистки по гидросульфиду (сероводороду), аммиаку, смеси природных меркаптанов 95%.
Таким образом, проверкой установлено, что ООО «Оренбург Водоканал» не внесло: сведения об источниках выбросов и выбросов взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт об обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора» в федеральный государственный реестр учета объектов НВОС; сведения о выбросах загрязняющих веществ от источников выбросов «ворота здания цеха мелкопрозорных решеток», «неплотности покрытия песколовок и приемной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приемной камерой и зданием песколовок».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого должностным лицом вынесено обжалуемое постановление, ООО «Оренбург Водоканал» привлечено к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и доказанность вины ООО «Оренбург Водоканал» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Принимая во внимание совокупность представленных в материалах дела доказательств, свидетельствующих о несоблюдении требований природоохранного законодательства Российской Федерации, должностное лицо пришло к правомерному выводу о виновности ООО «Оренбург Водоканал» в инкриминируемом административном правонарушении.
При рассмотрении дела по существу, фактические обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в постановлении должностным лицом.
Представленные в материалы дела доказательства собраны без нарушений закона, являются достаточными, допустимыми в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, согласуются между собой, оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется.
Доводы ООО «Оренбург Водоканал» основаны на субъективной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и основаниями для отмены постановления не являются.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ООО «Оренбург Водоканал» обоснованно привлечено к административной ответственности, его действия правильно квалифицированы по статье 8.46 КоАП РФ.
Все имеющиеся в материалах дела доказательства получили надлежащую оценку в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой не имеется.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности с момента обнаружения по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Оснований для освобождения ООО «Оренбург Водоканал» от административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ не усматривается.
Основания для прекращения производства по настоящему делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения отсутствуют, поскольку имеющаяся в материалах дела совокупность доказательств подтверждает факт совершения ООО «Оренбург Водоканал» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения.
В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с частью 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Представление по своей природе является процессуальным решением, адресованным конкретным лицам и содержащим обязательные требования, за невыполнение которых указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.5 или статье 19.6 КоАП РФ, и безусловно, затрагивает права и свободы граждан и законные интересы лиц, в адрес которых оно вынесено.
Причины и условия совершения административного правонарушения в силу статьи 26.1 КоАП РФ относятся к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по каждому делу об административном правонарушении, соответственно, они должны быть отражены в постановлении.
Предусмотренное статьей 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которого установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если оно вынесено на основании обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, фактически обжалуются путем подачи жалобы в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на вынесенное постановление, может быть рассмотрено вместе с таким постановлением и отмена последнего, в случае признания незаконным, исключает необходимость выполнения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Материалами дела установлено, что наряду с постановлением, которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа, в адрес Общества внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что представление является неразрывно связанным с делом об административном правонарушении по ст. 8.46 КоАП РФ и подлежит оценке при рассмотрении вопроса о совершении юридическим лицом административного правонарушения в соответствии с положениями КоАП РФ.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что указанное представление соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, является мотивированным, в нем приведены выводы, изложенные в оспариваемом постановлении, а также указано на обязанность Общества принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, состав которого в действиях Общества административным органом доказан.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении ООО «Оренбург Водоканал» - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.
Судья: подпись. Катеринин В.В.
Копия верна. Судья:
Секретарь: