№ 12-665/2019 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении город Уфа 28 октября 2019 года Судья Кировского районного суда города Уфы Соколова И. Л., при участии защитника должностного лица, привлекаемого к ответственности - генерального директора ГУП «ФЖС Республики Башкортостан» ФИО1 – ФИО2, на основании доверенности, права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. ст. 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснены, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» ФИО1 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 07 августа 2019 года, у с т а н о в и л : Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 07 августа 2019 года, генеральный директор ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» (далее ГУП «ФЖС РБ») ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей. В жалобе заявитель просит отменить постановление мирового судьи от 07 августа 2019 года, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с уведомлением Контрольной счетной палаты РБ от 17.04.2019 года проведено контрольное мероприятие «Проверка эффективности использования государственных ресурсов ГУП «ФЖС РБ» за 2016-2018 годы и иные периоды». В ходе проверки в адрес генерального директора ГУП «ФЖС РБ» направлен запрос о предоставлении информации о формировании доходов и затрат по объектам строительства. По запросу от 17.06.2019 года ГУП «ФЖС РБ» необходимо было представить информацию по объектам строительства согласно прилагаемой форме в электронном бумажном виде. Приложенная к запросу форма формирования доходов и затрат по объектам строительства состояла из более 86 позиций. То есть в приложении нужно было заполнить как минимум 86 позиций по каждому объекту строительства до 20.06.2019 года. На следующий день в адрес ГУП «ФЖС РБ также поступили запросы, которые включали в себя предоставление информации в значительных объемах. Из жалобы следует, что запрашиваемая информация не является ни документом утвержденным формой отчетности унитарных предприятий, ни формой бухгалтерской отчетности - носит исключительно экспертно-аналитический характер. Вся первичная документация, подтверждающая формирование доходов и затрат по объектам строительства, была представлена контрольно счетному органу по многочисленным предыдущим запросам, в связи с чем считают необоснованным довод о невозможности совершения контрольных мероприятий. В действиях директора ГУП «ФЖС РБ» отсутствовал умысел и вина, поскольку предприятие не отказывалось предоставлять запрашиваемую информацию, а сослалось на то, что информация будет представлена постепенно по мере готовности в виду большого объема запрашиваемой информации. Таким образом, несвоевременное предоставление затребованной аналитической (сводной) информации, которая объективно отсутствует на предприятии в запрашиваемом виде на дату составления запроса, при условии что предприятие представило первичную документацию, доступ к электронным базам, сообщило о причинах необходимости продления сроков, отсутствия обязанности ведения подобного анализа по конкретно запрашиваемой форме не могут свидетельствовать о воспрепятствовании проведению контрольного мероприятия и расцениваться как нарушение. Генеральный директор ГУП «ФЖС РБ» ФИО1 извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Защитник должностного лица ФИО2 в суде доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Административный орган извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет. Изучив и оценив материалы дела, выслушав участников, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей. Основанием для привлечения к административной ответственности юридического лица послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела выводы о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора). Из Протокола об административном правонарушении № 3-К-2019 от 12 июля 2019 года следует, что в ходе контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования государственных ресурсов ГУП «ФЖС РБ» за 2016-2018 годы и иные периоды» на объекте ГУП «ФЖС РБ» председателя КСП ФИО3 в адрес генерального директора ГУП «ФЖС» ФИО1 направлен запрос № 138 исх-1038/19 от 17.06.2019. В данном запросе изложено требование о предоставлении в срок до 20 июня 2019 года информации по объектам строительства согласно прилагаемой форме в электронном и бумажном виде. Запрос получен ГУП «ФЖС РБ» 17 июня 2019 года в 11:25 час., что подтверждается штампом входящей корреспонденции объекта проверки на экземпляре письма Контрольно-счетной палаты РБ. В установленный срок запрошенная информация представлена не в полном объеме, а именно, не представлена информация по 16 из 18 объектов строительства ГУП «ФЖС РБ». Получение указанной информации необходимо для рассмотрения вопроса обоснованности расходов на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство объектов недвижимости, их соответствие фактическим затратам правильность отражения в учете (выборочно), предусмотренного целью 6 Программы контрольного мероприятия. Согласно пояснениям генерального директора ГУП «ФЖС РБ» ФИО1 (письмо от 10.07.2019 № 31-3375) в целях предоставления информации сотрудниками предприятия разработана программа формирования отчета с использованием бухгалтерских программ 1 С Предприятие. Часть информации вносится вручную тремя структурными подразделениями ГУП «ФЖС РБ». Часть информации будет представлена по мере готовности. Вместе с тем при анализе частично представленной информации установлено, что информация по формированию доходов и затрат по объектам строительства в мкр.Глумилино 7, г. Уфа представлена 01.07.2019 года лишь по 6 литерам из 10, при этом не представлена информация по 4 литерам: по объекту Иремель, г. Уфа информация по затратам представлена 09.07.2019 по 3 литерам из 9, при этом информация по доходам не представлена в отношении 6 литеров. По состоянию на 08 июля 2019 года информация не представлена в запрашиваемом объеме по 16 объектам. По 2-м объектам (мкр.Глумилино-7, Иремель г. Уфа) информация представлена частично. Из протокола об административном правонарушении № 3-К-2019 от 12 июля 2019 года следует, что Представление запрашиваемой информации возможно с использованием программного продукта 1С бухгалтерия, используемого ГУП ФЖС РБ в своей финансово-хозяйственной деятельности, предназначенного для отражения всех финансово-хозяйственных операций предприятия. Кроме того с 2015 года в ГУП «ФЖС РБ» используется корпоративная информационная система управления объектами и бизнесом «Адванта». Функциональные возможности данной программы позволяют провести анализ фактических показателей в сравнении со сметными и прогнозными показателями, анализ фактических показателей в сравнении с показателями за предыдущие периоды, проверку арифметической точности бухгалтерских записей. Использование указанных программных продуктов позволяет автоматизировать процесс по формированию информации и представить ее в установленный срок. В связи с непредставлением указанной информации, Распоряжением Контрольно–счетной палаты Республики Башкортостан от 28.06.2019 года № 134/19 был продлен срок проведения контрольного мероприятия до 12.07.2019 года, распоряжением Котрольно-счетной палаты РБ срок продлен до 19.07.2019 года. На момент составления протокола запрошенная по запросу № 138 от 17.06.2019 года информация не представлена, что не позволяет завершить контрольные мероприятия в полном объеме. Согласно протоколу об административном правонарушении № 3-К-2019 от 12 июля 2019 года, время совершения административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ – 20.06.2019 (срок для предоставления запрошенной информации). Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ГУП «ФЖС РБ» ФИО1 постановлением мирового судьи к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Между тем не учтено следующее. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Исходя из диспозиции части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает в числе иного установление законности распоряжения или требования должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Основанием для проведения проверки в отношении ГУП «ФЖС РБ» являлось распоряжение Председателя Контрольно–счетной палаты Республики Башкортостан от 16 апреля 2019 года № 93/19. Распоряжением Контрольно–счетной палаты Республики Башкортостан от 16 апреля 2019 года № 93/19 был установлен срок проведения проверки с 18 апреля 2019 по 24 мая 2019 года. Распоряжением Контрольно–счетной палаты Республики Башкортостан от 28.06.2019 года № 134/19 был установлен срок проведения проверки с 18 апреля 2019 по 12 июля 2019 года. Распоряжением Котрольно-счетной палаты Республики Башкортостан № 146/19 от 10 июля 2019 года установлен срок проведения проверки с 18 апреля 2019 по 19 июля 2019 года, то есть срок продлен до 19 июля 2019 года. Уведомлением от 17 апреля 2019, которое вручено генеральному директору ГУП «ФЖС РБ» 18 апреля 2019, ГУП «ФЖС РБ» извещены о проведении проверки на основании распоряжения Контрольно–счетной палаты Республики Башкортостан от 16 апреля 2019 года № 93/19. Согласно указанному распоряжению был установлен срок проведения проверки по 24 мая 2019 года. Запрос № 138 исх-1038/19 от 17 июня 2019 о предоставлении в срок до 20 июня 2019 года информации направлен за пределами сроков проверки, с которыми был ознакомлен законный представитель юридического лица. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В нарушение указанной нормы проверка в отношении ГУП «ФЖС РБ» проведена на основании распоряжения, в котором не указаны должностные лица, уполномоченные проводить проверку. Таким образом, проверка проведена неуполномоченными лицами, доказательств обратного административным органом не представлено.В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. Сведения о том, что ГУП «ФЖС РБ» были извещены о продлении срока проверки до 19 июля 2019 года согласно Распоряжению Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан № 146/19, в материалах дела отсутствуют. В запросе № 138 исх-1038/19 от 17 июня 2019 изложено требование о предоставлении в срок до 20 июня 2019 года информации по объектам строительства согласно прилагаемой форме в электронном и бумажном виде. К запросу приложен список объектов строительства, формирование доходов и затрат по объектам строительства - 5 листов. Письмом от 10 июля 2019 генерального директора ГУП «ФЖС РБ» ФИО1 (письмо от 10.07.2019 № 31-3375) изложена просьба о продлении сроков представления информации. Приведены доводы о том, что в целях предоставления информации сотрудниками предприятия разработана программа формирования отчета с использованием бухгалтерских программ 1 С Предприятие. Часть информации вносится вручную тремя структурными подразделениями ГУП «ФЖС РБ». Часть информации будет представлена по мере готовности. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 13.03.2012 N 520-з (ред. от 05.06.2019) "О Контрольно-счетной палате Республики Башкортостан" органы государственной власти и государственные органы Республики Башкортостан, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых Контрольно-счетная палата вправе осуществлять внешний государственный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в 14-дневный срок обязаны представлять в Контрольно-счетную палату по ее запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Таким образом, устанавливая срок для предоставления информации 3 дня вместо 14 дней, административный орган превысил свои полномочия, данное требование не может быть признано законным. Также, в силу закона юридическое лицо обязано представлять в Контрольно-счетную палату по ее запросам информацию и материалы для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, но не проводить по требованию Контрольно-счетной палаты экспертно-аналитические мероприятия. В силу п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе: превышать установленные сроки проведения проверки. Данное правило нарушено, поскольку юридическое лицо не было извещено о продлении сроков проверки, и сроки проверки нарушены. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней. Между тем, по настоящему делу установлено, что проверка в отношении ГУП «ФЖС РБ» проводилась фактически с 18 апреля 2019 по 19 июля 2019 года, то есть более трех месяцев. В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов. Соблюдение административным надзорным органом общих правил проведения проверки, в том числе, требований ч. 3.3 ст. 10, ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является юридически значимым обстоятельством. Соблюдение административным надзорным органом данных правил проведения проверки не подтверждено административным органом. В силу п. 5 ч. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона. В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Административным органом не доказано, что у юридического лица имелась возможность предоставления необходимого объема информации в указанный срок с 17 июня 2019 года по 20 июня 2019 года. Выводы протокола о том, что: «функциональные возможности программы позволяют провести анализ фактических показателей в сравнении со сметными и прогнозными показателями…., анализ фактических показателей в сравнении с показателями за предыдущие периоды, проверку арифметической точности бухгалтерских записей….и что использование указанных программных продуктов позволяет автоматизировать процесс по формированию информации и представить ее в установленный срок», являются голословными предположениями, и не могут быть положены в основу решения о виновности юридического лица. Вместе с тем, представленный заявителем жалобы объем материалов (запросов) по административному делу позволяет суду прийти к выводу о значительном объеме запрошенной административным органом информации. Также заслуживают внимания доводы заявителя жалобы о том, что Запрашиваемая информация не является ни документом утвержденным формой отчетности унитарных предприятий, ни формой бухгалтерской отчетности - носит экспертно-аналитический характер. Первичная документация, подтверждающая формирование доходов и затрат по объектам строительства, была представлена контрольно счетному органу. Наряду с этим, судом при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи установлено, что дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей без истребования у административного органа материалов дела об административном правонарушении в полном объеме и без их надлежащего исследования. Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Следовательно, не выполнены в полной мере задачи, предусмотренные ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, задачи всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Такое разрешение дела об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем, из материалов дела следует, что правонарушение совершено 20 июня 2019 года. Срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу истек 21 сентября 2019 года. Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Как следует из разъяснений п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В силу разъяснений п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности у суда отсутствуют основания для обсуждения вопроса о виновности лица. Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд Р Е Ш И Л : Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан от 07 августа 2019 года о привлечении к админиспративной отвественности генерального директора ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» ФИО1 по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и его правомочны пересматривать судьи Верховного Суда Республики Башкортостан и Верховного Суда Российской Федерации. Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет. Судья Соколова И. Л. |