РЕШЕНИЕ
25 декабря 2020 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А.., рассмотрев жалобу ООО «Хохольский сахарный комбинат» на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области ФИО1 № 207/КН/2020 от 19.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» (ИНН <***>), предусмотренном ст. 8.2 ч.10 КоАП РФ,
установил:
Постановлением № 207/КН/2020 заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором ФИО1 от 19.10.2020 ООО «Хохольский сахарный комбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, ООО «Хохольский сахарный комбинат» обратилось с жалобой в Центральный районный суд города Воронежа. Просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.2-10).
В судебном заседании представитель ООО «Хохольский сахарный комбинат» по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержала, пояснила изложенное, просила жалобу удовлетворить.
Законный представитель ООО «Хохольский сахарный комбинат» ФИО3 просил жалобу удовлетворить.
Представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности ФИО4 считала жалобу не обоснованной, в пояснениях указала, что обществом были нарушены СП-2.1.7.1386-3 «Санитарные правила по определению класса опасности отходов производства и потребления», а именно не определен класс опасности отхода, вывозимого за пределы предприятия, на котором они образовались (основное место накопления отходов – жомохранилища); нарушен порядок учета в области обращения отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Выслушав присутствующих лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 2011 г. N 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.
Согласно п.4. Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО).
Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 7 указанного Порядка установлено, что данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 30.09.2011 № 792 утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе. ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и/или компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа); химический и /или компонентный состав отходов (подгруппа); агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут рейдового осмотра земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – жом свекловичный свежий. По данному факту 20.08.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования специалистами филиала лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» осуществлен отбор проб данного отхода с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы.
Согласно экспертному заключению от 17.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода – 4 (л.д.52-54).
По результатам анализ проб и сравнению квалификационных признаков отхода – жом свекловичный свежий с классификационными признаками отходов, включенных в ФККО и БДО установлено, что физическая форма отхода и класс опасности вида отхода не совпадают по классификационным признакам с отходами, включенными к ФККО.
Согласно обжалуемого постановления от 19.10.2020, по вине юридического лица допущено нарушение требований ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 4, 5, 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, в связи с чем, ООО «Хохольский сахарный комбинат» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.63-69).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения жалобы представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, указывали, что спорный отход изначально был учтен в 2019 году и хранили его как отход V класса опасности, он имеет отражение в данных учета за 2 квартал 2020; полагали, что хранят отход V класса опасности, поскольку имеют права на хранение отходов в течении 11 месяцев.
Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих отражение данного вида отхода в учетных данных за 3-4 кварталы 2019, в материалах административного дела не имеется, и при проведении административного расследования не проверялось.
Кроме того, при рассмотрении жалобы представителем должностного лица были даны пояснения, дополняющие доводы, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности юридического лица.
Между тем, данные доводы не были предметом рассмотрения у должностного лица, не нашли своего отражения ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении. Документов и доводов относительного данного, лицом, привлекаемым к административной ответственности не предоставлялось и не запрашивалось.
Допущенные должностным лицом нарушения процессуальных требований КоАП РФ, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления должностного лица и возвращение дела на новое рассмотрение. Срок давности привлечения к ответственности не истек.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
постановил:
Отменить постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области ФИО1 № 207/КН/2020 от 19.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат» (ИНН <***>), предусмотренном ст. 8.2 ч.10 КоАП РФ и возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.
1версия для печатиДело № 12-665/2020 (Решение)