Дело № 12-665/2021
Р Е Ш Е Н И Е
город Кызыл14 декабря 2021 года
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Хомушку А.Б.,
с участием заявителя ФИО1 ФИО8
его представителя – адвоката Ситниковой Е.А.,
представителя Службы по финансово –бюджетному надзору Сарыглар А-Х.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 ФИО9 на постановление руководителя Службы по финансово –бюджетному надзору Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 ФИО10 к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (Далее – Служба) от ДД.ММ.ГГГГ, указав о том, что он не является должностным лицом, допустившим указанное административное правонарушение, поскольку не обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации, не осуществляет контроль за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля их расходования. Просит суд восстановить пропущенный срок обжалования постановления, постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В возражении на жалобу Служба по финансово –бюджетному надзору указывает на то, что должностной инструкцией начальнику финансово –договорного отдела вменены функции по осуществлению руководством отдела, по контролю сроков прохождения денежных средств через Министерство финансов республики Тыва и Министерство дорожно –транспортного комплекса республики Тыва по принятию мер по обеспечению своевременного поступления финансовых средств на счет ГКУ «Тываавтодор» по участию в распределении поступающих финансовых средств, финансово –договорной отдел контролирует поступление лимитов на лицевой счет Управления, использование бюджетных средств согласно заключенным договорам и контрактам, тем самым, ФИО1 обладая организационно –распорядительными и административно –хозяйственными функциями, является субъектом данного правонарушения, в связи с чем, полагает оставлению без изменения постановление должностного лица о привлечении ФИО1 по ст.15.15.10 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель ФИО1 просил удовлетворить жалобу по указанным в ней основаниям, пояснив о том, что соответствующими полномочиями не обладает.
Защитник Ситникова Е.А. также полагала необходимым решение должностного лица о привлечении ФИО1 к административной ответственности подлежащим отмене по указанным в жалобе основаниям.
Представитель Службы по финансово –бюджетному надзору Республики Тыва Сарыглар А-Х.О. поддержала доводы, изложенные в возражении, пояснив, что постановление является законным и обоснованным.
Выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему:
На основании статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Срок на обжалование постановления заявителем нарушен. В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обжалования заявитель ссылается на то, что первоначально была подана одна жалоба на 3 постановления в установленные законом сроки. Однако, указанная жалоба была возвращена, в связи с чем, процессуальный срок был им пропущен по уважительной причине. Суд находит доводы ходатайства обоснованными и уважительными, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Положения статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют бюджетные обязательства как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; под лимитом бюджетных обязательств понимается объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует, что в Службу поступило уведомление УФК по Республике Тыва о превышении принятым бюджетным обязательством неиспользованных лимитов бюджетных обязательств № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации (далее – КБК) 91№ на сумму 3 028 212,41 рублей.
Согласно материалам дела ГКУ «Тываавтодор» заключил следующие государственные контракты:
на выполнение аварийно –восстановительных работ на автомобильной дороге Кызыл-Мажалык-Аянгаты с Обществом с ограниченной ответственностью (далее, ООО) «Ак-Довуракское ДРСУ» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 282 282,0 рубля и приняты бюджетные обязательства на сумму 3 028 212,41 рубля при отсутствии объема прав на принятие обязательств;
на выполнение аварийно –восстановительных работ на автомобильной дороге Сарыг-Сеп-Балгазын с Обществом с ограниченной ответственностью (далее, ООО) «Сарыг-Сепское ДРСУ» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 1 895 546,95 рублей и приняты бюджетные обязательства на сумму 3 028 212,41 рубля при отсутствии объема прав на принятие обязательств;
на выполнение аварийно –восстановительных работ на автомобильной дороге подъезд к с Обществом с ограниченной ответственностью (далее, ООО) «Сарыг-Сепское ДРСУ» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 92 268,70 рублей и приняты бюджетные обязательства на сумму 3 028 212,41 рубля при отсутствии объема прав на принятие обязательств.
Согласно отчету о состоянии лицевого счета ГКУ «Тываавтодор» № на ДД.ММ.ГГГГ (форма по КФД №) по КБК 91№ в разделе 1.2.1 «Бюджетные данные» (графа 7) лимиты бюджетных обязательств предусмотрены в сумме 8 000 000,0 рублей по разделу 2 «Операции с бюджетными средствами» (графа 3) по указанному КБК поставлены на учет бюджнтные обязательства в размере 11 028 212,41 рублей, по разделу 1.4 «Неиспользованные доведенные бюджетные данные» (графа 6) неиспользованные на ДД.ММ.ГГГГ лимиты бюджетных обязательств на 2019 год составили «-» 3 028 22,41 рубля. Таким образом, ГКУ «Тываавтодор» бюджетные обязательства по КБК 91№ превышены имеющиеся неисполненные лимиты бюджетных обязательств на указанную сумму.
Из пояснительной записки начальника ГКУ «Тываавтодор» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что финансово-договорной отдел размещает утвержденные и подписанные контракты и договора на официальный сайт ЕИС и передает бухгалтерии по реестру с приложением ф. КС-2, ф.КС-3. Далее бухгалтера через программу СУФД направляет сведения бюджетных обязательств в Казначейство для постановки на учет бюджетных обязательств. Финансово-договорной отдел контролирует поступление лимитов на лицевой счет Управления, использование бюджетных средств согласно заключенным договорам и контрактам.
Согласно Положению о финансово –договорном отделе ГКУ «Тываавтодор», отдел проводит анализ и контроль использования бюджетных средств Управлением, составляет и согласовывает сметы доходов и расходов на управление дорогами Республики Тыва и исполнение дорожных работ на финансовый год с разбивкой по кварталам, осуществляет оперативный учет по выполнению программ дорожных работ по использованию выделенных лимитов на дорожные работы, заключаемых договоров (контрактов).
Из должностной инструкции начальника финансово –договорного отдела ГКУ «Тываавтодор» видно, что в должностные обязанности начальника входит осуществление руководства работой отдела по разработке планов по ремонту, строительству и содержанию автодорог, как текущего года, так и на перспективу и осуществляет их согласование, обеспечивает контроль по исполнению обязательств, предусмотренных контрактами, участвует в распределении поступающих финансовых средств, контролирует правильность и своевременность оформления документов на оплату выполненных работ.
Приказом начальника ГКУ «Тываавтодор» №_ЛС от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен начальником финансово –договорного отдела ГКУ «Тываавтодор».
Согласно определению Службы по финансово –бюджетному надзору от ДД.ММ.ГГГГ дела об административных правонарушениях №№, 08-02/20-184, 08-02/20-185 в объедены в одно производство под №.02/20-183, в связи с тем, что административные правонарушения совершены в одно время, одним и тем же лицом, установлена однородность административных правонарушений (превышение принятых бюджетных обязательств над доведенные лимитами по одному КБК 91№).
Постановлением руководителя Службы по финансово –бюджетному надзору Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ начальник финансово –договорного отдела ГКУ «Тываавтодор» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
С такими выводами должностного лица согласиться нельзя ввиду следующего:
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом в указанном Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно –распорядительные или административно –хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) надлежит рассматривать как административно-хозяйственные функции.
При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа указано на то, что ФИО1 обладал соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению Бюджетного законодательства РФ.
При этом, в подтверждение полномочий ФИО1 как должностного лица, то есть лица, выполняющего организационно –распорядительные или административно –хозяйственные функции, приведен перечень должностных обязанностей, содержащихся в должностной инструкции ФИО1, положения о финансово –договорном отделе ГКУ «Тываавтодор».
В то же время, приведенные ссылки на должностную инструкцию финансово –договорного отдела не содержат обязанность ФИО1 принимать бюджетные обязательства от имени Управления в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Заключенные государственные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ подписаны начальником управления ГКУ «Тываавтодор» ФИО3
Поскольку спорные договоры подписаны не ФИО1, следовательно, ему и не делегированы полномочия по принятию бюджетных обязательств, соответственно, он и не является субъектом административной ответственности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица не может быть признано законным и подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление руководителя Службы по финансово –бюджетному надзору Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ФИО1 ФИО13 к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО1 ФИО12 состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья: А.Б. Хомушку