ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-666/20 от 09.11.2020 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №12-666/20

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

09 ноября 2020 года Первомайский районный суд

г. Краснодара в составе

председательствующей судьи Медоевой Е.Н.

при секретаре Бесчастном А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - главного консультанта отдела информационного обеспечения и контроля, осуществляющего полномочия работника контрактной службы министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края ФИО1 на постановление /Д/1 от 20.07.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Главный консультант отдела информационного обеспечения и контроля, осуществляющего полномочия работника контрактной службы министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края - ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление /Д/1 от 20.07.2020г., вынесенное заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель ФИО1, поддержала доводы жалобы, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, действующая на основании доверенности ФИО4, в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, считает постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Обоснованную позицию изложила в отзыве на жалобу.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора ФИО3 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении /Д/1 от 20.07.2020г. ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 10 000 рублей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между Министерством и непубличным акционерным обществом «Печатный двор Кубани» заключен государственный контракт от 10 апреля 2020 г. на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе № 44-ФЗ), предметом которого является оказание услуг по изготовлению печатной продукции, в количестве 100 000 шт. на общую сумму 114 000,00 рублей (цена за 1 шт. - 1,14 рублей).

Частью 4 статьи 93 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ определено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном, в том числе пунктом 9 части 1 указанной статьи, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Законом о контрактной системе № 44-ФЗ. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных указанной частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта.

Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ установлено, что начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения метода или нескольких методов, указанных в данной статье.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее - также НМЦК) в отношении объекта закупки «Оказание услуг по изготовлению печатной продукции» подготовлено 2 апреля 2020 г., в том числе главным консультантом отдела информационного обеспечения и контроля, работником контрактной службы Министерства ФИО1

Согласно вышеуказанному обоснованию НМЦК определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и составляет 114 000,00 рублей. В обоснование выбранного метода обоснования НМЦК указано, что выбран приоритетный метод в соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

Кроме того, для расчета НМЦК, определяемой методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), Министерство руководствовалось Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее - Методические рекомендации ).

На основании части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится, в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.

Так, НМЦК на оказание услуг по изготовлению печатной продукции определена и обоснована на основании следующих источников ценовой информации:

источник цены (вх. от 2 апреля 2020 г. ) - 1,14 рублей:

источник цены ( в реестре контрактов) - 1,90 рублей;

источник цены ( в реестре контрактов) - 1,87 рублей.

Министерством осуществлен поиск ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, объектами закупок с реестровыми номерами контрактов 2 (источник цены ), 2 (источник ), является оказание услуг по изготовлению строгой отчетности (разрешений на добычу охотничьих ресурсов). Цена за единицу товара - 1,90 рублей, 1,87 рублей соответственно.

Указанные контракты заключены 2 марта 2020 г., 10 марта 2020 г. по результатам аукциона в электронной форме соответственно.

25 марта 2020 г., 30 марта 2020 г. соответственно в ЕИС размещена информация об исполнении вышеуказанных контрактов, сведения о взыскании неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующими контрактами, отсутствуют.

Принимая во внимание, что предметами контрактов с реестровыми номерами 2 (источник ), 22 (источник ) является изготовление бланков строгой отчетности (разрешений на добычу охотничьих ресурсов) и такие основные характеристики, как формат, плотность, материал бумаги не соответствуют сформированному Министерством описанию объекта закупки, следовательно учитывая положения статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ информация о цене такой услуги не может быть использована при определении и обосновании НМЦК.

Министерством заключен государственный контракт от 10 апреля 2020 на оказание услуг по изготовлению печатной продукции по наименьшему значению цены за единицу печатной продукции, а именно 100 000 штук х 1,14 рублей 114 000,00 рублей.

Кроме того, на основании части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Однако, на рынке услуг имеются услуги идентичные планируемого Министерством к закупке, что подтверждается представленным Министерству коммерческим предложением НАО «Печатный двор Кубани», соответственно, при анализе рынка Министерством не соблюдены требований части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ в связи с использованием информации о ценах товаров, содержащейся в реестре контрактов, заключенными заказчиками, характеристики которых не соответствуют описанию объекта закупки, сформированному Министерством.

По вышеуказанному вопросу использования при обосновании начальной (максимальной) цены контракта информации о ценах услуг, содержащейся в реестре контрактов (источник , источник ), заключенных заказчиками, характеристики которых не соответствуют установленным Министерством потребностям к планируемой к закупке услуги, в том числе без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий оказания услуг у Министерства затребованы пояснения.

Согласно пояснений Министерства при исследовании рынка было произведено лишь сравнение цен за единицу услуги по изготовлению бланков, а не за стоимость товара - единицы бланочной продукции, а также Министерство для сопоставления условий оказания услуг использовало финансовые условия об оплате услуг - по факту оказания услуг, что не соответствует требованиям статьи 22 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

Пунктом 3.15 Рекомендаций , утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее - Рекомендации ), что коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением корректировок таких условий.

В пункте 3.17 Рекомендаций обозначены условия, которые могут быть учтены и приведены в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется начальная (максимальная) цена контракта. Такие как срок исполнения контракта, количество товара, место поставки и др.

Признавать коммерческие условия сопоставимыми учитывая только условие об оплате услуг свидетельствует, о формальном соблюдении требований части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

Также Министерство в своих пояснениях ссылается на уникальность характеристик печатной продукции и индивидуальной формы бланка, утвержденной приложением 2 к приказу Министерства от 2 апреля 2020 г. , при этом заключенный Министерством контракт от 10 апреля 2020 г. на оказание услуг по изготовлению печатной продукции не содержит уникальных характеристик (водные знаки, голограмма, нумерация, специальная бумага и другое), документы, подтверждающие «уникальность» продукции также Министерством не представлены.

Вышеуказанные пояснения не отвечают по существу поставленного вопроса проверкой.

Кроме того, Министерство своими пояснениями об «уникальности и индивидуальности» противоречит осуществленному мониторингу ценовой информации, используя при обосновании цены контракта от 10 апреля 2020 г. на оказание услуг по изготовлению печатной продукции реестр контрактов (2 (источник ), 22 (источник )).

Таким образом, в нарушение частей 2, 3 статьи 22 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ Министерством не соблюден порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта по объекту закупки на оказание услуг по изготовлению печатной продукции на сумму 114 000,00 рублей, в связи с использованием при обосновании начальной (максимальной) цены контракта информации о ценах услуг, содержащихся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, характеристики которых не соответствуют установленным Министерством потребностям к планируемой к закупке услуги, в том числе без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий оказания услуг.

Ответственность должностного лица за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ работники контрактной службы, совершившие, административное правонарушение, предусмотренное, в том числе частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

На основании приказа Министерства от 5 мая 2012 г. -л «О назначении ФИО1» на должность главного консультанта отдела информационного обеспечения и контроля министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, 4 мая 2012 г. в порядке перевода из администрации Краснодарского края ФИО1.

Приказом Министерства от 31 марта 2016 г. «О создании контрактной службы министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края» (в редакции приказа Министерства от 11 февраля 2020 г. ) (далее - Приказ Министерства ) утвержден состав контрактной службы Министерства, в который включена главный консультант отдела информационного обеспечения и контроля Министерства ФИО1.

Приказом Министерства утверждено Положение о контрактной службе Министерства (далее - Положение о контрактной службе), устанавливающее правила организации деятельности контрактной службы при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с положениями Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

Пунктом 2 Положения о контрактной службе определено, что контрактная служба создана в целях обеспечения планирования и осуществления Министерством в соответствии с Законом о контрактной системе ФЗ-44 закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 раздела II Положения о контрактной службе контрактная служба осуществляет, в том числе следующие функции и полномочия: при планировании закупок: определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальную сумму цен единиц товара, работа, услуги при формировании плана-графика; при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей): уточняет в рамках обоснования цены цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги.

Приказом Министерства утвержден Порядок распределения обязанностей между работниками контрактной службы министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, которым определен ответственный за определение и обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги при формировании плана- графика и уточнения в рамках обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 2 раздела III Положения о контрактной службе Министерства работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, ФИО1 являясь работником контрактной службы несет ответственность за определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в связи с чем является должностным лицом, ответственным за соблюдение порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действиях должностного лица - главного консультанта отдела информационного обеспечения и контроля министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, работника контрактной службы ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, а именно несоблюдение порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта по объекту закупки «Оказание услуг по изготовлению печатной продукции».

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере закупок.

Субъектами правонарушения выступают должностные лица.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В рассматриваемом случае вина ФИО1 в совершении правонарушения заключается в том, что ею, как осуществляющим функции работника контрактной службы Учреждения, в обязанности которого входило обоснование НМЦК по настоящему делу, не обеспечено соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при обосновании НМЦК то объекту закупки «оказание услуг по изготовлению печатной продукции».

Правовая обязанность ФИО1 по соблюдению требований законодательства в сфере закупок, в том числе, регламентирующих порядок обоснования НМЦК, вытекает из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а соответственно, установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для их соблюдения.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ составляет 1 год, и поскольку правонарушение совершено 02.04.2020, то на момент вынесения настоящего постановления указанный срок не истек.

Санкция части 2 статьи 7.29.3 КоАП и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности свидетельствуют, что рассматриваемое правонарушение представляет повышенную общественную опасность, так как законодателем установлена строгая ответственность за его совершение и значительный срок давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Указанные положения Кодекса РФ об административных правонарушениях предоставляют возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

По настоящему административному делу установлены наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах настоящего дела и материалах проверки департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края.

При рассмотрении дела сведения, указывающие на наличие обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность, в материалы дела не поступали.

В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления (решения) без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления (решения), если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления (решения) и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления (решения) и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно должно было выполнить возложенную на него обязанность, могло ее выполнить, но лицом предприняты все зависящие меры по ее выполнению.

Доводы жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде и не опровергают установленные должностным лицом обстоятельства, следовательно не влияют на законность принятого по делу судебного акта.

Приведенные в постановлении должностного лица, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения, поэтому не могут служить основанием к отмене обжалуемого постановления.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Вывод должностного лица основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам, предусмотренным действующим доказательством.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 20.07.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главного консультанта отдела информационного обеспечения и контроля, осуществляющего полномочия работника контрактной службы министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края - ФИО1 подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 20.07.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главного консультанта отдела информационного обеспечения и контроля, осуществляющего полномочия работника контрактной службы министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края - ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

Первомайского районного суда г. Краснодара п Е.Н. Медоева.