ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-666/2021 от 13.05.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

№ 12-666/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 мая 2021 года город Кызыл

Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Монгуш Р.С., рассмотрев жалобу защитника АО «Кызылская ТЭЦ» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении АО «Кызылская ТЭЦ»,

УСТАНОВИЛ:

Защитник АО «Кызылская ТЭЦ» ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, которым АО «Кызылская ТЭЦ» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ отсутствует, поскольку законных оснований для применения административного наказания в материалах административного дела не имеется, золошлаковые отходы – «золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная» (код 6 11400 02205), образующие в процессе производства у АО «Кызылская ТЭЦ» относятся к V классу опасности, что подтверждается лабораторными данными. Просит отменить данное постановление и производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник АО «Кызылская ТЭЦ» К. поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить.

Представитель Росприроднадзора ФИО3 просила отказать в удовлетворении жалобы, так как правовых оснований для ее удовлетворения не имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, копию которого заявитель получил ДД.ММ.ГГГГ, жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ, срок на обжалование не нарушен.

В соответствии с частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления ФИО2, АО «Кызылская ТЭЦ» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужили результаты документарной и выездной проверки Енисейского межрегионального управления Роспироднадзора (далее – Управления) в отношении АО «Кызылская ТЭЦ», проведенной на основании Распоряжения Управления «О проведении плановой документарной и выездной проверки в отношении АО «Кызылская ТЭЦ» от ДД.ММ.ГГГГ-р/п, согласно выводам которой АО «Кызылская ТЭЦ» не соблюдает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а именно для подтверждения класса опасности по заявке от ДД.ММ.ГГГГ. отделом лабораторного анализа и технических измерений по <адрес> проведено биотестирование золошлаковых отходов (протокол анализа от ДД.ММ.ГГГГ, протокол биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ Согласно заключениям лабораторных исследований, измерений и испытаний от ДД.ММ.ГГГГг и от ДД.ММ.ГГГГг, АО «Кызылская ТЭЦ» соответствуют IV классу опасности для окружающей среды – «золошлаковые отходы». При этом у АО «Кызылская ТЭЦ» отсутствует паспорт на указанный опасный отход, что является нарушением требований ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, Правила проведения паспортизации отходов I-V классов опасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712.

Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления ФИО2 в присутствии представителя АО «Кызылская ТЭЦ» К., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № РТ- АО «Кызылская ТЭЦ» выявлено не соблюдение требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, что подтверждается заключениями лабораторных исследований, измерений и испытаний от ДД.ММ.ГГГГг и 85г, согласно выводам которых, отходы АО «Кызылская ТЭЦ» соответствуют IV классу опасности для окружающей среды, наименование «золошлаковые отходы», соответственно отсутствует паспорт опасного отхода. В связи с чем в действиях АО «Кызылская ТЭЦ» содержатся признаки административного правонарушения. Предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ. Ознакомившись с данным постановлением, представитель АО «Кызылская ТЭЦ» К. не согласилась с его выводами, указав, что в действиях АО «Кызылская ТЭЦ» отсутствует событие и состав административного правонарушения.

Из письменного объяснения представитель АО «Кызылская ТЭЦ» К. от ДД.ММ.ГГГГ.2-119 следует, что специалистами ФГБУ ЦЛАТИ были допущены нарушения требований проведения отбора проб золошлаковых отходов, предусмотренные п.4.5 Методическими рекомендациями «отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления», что привело к искажению результатов биотестирования, соответственно, данные заключения, полученные с нарушением закона, не могут использоваться как доказательства.

Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний г от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проведения биотестирования (протокол биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ №РХ 5г-О (Т)) в отходах (5 проб), полученных золоотвале АО «Кызылская ТЭЦ» - «золошлаковый отход», установлено наличие острого токсического действия отхода на тест-объект Chlorella vulgaris Beijer. Безвредная кратность разбавления составила 9,5 раза. В соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду п.п. 12,13,14,17, исследуемая проба отхода соответствует IV классу опасности для окружающей среды.

Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний г от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проведения измерений (протокол анализа от ДД.ММ.ГГГГ протокол анализа от ДД.ММ.ГГГГг-О) в отходах (5 проб), полученных золоотвале АО «Кызылская ТЭЦ» - «золошлаковый отход», выполнен перерасчет содержаний компонентов химического состава в ионной форме на содержание в виде окислов в %, данные которых приведены в приложенной таблице.

Из Акта проверки Енисейским межрегиональным управлением Роспироднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что на основании Распоряжения Енисейского межрегионального управления Роспироднадзора от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая документарная и выездная проверка Акционерного общества «Кызылская ТЭЦ», объектом НВОС является промышленная площадка, код П, II категория, категория риска, проверка проведена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой, отделом лабораторного анализа и технических измерений по <адрес> была отобрана проба золошлаковых отходов 5-ти точечных проб, координаты которых указаны в Акте, и согласно заключению лабораторных по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от ДД.ММ.ГГГГг и от ДД.ММ.ГГГГг, в ходе деятельности АО «Кызылская ТЭЦ» образует отход - золошлаковые отходы IV класса опасности для окружающей среды. На данный вид отхода паспорт опасного отхода в АО «Кызылская ТЭЦ» не разрабатывался и не утверждался в установленном порядке. Данный Акт подписан ДД.ММ.ГГГГ, копия с приложениями также получен генеральным директором АО «Кызылская ТЭЦ» Т.ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется его подпись.

АО «Кызылская ТЭЦ» ДД.ММ.ГГГГ уведомлена о необходимости прибытия ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 часов к государственному инспектору РФ в области окружающей среды Енисейского межрегионального управления ФИО2 для составления протокола об административном правонарушении по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ по факту неисполнения обязанностей по составлению паспорта отхода I-V классов опасности.

Определением № от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области окружающей среды Енисейского межрегионального управления ФИО2 назначена время и место рассмотрения дела об административном правонарушении № в отношении АО «Кызылская ТЭЦ» ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут по адресу: <адрес>, каб.12, для чего вызван генеральный директор АО «Кызылская ТЭЦ» Т. Данное определение ДД.ММ.ГГГГ получено К., о чем имеется ее подпись.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, действовавшим до 01.01.2021, утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности.

Согласно пункту 7 указанного Постановления, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.

Правилами проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года N 712 и Порядком отнесения отходов I-IV опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 года N 541, определены правила составления паспортов отходов I-IV класса опасности.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" в указанный каталог включены «золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная» (код 6 11 400 02 20 5), из чего следует, что на указанные отходы составляется паспорт отходов, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Кызылская ТЭЦ», Енисейским межрегиональным управлением Роспироднадзора была проведена плановая документарная и выездная проверка. В ходе указанной проверки было выявлено, что АО «Кызылская ТЭЦ» в нарушение Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года N 712 и Порядка отнесения отходов I-IV опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 года N 541, не проведена паспортизация образующихся отходов I-IV класса опасности, а именно отхода – «золошлаковые отходы».

Факт совершения АО «Кызылская ТЭЦ» вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления ФИО2 о признании АО «Кызылская ТЭЦ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.; заключениями по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний г и от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки Енисейского межрегионального управления Роспироднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ., которым судом дана оценка на допустимость, достоверность, достаточность по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных государственным инспектором РФ в области окружающей среды Енисейского межрегионального управления ФИО2 фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны судом на основании исследования вышеперечисленных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Таким образом, АО «Кызылская ТЭЦ» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы о том, что подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, не требуется, поскольку основаны на неверном толковании приведенных выше норм материального права.

Вопреки доводам жалобы о том, что заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, материалы дела не содержат сведений о поступлении указанного ходатайства до рассмотрения дела об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении государственный инспектор сочла, что АО «Кызылская ТЭЦ» не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием государственным инспектором норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления не является.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности АО «Кызылская ТЭЦ» не нарушены.

Административное наказание, предусмотренное санкцией части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено АО «Кызылская ТЭЦ» в минимальном размере, предусмотренном санкцией этой статьи для юридических лиц.

В силу ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Частью 3 статьи 4.1 названного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из материалов дела наличие каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 указанного выше Кодекса, не усматривается.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица, основанное на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежат оставлению без изменения, жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления ФИО2 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о признании АО «Кызылская ТЭЦ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, и наложении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей – оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.С.Монгуш